На повестке – подведение итогов работы по исполнению поручений, данных год назад на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
По традиции в конце года мы подводим итоги. И сегодня предлагаю обсудить результаты реализации задач 2023 года, которые являются частью нашей большой, системной работы по достижению национальных целей развития.
Смотрите также
Что хочу подчеркнуть: национальные цели определены на горизонте до 2030 года, и та «сверка часов», которую мы с вами регулярно проводим в конце года, важна не просто для оценки текущей ситуации – что удалось реализовать, а решение каких задач пока отстаёт от графика, но прежде всего для принятия конкретных управленческих решений по тем направлениям, которые требуют особого внимания, концентрации дополнительных сил, средств, ресурсов как на федеральном уровне, так и в регионах, на местах.
При этом ключевой критерий эффективности нашей работы – это оценка граждан, мы с вами об этом многократно уже говорили, как они воспринимают динамику, темп, качество изменений в их жизни. Хочу ещё раз обратить на это внимание всех коллег.
И конечно, результаты, которых мы добиваемся вместе, должны стать основой для долгосрочных планов.
В следующем году действующие национальные проекты, сформированные в 2018 году, завершаются. А значит, нам предстоит уточнить национальные цели развития, расширить горизонт планирования до 2036 года. Поставить задачи, определить целевые параметры развития, которые соответствуют и нашим возросшим возможностям, и более высоким запросам общества, это естественно. И конечно, нужно подготовить и своевременно запустить обновлённые национальные проекты.
Повторю, мы сейчас накопили такой потенциал, который позволяет нам выйти на принципиально другой уровень и динамику развития всей страны.
Что касается текущего года, как вы знаете, задачи были установлены по таким ключевым направлениям, как обеспечение экономического суверенитета: технологического и кадрового, инфраструктурного, финансового, а также структурные изменения нашей внешнеэкономической деятельности. И конечно, это развитие городов и посёлков, социальной сферы, решение вопросов демографии, поддержки материнства и детства, системы здравоохранения и образования. В целом повышение качества жизни людей.
Прошу коллег, которые выступят с докладами по своим темам, исходить из следующих соображений. Кроме подробного отчёта о выполнении задач, поставленных на 2023 год, прошу сфокусироваться на том, что нужно сделать в наступающем, 2024 году, а также на дальнейшую перспективу.
Что хотел бы подчеркнуть до того, как перейдём к повестке.
Все наши планы в развитии инфраструктуры, социальной сферы, в поддержке демографии предельно реалистичны. Мы с вами постоянно «сверяем часы» по этим направлениям. Они опираются на экономические возможности страны, учитывают динамику её отраслей, индустриальный рост.
Российская экономика прошла через период адаптации к изменившимся внешним условиям. Наши компании сохранили ритмичную работу, укрепили логистику, заменили ряд иностранных материалов, комплектующих в том числе, на отечественные аналоги, на продукцию российских предприятий.
За январь – октябрь текущего года обрабатывающая промышленность выросла на 7,4 процента, а инвестиции за три квартала прибавили 10 процентов, то есть дали перспективу развития. Это в целом по экономике. А в обрабатывающей промышленности приток капиталовложений ещё выше: за январь – сентябрь – 12,2 процента, за третий квартал вообще 35 процентов.
Кстати, на площадке выставки «Россия» с успехом проходят дни наших регионов. Субъекты Федерации показали и свои достижения, и потенциал развития.
Сейчас эстафету принимают отечественные компании и ведомства. Уверен, они представят свои достижения, планы так же ярко и убедительно, как это сделали регионы России.
Повторю, нужно обязательно закрепить позитивную динамику инвестиций, экономики в целом. За счёт деловой активности обеспечить растущий спрос внутреннего рынка достаточным предложением по широкой группе товаров. Имею в виду как товары потребительского сегмента, так и продукцию инвестиционного спроса: машины, станки, технологическое оборудование.
Подчеркну: построение именно такой экономики – экономики предложения – в том числе позволит в будущем избегать всплесков цен на отдельные товары, а такие проблемы, как вы знаете, есть. Наши граждане столкнулись с подобными ценовыми скачками в последние месяцы. Мы говорили об этом и в ходе недавней «Прямой линии».
Напомню: по итогам текущего года нужно привлечь не менее двух триллионов рублей в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции.
Рассчитываю сегодня услышать, как выполняются эти задачи, а также на какой уровень инвестиций ожидается выйти в следующем году, какую планку здесь предлагается установить.
Отмечу, что сегодня в России сложились уникальные рыночные возможности для открытия современных производств и модернизации действующих предприятий, для создания новых – и хочу это особо отметить – хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Наша экономика должна стать экономикой квалифицированных кадров и хороших, высоких заработных плат. Именно в этом ключ к повышению доходов граждан, к преодолению проблем бедности. Кстати сказать, мы здесь добились определённых результатов, но вы знаете об этом. Вообще слово не очень хорошее – бедность, но тем не менее такие показатели есть, будет исторический минимум в 2023 году, но те люди, которые всё-таки живут за чертой бедности, для них это пустой звук. Нужно сводить эту цифру к минимальным значениям – к нулю надо стремиться.
Нужно наращивать производительность труда, повышать эффективность экономики и социальной сферы в целом, делать это на основе внедрения принципов бережливого производства, автоматизации и цифровых решений в управлении, широкого использования технологий искусственного интеллекта.
В этой связи ожидаю, что сегодня коллеги отдельно остановятся на такой важной теме, как развитие отечественной индустрии промышленных роботов.
И конечно, надо формировать новые требования к системе профессионального образования, к подготовке и переподготовке рабочих и инженерных кадров, управленцев. Запускать новые и расширять действующие программы.
Уже просил Правительство разработать пятилетний прогноз кадровой потребности нашей экономики. Сделать это нужно в разрезе отраслей и профессиональных квалификаций. Такой прогноз должен не только регулярно обновляться с учётом состояния рынка труда, но – что принципиально важно – он должен учитываться при установлении контрольных цифр приёма в колледжи и техникумы, училища и вузы, при формировании и расширении программ профессиональной переподготовки.
При этом прошу Правительство выстроить систему мотивации учебных заведений, оценки эффективности их руководителей, чтобы они были заинтересованы в подготовке специалистов именно по тем направлениям, которые востребованы на рынке труда.
Далее. Мы развиваем систему комплексной поддержки экспорта российских товаров и услуг. Помогаем нашим компаниям переключиться на перспективных партнёров в Азии, Ближнем Востоке, Латинской Америке и Африке. Укрепляем связи со странами Евразийского экономического союза. Кстати говоря, хочу отметить, мы не закрываемся от Американского континента, Северной Америки – США и Канады, мы не закрываемся от европейских стран, им вообще пора закончить валять дурака и ждать, пока мы рухнем. Стало ясно для всех, что, если хотят получать выгоду от сотрудничества с Россией, надо это делать. Мы же их не отталкиваем. Но это их дело и их решение. Пускай они сами думают, чем они руководствуются, какими-то эфемерными соображениями, уничтожения России, или интересами своей собственной страны, своего собственного народа, своих людей по развитию отношений в мире в целом на современном демократическом фундаменте многополярного мира. Но, повторю, это их дело.
Важный элемент такой работы – создание независимой финансовой, платёжной инфраструктуры, широкое использование национальных валют в торговле.
По сравнению с 2021 годом доля рубля в наших международных расчётах удвоилась и сейчас составляет 35 процентов, а вместе с валютами дружественных стран эта доля достигает 75 процентов.
Идёт замещение внешних источников кредитования российских компаний внутренними. Если за прошлый год объём рублёвых корпоративных кредитов вырос на 9,5 триллиона рублей, то с начала текущего года он прибавил ещё более 13,5 триллиона рублей. При этом внешний долг России, что очень важно, сократился примерно на треть.
И государство сокращает, и компании наши ведущие сокращают: возвращают кредиты вовремя, совершают другие действия, которые делают их финансы более сбалансированными и здоровыми.
Вернусь к тому, о чём сказал на недавнем форуме «Россия зовёт». В ближайшие годы и Правительству, и Центральному банку нужно усилить внимание к развитию механизмов проектного и акционерного финансирования. Наша банковская система, фондовый рынок должны в полной мере обеспечить приток капитала в важнейшие, перспективные точки роста российской экономики. Может быть, точки роста – не очень правильное слово, но вы понимаете, о чём идёт речь. Нужно уделить внимание этим вопросам.
Далее. Для освоения отечественным бизнесом новых рынков, для выстраивания более удобных, эффективных логистических цепочек и, конечно, для повышения транспортной связанности страны, наших регионов мы наращиваем возможности инфраструктуры, расшиваем так называемые узкие места, повышаем пропускную способность пограничных пунктов. Что, кстати говоря, нужно делать своевременно.
По итогу текущего года ожидается, что суммарный грузопоток трёх наших ключевых логистических коридоров – а это «Север – Юг», железнодорожные магистрали в Восточном и Азово-Черноморском направлениях – вырастет примерно на 10 процентов.
Их дальнейшее развитие – это безусловный приоритет. Мы только что с Андреем Рэмовичем [Белоусовым] на этот счёт с утра разговаривали. Важно, как увеличение мощности дальневосточных и арктических морских портов, становление Северного морского пути как глобальной транспортной артерии повлияет на всю нашу логистику.
Вновь отмечу: эти масштабные проекты обеспечат мощный позитивный эффект для нашей экономики, для нашей страны в целом, для наших граждан. Сформируют огромное пространство для долгосрочного роста отраслей и регионов, для многих предприятий, трудовых коллективов, которые заняты в сфере транспорта, строительства, в смежных секторах. Даст хороший эффект для всех.
Мы продолжаем нашу повестку инфраструктурного развития и на уровне регионов, муниципалитетов. На 1 декабря в нормативное состояние приведено 83 процента дорожной сети в крупнейших городских агломерациях.
Подчеркну: работы идут с опережением графика. Очень рассчитываю, что так же раньше намеченного срока, то есть уже в следующем году, мы выйдем на целевой показатель, а именно 85 процентов дорог в крупнейших агломерациях должны быть в нормативном состоянии. Это высокая планка, не простая, но вполне реалистичная для достижения.
Такой же высокий темп нужно обеспечить и в обновлении общественного транспорта в регионах. По итогам следующего года нужно снизить средний возраст этого парка за счёт поступления новых автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов. Это хороший стимул для промышленности и хорошая поддержка промышленности. До сих пор у нас это неплохо получалось: и инфраструктуру развивать, и промышленность поддерживать.
Современный, безопасный, экологичный транспорт – неотъемлемая часть жизни городов и посёлков. В их развитии мы также применяем основанный на реальном подходе к делу проектный подход.
Начиная с прошлого года подготовлены мастер-планы для 22 дальневосточных городов и агломераций. Знаю, что и здесь нужно ещё посчитать, посмотреть, подумать, но в целом ориентиры намечены и к ним нужно стремиться, к этим целям, с чёткими мероприятиями и источниками финансирования, конечно. Аналогичная работа запущена и по опорным населённым пунктам Арктической зоны.
Напомню, что мы договорились создать реестр лучших практик по развитию городов, по созданию комфортной среды для жизни, где каждый город, посёлок, муниципалитет сможет найти и воплотить у себя эффективное решение, нужное и полезное для граждан.
Кроме того, поручил подготовить единые требования к структуре и содержанию мастер-плана, закрепить сам этот термин в градостроительном законодательстве.
По сути, речь идёт о том, чтобы выстроить целостную систему управления развитием населённых пунктов, объединить все механизмы поддержки субъектов Федерации в этой сфере, повысить квалификацию муниципальных служащих, а также задействовать эффективные инструменты контроля, в первую очередь со стороны жителей, гражданского общества. Мы всё время тоже об этом говорим. Прошу Правительство провести эту работу в сжатые сроки.
Уважаемые коллеги! Мы в полном объёме сохранили программы по достижению национальных целей развития. Несмотря ни на какие сложности, трудности, на особенности текущего момента, мы всё сохранили. Более того, в текущем году провели опережающее финансирование многих направлений, чтобы не только поддержать набранный темп преобразований, но и раньше срока достигать установленных ориентиров, у нас это, кстати, получается по важнейшим направлениям развития, укреплять суверенитет страны.
При этом напомню: все наши решения и действия по развитию экономики и созданию новых рабочих мест, благоустройству городов и посёлков, улучшению экологии, развитию систем здравоохранения, образования, культуры, занятий спортом объединены главной целью – это сбережение нашего народа, повышение благополучия российских семей, семей с детьми, конечно, прежде всего, защита здоровья людей.
По итогам 10 месяцев текущего года ожидаемая продолжительность жизни в России превысила допандемийный уровень.
Снижается смертность – в том числе младенческая. Она сейчас на историческом минимуме.
Вместе с тем, мы это знаем тоже хорошо, пока не удаётся переломить тенденцию на снижение рождаемости. Конечно, на этом прежде всего сказываются объективные причины, последствия демографической ямы и 40-х годов прошлого века, во время войны, и ямы 90-х годов, связанной с распадом Советского Союза.
Но вновь подчеркну: сбережение народа – это наш приоритет на поколения вперёд. Повторю, в ходе подготовки и реализации долгосрочной стратегии развития страны, обновлённых национальных проектов первостепенное значение нужно уделять именно вопросам поддержки семьи. Такие вопросы должны быть, что называется, сквозными во всех наших планах и программах.
В текущем году мы выстроили единую систему поддержки нуждающихся граждан, семей с детьми, как я уже сказал. Нужно на это обратить самое пристальное внимание: мы делаем шаги в этом направлении, помогаем, в том числе женщинам – от беременности будущей мамы до достижения ребёнком 17 лет. Такое пособие уже оформили родители 10,5 миллиона детей, также его получают 375 тысяч беременных женщин.
Продолжает действовать программа материнского капитала.
Будем совершенствовать, настраивать и другие механизмы. Так, активно развивается детское здравоохранение, жилищные программы, включая семейную ипотеку. Предусмотрены налоговые вычеты на образование и лечение детей.
Наступающий 2024 год объявлен в России, как мы знаем, мы сделали это сознательно с вами, Годом семьи. Прошу коллег из Правительства, из регионов самым внимательным образом проработать меры, направленные на защиту материнства и детства, на укрепление семейных ценностей.
В том числе важно возродить традиции многодетной семьи. Как мы и договаривались, нужно установить статус многодетной семьи на федеральном уровне, люди просят об этом, это справедливая просьба и справедливое требование, с соответствующими льготами и механизмами поддержки, которые будут гарантированы, причём гарантированы по всей стране единообразно. Принять такое решение нужно оперативно.
Давайте перейдём к повестке. Слово Андрею Рэмовичу Белоусову. Пожалуйста.
А.Белоусов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
В декабре прошлого года Президентом Российской Федерации была поставлена задача по расширению внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнёрами из дружественных государств и развитию необходимых для такого сотрудничества инфраструктур, в том числе транспортной и платёжной. Сначала дам общую оценку текущей ситуации.
Начиная с 2022 года недружественными странами совершаются последовательные действия по созданию внешнеэкономической блокады России с целью изолировать нашу страну от мировых рынков. Эту блокаду необходимо было прорвать, и это удалось сделать. Об этом свидетельствует прежде всего стабилизация экспорта. Величина экспортных поставок на рынке дружественных стран в 2023 году превысила 360 миллионов долларов, увеличившись по сравнению с 2021 годом в физическом выражении на 60 процентов, в том числе по объёму торговли с Китаем вышли на исторический максимум. По итогам текущего года российский экспорт в Китай достигнет рекордных значений – более 110 миллиардов долларов, а общий товарооборот России и Китая – 210 миллиардов долларов.
Продолжаем наращивать объёмы поставок в страны Евразийского экономического союза и в арабские страны. В физическом выражении экспорт по этим направлениям вырос на два с лишним процента и на 36 процентов соответственно.
За счёт чего это удалось сделать? Первое. Была оперативно перестроена система поддержки несырьевого неэнергетического экспорта, промышленных и сельскохозяйственных товаров.
Всего за текущий год мерами такой поддержки воспользовались более 20 тысяч предпринимателей, то есть каждый четвёртый экспортёр. С участием льготного финансирования реализованы почти 300 экспортных проектов на общую сумму порядка 7 миллиардов долларов.
К другим мерам относится льготная транспортировка. Почти тысяча экспортёров в этом году воспользовались льготами по транспорту, что позволило реализовать экспортные контракты на сумму почти в 8 миллиардов долларов. Страховая поддержка экспортных проектов в дружественные страны превысила 10 миллиардов долларов.
Важной инновацией текущего года стало продвижение российских брендов за рубежом, в том числе по линии проекта Российского экспортного центра «Сделано в России», в рамках которого только в текущем году более 1,5 тысячи российских производителей приняли участие в выставках и бизнес-миссиях.
В рамках данного проекта Российский экспортный центр в начале следующего года проводит в китайской провинции Ляонин первый в истории фестиваль-ярмарку «Сделано в России». В тематических павильонах посетителям будут представлены более тысячи российских товаров, организованы насыщенная культурная и спортивная программы. Планируем масштабировать этот опыт в дальнейшем.
Начался активный выход малых предпринимателей на рынки дружественных стран. При содействии региональных центров поддержки были заключены почти 2,5 тысячи экспортных контрактов.
Всего на внешние рынки в этом году вышли более 60 тысяч малых предпринимателей, в 1,2 раза больше, чем в 2021 году.
Развивается цифровая система «Одно окно» для экспортёров. Линейка доступных сервисов расширена до 36. Системой уже пользуются порядка 10 тысяч предпринимателей. В результате рост физических объёмов несырьевого неэнергетического экспорта на рынке дружественных стран составил более 20 процентов к 2021 году, а их доля в российском экспорте достигла 84 процентов против 67 процентов в 2021 году.
Второе. На рынке дружественных стран была обеспечена переориентация энергетического экспорта. Хочу отметить, именно ограничение поставок наших энергоносителей – одна из главных целей действий коллективного Запада против нашей страны, от включения в санкционные списки компаний, судов и введения потолка цен до диверсии на «Северных потоках».
При этом на текущий момент сохраняются поставки энергетических товаров в некоторые недружественные страны: сжиженный природный газ, трубопроводная нефть и газ, нефтепродукты, уголь. Но в целом объём поставок в недружественные страны сократился в 3,5 раза по сравнению с 2021 годом, в том числе в 4,5 раза в Евросоюз.
Для перестройки основных направлений поставок нефти и нефтепродуктов и в меньшей степени газа – здесь ситуация более инерционная – были задействованы все рычаги и инструменты. Сегодня можно констатировать, что наиболее остро стоявшие в прошлом году проблемы в целом решены. Это касается, во-первых, платежей и страхования грузов. Во-вторых, обеспечения морских перевозок углеводородов танкерным флотом.
Как результат, экспорт сырой нефти на 7 процентов превысил показатель 2021 года и составляет порядка 250 миллионов тонн. В денежном эквиваленте российский энергетический экспорт практически вышел на показатели 2021 года и остаётся на комфортном для бюджета и компаний уровне.
Третье направление – обеспечение российского рынка необходимыми товарами и ресурсами по импорту. Ограничить Россию в поступлении импортных товаров также являлось одной из целей для дестабилизации социально-экономической ситуации в нашей стране. С учётом того, что в 2021 году на недружественные страны приходилось порядка 50 процентов всего импорта, это было крайне опасно. Но уже в 2022 году доля импорта из недружественных стран снизилась до 35 процентов, а в 2023 году – до 29 процентов. При этом общий объём импорта уже превысил показатели 2021 года: вырос примерно до 300 миллиардов долларов.
За счёт чего удалось это сделать? Запущен механизм параллельного импорта. Благодаря этому в страну ввезено необходимых товаров на сумму более 70 миллиардов долларов за два года. Освободили от НДС импортное оборудование, не имеющее российских аналогов. За счёт этого за два года российские компании получили льготы на общую сумму почти 105 миллиардов рублей.
Было проведено пакетное обнуление ввозных таможенных пошлин, мера позволила бизнесу сэкономить более 130 миллиардов рублей. В том числе под инвестиционные проекты запущены льготы по ввозным пошлинам. Объём предоставленных льгот уже оценивается в 1 миллиард рублей.
Действует программа поддержки приоритетного импорта, по которому уже выдано льготных кредитов на сумму 400 миллиардов рублей. В результате задача обеспечить поступление необходимых для российских предприятий и потребителей товаров в целом решена. Доля партнёров из дружественных стран в совокупном импорте выросла до 70 процентов.
Четвёртое – обеспечение кардинальной перестройки экспортных грузопотоков для выхода на рынки дружественных стран. Развёрнута системная работа по приоритетным международным транспортным коридорам на основе утверждённых Правительством в декабре прошлого года «дорожных карт». Ход их исполнения рассматриваем регулярно – два раза в месяц на штабе по транспортно-логистическим коридорам. Всего в этом году по ним суммарно будет перевезено более 550 миллионов тонн грузов – это на 17 процентов больше уровня 2021 года. В том числе по Восточному коридору более 300 миллионов тонн – на 11 процентов выше уровня 2021 года, по Азово-Черноморскому коридору порядка 220 миллионов тонн – на 24 процента больше, чем в 2021 году, по коридору «Север – Юг» 19 миллионов тонн – на 38 процентов больше показателя 2021 года.
Основной приоритет – это Восточный коридор. Компанией «РЖД» ведётся, не побоюсь этого слова, титаническая работа по расширению провозных мощностей и общего объёма перевозок. В этом году вышли на цифру 173 миллиона тонн провозных мощностей, а в следующем – на обозначенные в указе Президента Российской Федерации 180 миллионов тонн.
Развёрнуты новые специализированные транспортно-логистические центры и вспомогательные тыловые площадки. В результате по итогам года будут достигнуты рекордные показатели по контейнерным перевозкам железнодорожным транспортом – 7,5 миллиона TEU. Это на 15 процентов больше, чем в 2021 году.
Была системно решена проблема очередей на пунктах пропуска, прежде всего на границах дружественных стран – их пропускная способность была увеличена в 1,5 раза. Развёрнута работа по модернизации автомобильных дорог в рамках международных коридоров.
Завершено строительство автодорожных обходов Краснодара и Аксая, начато строительство обхода Хасавюрта, запущен процесс модернизации инфраструктуры морских портов – Новороссийск, Тамань, Туапсе – и внутренних водных путей – на Волге и Дону, – входящих в международные транспортные коридоры.
На южном направлении завершены дноуглубительные работы на Волго-Каспийском судоходном канале и в морском порту Махачкала. Это позволяет эксплуатировать в данном бассейне суда с осадкой до четырёх метров.
Запущен регулярный железнодорожный сервис по восточному маршруту коридора «Север – Юг» через Казахстан, Туркменистан, Иран.
Стоит отметить, что все намеченные планы сегодня в целом реализуются. Рассчитываем, что к 2030 году сможем выйти на объём грузоперевозок по данным транспортным коридорам почти в 670 миллионов тонн в год, что в полтора раза выше уровня 2021 года.
Пятое направление – формирование новой платёжной инфраструктуры. Недружественные действия Соединённых Штатов Америки и их союзников стимулировали ускоренный переход на внешнеторговые расчёты в национальных валютах.
В 2023 году в расчётах за экспорт и импорт товаров и услуг суммарная доля рубля и национальных валют дружественных стран составит 65 процентов. Для сравнения, в 2021 году она составляла лишь 22 процента.
Что было сделано? Во-первых, были резко расширены корреспондентские связи с зарубежными кредитными организациями. Количество российских банков, имеющих счета с дружественными странами, за последние два года увеличилось практически в два раза, а общее количество таких корреспондентских счетов за два года увеличилось почти в полтора раза и превысило две тысячи.
Во-вторых, налажены расчёты между странами с использованием отличных от SWIFT каналов обмена финансовой информацией, в первую очередь через систему передачи финансовых сообщений банка России. На сегодняшний день пользователями системы являются 150 нерезидентов из 16 стран.
В-третьих, для облегчения расчётов в национальных валютах на бирже запущены торги 10 валютами дружественных государств.
В-четвёртых, во внешнеторговых расчётах начинают активно использоваться цифровые активы. В перспективе двусторонние расчёты будут осуществляться с использованием цифрового рубля и иных банковских валют центральных банков. Банк России активно продвигается в реализации этого проекта.
В-пятых, важным элементом расчётной инфраструктуры является обеспечение приёма за рубежом платёжных карт системы «Мир». Сегодня карты «Мир» принимаются на территории 10 стран, и ещё с рядом стран ведутся переговоры об организации их приёма.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Предварительные итоги года позволяют говорить о том, что российская экономика в целом адаптировалась к санкционному давлению. За счёт выстраивания эффективных взаимодействий с партнёрами из дружественных стран и оперативной разработки необходимых инструментов поддержки российских предпринимателей удалось сохранить экспортный потенциал страны и обеспечить население и предприятия необходимыми товарами и ресурсами.
В целом можно отметить, что российская экономика нашла точку равновесия экспорта и импорта. Свидетельством этому является стабилизация валютного курса в районе 90 рублей за доллар, что является приемлемым как с точки зрения экспорта, так и с точки зрения потребительского и инвестиционного рынков страны. Проделанная работа позволяет перейти от оперативного решения текущих задач к стратегической повестке.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации завершаем разработку Стратегии развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года.
Цель Стратегии – позиционирование России как одного из лидеров многополярного мира, реализующего собственную национальную повестку развития и обеспечивающего свой экономический, финансовый и технологический суверенитет. Реализация Стратегии должна обеспечить устойчивое закрепление на новых рынках для полноценной реализации внешнеэкономического потенциала России, сформировать сеть партнёрств с дружественными странами, обеспечить технологическую кооперацию в целях модернизации промышленно-технологической базы, сформировать эффективную многостороннюю инфраструктуру поддержки внешнеэкономических связей.
Проект Стратегии на прошлой неделе был рассмотрен на стратегической сессии у Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина. В соответствии с установленными сроками Стратегия будет утверждена до 1 марта 2024 года.
Благодарю за внимание.
В.Путин: Спасибо большое. Такой обстоятельный доклад. Сейчас коллеги по своим направлениям выскажутся.
Я хочу вот что сказать. Мы с вами занимаемся очень важным делом, но есть не менее важные дела. Например, все вы участвовали в акции «Ёлка желаний» и сопровождаете своих подопечных. Мазнева Ксения из Петербурга мечтала попробовать себя в роли ведущей новостей. Я должен отлучиться на несколько минут и уточнить, как идут дела.
Поскольку вы все находитесь в своих рабочих кабинетах, вы успеете или руки помыть, или выпить чашечку кофе. Я прошу прощения и благодарю за понимание. Мы сейчас увидимся. Спасибо большое. Прервёмся минут на десять.
(Президент поговорил по телефону с Ксенией Мазневой.)
Уважаемые коллеги, продолжим.
Пожалуйста, Мантуров Денис Валентинович.
Вам всем привет от Ксюши. Она будет журналистом и будет освещать в будущем вашу работу. Обещала делать это объективно.
Д.Мантуров: Хорошо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Поставленная Вами, Владимир Владимирович, задача по достижению технологического суверенитета является сквозной для всей промышленности. Для её выполнения мы используем все востребованные общесистемные меры. Имею в виду субсидии на НИОКРы, займы Фонда развития промышленности, преференции по специнвестконтрактам. Эти механизмы обеспечили в нынешнем году инвестиций суммарно на 450 миллиардов рублей.
Вместе с тем ёмкие проекты техсуверенитета потребовали дополнительной государственной поддержки, которую Вы, Владимир Владимирович, одобрили, включая выделение средств ФНБ, кластерную инвестиционную платформу, промышленную ипотеку, обеспечивающую совокупно вложений ещё на 1,2 триллиона рублей в текущем году.
В сочетании с мероприятиями других государственных программ, в том числе «СЗПК» и «Фабрики проектного финансирования», это составляет более двух триллионов рублей.
За счёт государственного плеча простимулировали дополнительные инвестиции в основной капитал. По обрабатывающей промышленности они выросли на 12 процентов за девять месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причём бо́льшая их часть направлена в наиболее наукоёмкие секторы промышленности. Они имеют определяющее значение для развития экономики и выделены Правительством в 10 направлениях технологического суверенитета, которые уже одобрены. Четыре из них ориентированы на развитие транспортной сферы.
Благодаря комплексной поддержке авиа- и судостроения, в том числе из ФНБ, мы хотим добиться в этих отраслях беспрецедентной для мировой практики независимости. В частности, в ближайшие два года заместим импортные комплектующие и агрегаты в линейке среднемагистральных самолётов Ту-214, Superjet и МС-21. Также активно ведётся работа по региональным самолётам – это «Ладога» и «Байкал», а также по вертолётной технике. Это обеспечит бо́льшую мобильность наших граждан в труднодоступных регионах страны.
Тесно связанная с авиастроением отрасль, которую будем выводить на новый уровень, – это беспилотные авиационные системы. У нас уже более 40 испытанных моделей с разными полезными нагрузками и сферами применения. Будем масштабировать сегмент гражданских беспилотников за счёт совершенствования систем контроля воздушного пространства, параллельно снижая ограничения на полёты, поддерживая спрос и добиваясь локализации компонентов и двигателей.
Я хотел бы отметить, что Россия – одна из пяти стран в мире, которые могут делать газотурбинные силовые установки в комплексе. Мы наращиваем выпуск таких двигателей как для боевой авиации, так и для гражданской авиации, включая транспортную.
При этом компетенции, полученные по авиационным двигателям, также позволили нам реализовать проект создания наземных установок большой мощности. В начале следующего года знаковым событием станет запуск в Краснодарском крае первой серийной газотурбинной установки ГТД-110М, это 110 мегаватт.
В этом же ключе нам предстоит быстро освоить широкую линейку дизельных и газопоршневых двигателей. Для их разработки и производства уже одобрены займы Фонда развития промышленности на 30 миллиардов рублей. Основные финишеры – это «Трансмашхолдинг» и Группа «Синара» – к 2027 году должны выйти на ежегодный выпуск порядка 800 среднеоборотных и 400 высокооборотных дизельных и газопоршневых двигателей.
Они востребованы предприятиями атомной и малой энергетики, будут устанавливаться также на маневровых и магистральных тепловозах, а также на морских судах.
В развитии судостроения наши верфи также сделали большой шаг вперёд. Воссозданы крупные проекты круизных лайнеров, судов на подводных крыльях, которые мы не строили более 30 лет. С нуля освоено производство катамаранов и электрических речных автобусов, выходящих на туристические и прогулочные маршруты. За счёт выделения средств ФНБ на льготный лизинг мы рассчитываем построить до 2027 года более 260 гражданских судов разного назначения. С учётом этого развёрнута работа по импортозамещению судового оборудования.
Благодаря Вашему, Владимир Владимирович, решению о софинансировании данного направления, отрасль освоит серийное производство узлов, агрегатов, которые крайне важно выпускать именно в нашей стране. Прежде всего элементов движительно-рулевого комплекса, специализированного палубного и рыбопромыслового оборудования. Это позволит добиться более высокого уровня локализации при строительстве новых судов.
Аналогичную задачу выполняем для топливно-энергетического комплекса по сегменту сжиженного природного газа. Наши машиностроители при участии нефтегазовых компаний создали образцы по сегменту сжиженного природного газа, и специально созданный стенд в Санкт-Петербурге позволяет отрабатывать всё это оборудование.
Уже разработана наиболее сложная для этой ниши технология крупнотоннажного сжижения. Конечно, Владимир Владимирович, Вы знаете, насколько уникален проект по строительству плавучих заводов в Белокаменке, с которого Вы давали сами старт по отправке первой линии СПГ. На этом производстве мы уже локализовали более чем на 75 процентов строительство гравитационных оснований. Сейчас добиваемся такого же уровня по самой сложной – верхней надстройке плавучих заводов.
Помимо транспортного и энергетического комплекса, а также двигателестроения особый акцент делаем на проектах технологического суверенитета в общесистемных отраслях. На электронику по Вашему решению, Владимир Владимирович, Правительством выделены существенные объёмы государственной поддержки. Здесь реализуются масштабные проекты по строительству фабрик на современных топологиях, включая создание подотрасли электронного машиностроения как основного элемента средств производства.
В развитие этого широкого направления мы актуализировали и федеральный проект по станкостроению. При поддержке Михаила Владимировича [Мишустина] запланировали беспрецедентное для отрасли государственное финансирование почти на 130 миллиардов рублей на ближайшую трёхлетку.
В целом в рамках федерального проекта рассчитываем до 2030 года создать и модернизировать более 70 предприятий. Это позволит произвести свыше 170 тысяч станков и обрабатывающих центров и значительно повысить уровень роботизации отечественных производств.
Владимир Владимирович, в своём вступительном слове Вы акцентировали внимание на роботизации. Я хочу сказать, что в федеральном проекте, о котором я сейчас сказал, мы специально предусмотрели отдельные меры поддержки, средства на это направление. В частности, одной из существенных мер поддержки будет компенсация скидки на поставку робототехнической продукции в объёме до 30 с лишним процентов на каждое изделие.
На сегодняшний день у нас в России порядка семи производителей, и объём на этот год планируется [в размере] около 100 единиц продукции, но возможностей у предприятий больше – они могут производить до 400 единиц. Поэтому рассчитываем с этой мерой поддержки, с учётом поддержанного Правительством ещё одного решения – это льгота по налогу на прибыль, которая вступит в силу в начале следующего года, дополнительно Вы давали поручение выпустить директивы для компаний с госучастием, для госкомпаний активно закупать эту продукцию… Уверен, что до 2030 года те показатели, которые [есть] на сегодняшний день (это 10 единиц на 10 тысяч человек), мы должны увеличить как минимум в пять раз. Я уверен, что показатели на самом деле будут выше.
Наконец, ещё один проект технологического суверенитета мы инициировали в химической промышленности. Её продукцию используют более десятка отраслей. При этом по многим веществам у нас пока, к сожалению, достаточно высокий уровень зависимости от импорта. Мы хотим возобновить производство порядка 500 продуктов, начинаем с базовых цепочек для развития мало- и среднетоннажного сегмента, в частности по сырью. Подключаем научные организации к разработке производства веществ, необходимых в минимальных объёмах. За счёт предусмотренных бюджетом средств простимулируем инвестиции в создание около 150 новых производств, которые должны увеличить вклад химической промышленности в ВВП с 7 до 10 триллионов рублей.
Помимо обозначенных проектов мы прорабатываем с коллегами и ряд других важных направлений. В совокупности это должно обеспечить возросший внутренний спрос для разных секторов экономики и укрепление нашего технологического суверенитета.
Владимир Владимирович, доклад закончил. Спасибо за внимание.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Вы несколько раз упомянули про использование средств ФНБ. Антон Германович, как у нас в целом, по Вашей оценке, вопрос с финансовым суверенитетом? Как у нас вопрос с финансами? Использование ФНБ: мы много раз это обсуждали, как Вы оцениваете надёжность, стабильность и устойчивость системы?
Пожалуйста.
А.Силуанов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Действительно, Вы поставили задачу обеспечения финансового суверенитета. Финансовый суверенитет – это в первую очередь макроэкономическая стабильность, устойчивость и устойчивость финансовых рынков.
Если мы говорим о макроэкономической стабильности, то в первую очередь это, конечно, бюджет, бюджетная сбалансированность и возможность выполнения бюджетом всех запланированных планов и решений, которые принимаются государством – независимо от внешних факторов и внешних воздействий.
Именно такие принципы мы и заложили в бюджет на предстоящие три года. Хочу сказать, что бюджет устойчивый, бюджет предусматривает минимальный размер дефицита, он менее одного процента от валового внутреннего продукта и начиная с 2025 года предусматривает баланс доходов и расходов без учёта процентных платежей, так называемый первичный баланс – это важный показатель устойчивости бюджета и бюджетной конструкции.
Важно также, что мы при формировании доходов учитывали бюджетное правило, которое предусматривает выполнение наших обязательств при цене на нефть 60 долларов за баррель. При этом мы понимаем, что, несмотря на волатильность цен в ту или другую сторону, все обязательства бюджета, – будь то из-за изменений ценовых показателей на сырьевые товары или из-за ограничений, которые вводятся, и мы видим, что в последнее время этот процесс не останавливается, – все наши обязательства будут выполнены. Именно такой принцип был заложен в бюджете.
И как раз Вы задали вопрос о ФНБ. Действительно, ФНБ – наш финансовый запас, ресурс, который мы формировали за последние годы. Общий объём средств, которые сегодня находятся в Фонде национального благосостояния, составляет почти 12 триллионов рублей, если быть точным – 11,8 триллиона рублей. А свободные ресурсы, которые не вложены в проекты, составляют почти пять триллионов рублей, если быть тоже точным, то 4,7 триллиона рублей. Это тот ресурс, который нам позволяет иметь запас прочности помимо бюджетной конструкции на случай, ещё раз повторюсь, ограничений, санкций, которые вводятся или, может, будут вводиться. Тем не менее мы обеспечены финансами для выполнения своих обязательств.
Для того чтобы обеспечить финансовый суверенитет, необходим и устойчивый финансовый рынок: чтобы финансовый рынок формировал, генерировал необходимые ресурсы для развития экономики, для инвестиций, чтобы их можно было вкладывать в развитие. Конечно же, развитие финансового рынка должно обеспечивать бесперебойность расчётов в экономике.
Что делается и что мы планируем сделать в этом направлении?
В первую очередь мы планируем задействовать те сбережения граждан, которые сегодня ещё находятся либо на руках у населения, либо не участвуют в активных инвестиционных программах. А таких сбережений у граждан – более 40 триллионов рублей. Хороший ресурс, и этот ресурс может как приносить доход гражданам, – и в первую очередь он должен работать на доходы граждан, – так и использоваться как источник для экономического развития.
Так вот, что предлагается сделать. Со следующего года мы запускаем программу долгосрочных сбережений граждан. Для этого людям будет необходимо обратиться в негосударственные пенсионные фонды, открыть счёт и договориться о перечислении части доходов для долгосрочных сбережений.
Государство создало необходимые стимулы – это софинансирование. Мы предусматриваем софинансирование в размере 36 тысяч рублей в год из бюджета, а также предусмотрены необходимые налоговые стимулы.
Для тех граждан, кто видит себя более активно как инвестор, предлагается задействовать институт индивидуальных инвестиционных счетов. Со следующего года мы также используем новации в этом механизме. Предусмотрены новации следующего плана: предлагаем новый инструмент для инвестирования на более длинные сроки – это срок более пяти лет.
Если этот институт будет интересен гражданам, то, соответственно, они могут получить налоговый вычет – до 52 тысяч рублей в год при внесении денег на инвестиционный счет более 400 тысяч рублей, а также получить налоговые преференции при уплате налога на доходы физических лиц. Новый инструмент заработает в следующем году.
Страхование – тоже уделяем этому внимание. Подготовили необходимые законодательные решения о долевом страховании жизни. Новация, которая заработает с 2025 года. Сейчас необходимое законодательство Государственной Думой принято, в ближайшее время – до конца года – будет рассмотрен Советом Федерации и заработает этот инструмент: помимо накапливания средств можно будет обеспечить и возможности страхования. Думаю, что этот инструмент тоже будет пользоваться у наших людей популярностью.
Поэтому эти три новации будут задействованы, и мы сможем дополнительно привлекать ресурсы, обеспечивать хорошие доходности, надёжные доходности и, соответственно, использовать эти деньги в экономике.
Теперь вопрос о надёжности и доверии к финансовому рынку – тоже наша важная задача. Для этого мы подготовили и приняли необходимые меры по страхованию инвестиций в новые инструменты. Они будут применяться так же, как и по страхованию вкладов граждан в банке, но – мы об этом докладывали уже – размер таких страховок будет в два раза выше, чем во вкладах в банках.
Чтобы осознанно инвестировать, нужно понимать, в какие компании [инвестировать], какие финансовые показатели этими компаниями достигаются, поэтому Правительство обязало компании раскрывать необходимую информацию – за исключением чувствительной. Поэтому сейчас наши инвесторы, граждане могут посмотреть и определиться с параметрами такого инвестирования, имея на руках всю необходимую финансовую информацию о работе этих компаний.
Мы видим, что западные страны блокировали инвестиции наших граждан, компаний, которые были вложены в иностранные ценные бумаги на западных финансовых рынках. На сегодняшний момент количество пострадавших российских граждан составило 3,6 миллиона человек.
Для защиты наших людей разработан механизм возврата заблокированных активов. Он заработает тоже со следующего года. Это наша задача – помочь людям, у которых заблокированы деньги в иностранных активах. Мы надеемся, что около 2,5 миллиона человек из 3,6 миллиона смогут получить и вернуть свои вложения. Соответствующие решения Вами были одобрены. Этот механизм будет запущен в полном объёме уже со следующего года.
Для защиты наших инвесторов также проводится и замещение еврооблигаций, выпущенных компаниями. Мы видим, что 12 компаний произвели обмен иностранных бумаг на российские облигации. Объём такого обмена составил 17 миллиардов долларов США. Для чего это делается? Наши инвесторы, которые раньше инвестировали в иностранные бумаги, получили наши, российские надёжные облигации, которые никто не заблокирует, а расчёты по процентам и по долгу осуществляются по старым условиям, по которым они вкладывали. Это тоже один из элементов доверия наших инвесторов к тем действиям, которые осуществляет Правительство и руководство страны.
Независимость финансовой системы обеспечивается бесперебойностью расчётов, которые обеспечиваются собственной платёжной системой и системой передачи финансовых сообщений. Центральный банк принял необходимые решения, которые позволяют нашим людям и инвесторам не почувствовать все те ограничения, которые были введены в отношении нашей страны в части расчётных систем, которые у нас действовали.
Ещё одна задача – это возобновить приток иностранных инвесторов на наш финансовый рынок. Иностранцы ушли, – доля иностранцев были примерно около трети на нашем финансовом рынке, – но мы сейчас создаём условия для того, чтобы все те новые инвестиции были абсолютно надёжны. Подготовлены необходимые решения для того, чтобы снять ограничения для вывода из зарубежных юрисдикций иностранными инвесторами средств, которые вкладываются на российский финансовый рынок. Сколько инвестиций будет привлечено из иностранных юрисдикций – столько может быть и выведено с нашего рынка. Поскольку у нас финансовый рынок доходный, надёжный, мы уверены, что эта мера также заработает.
Заработал механизм и удалённой идентификации иностранных инвесторов. Что это значит? Не надо приезжать в Россию – можно, находясь в иностранной юрисдикции, зарегистрироваться, удалённо идентифицировать себя и начинать работу на финансовом российском рынке.
Продолжается работа и по созданию так называемых междепозитарных мостов с дружественными странами. Для чего это делается? Для того, чтобы осуществлять учёт вложений в бумаги без использования западных инфраструктур, таких как Euroclear, который приостановил работу с нашей страной. Действия по так называемым междепозитарным мостам позволят нам реализовать работу на финансовом рынке вне недружественных инфраструктур.
По линии БРИКС в ходе нашего председательствования в следующем году будем прорабатывать внедрение цифровых финансовых активов для осуществления международных расчётов. В этом вопросе активно работаем вместе с Банком России.
Каких параметров финансового рынка мы планируем достичь?
Планируем, что капитализация финансового рынка в 2024 году составит порядка 37–39 процентов валового внутреннего продукта – это в полтора раза выше, чем уровень 2022 года. А к 2030 году этот показатель составит от 50 до 60 процентов. Доля фондового рынка в объёме инвестиций, что важно, увеличится где-то с 5–7 процентов ВВП до 11–12 процентов к 2030 году.
Это важная задача, потому что сегодня основной источник инвестиций – это прибыль компаний. Мы ставим задачу, и Правительство ставит перед нами задачу, чтобы увеличить долю привлечения из финансового рынка как источника для собственных инвестиционных ресурсов.
Итогом работы по финансовому суверенитету видим следующее. Это выстраивание устойчивых бюджетных конструкций, выполнение всех принятых обязательств вне зависимости от внешних воздействий, которые оказываются на нашу страну, а также проведение независимой финансовой политики с опорой на собственную инфраструктуру и финансовые ресурсы, с тем чтобы российские сбережения формировали устойчивую базу для инвестиций, для развития экономики, создания новых рабочих мест. И, самое главное, это повышение доходов наших людей.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Татьяна Алексеевна, пожалуйста, по Вашей линии.
Т.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Добрый день.
Работа по повышению благосостояния граждан, обеспечению народосбережения, защите материнства и детства, поддержке семей с детьми ведётся Правительством на постоянной основе.
В решении задачи повышения благосостояния граждан, безусловно, ключевыми составляющими являются трудовые доходы и занятость.
По предварительным данным Росстата, за 10 месяцев 2023 года номинальная заработная плата в целом по стране увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,7 процента, а в реальном выражении – на 7,7 процента и составила 70,7 тысячи рублей.
На повышение заработных плат «указным» бюджетникам, как мы говорим, в 2023 году дополнительно из бюджета в бюджетные системы, чтобы поддерживать необходимые уровни, установленные Вами, было направлено 410 миллиардов рублей, из которых 224 миллиарда направлены из федерального бюджета и бюджета Фонда обязательного медицинского страхования. Работа по мониторингу исполнения 597-го указа ведётся Правительством на постоянной основе.
Продолжаем также мероприятия, которые направлены на поддержку рынка труда и занятости. Различными формами занятости охвачено более 93 тысяч безработных граждан и граждан, которые находятся под риском увольнения. Государственная поддержка работодателей в целях стимулирования занятости позволила с начала года принять на работу 50 тысяч человек, из которых 98 процентов – это молодёжь до 30 лет.
Продолжено также и обучение наших граждан. На 15 декабря завершили обучение 172 тысячи человек, и занято в период обучения или после его завершения 65 процентов.
В итоге, как мы уже неоднократно говорили, рекордно низкий показатель безработицы, который уже, по данным ноября этого года, составляет 2,9 процента, он не изменился по сравнению с октябрём.
По Вашему поручению, Владимир Владимирович, нами подготовлен первый вариант прогноза потребности в трудовых ресурсах, этот прогноз сделан по основным видам экономической деятельности. Михаилом Владимировичем проведена соответствующая стратегическая сессия и даны поручения по переосмыслению подходов к системе образования как среднего специального, общего образования, так и высшего образования, для того чтобы подготовка кадров соответствовала потребностям рынка труда и тем вызовам технологического суверенитета, которые сегодня стоят перед страной. Безусловно, будем и об этой работе Вам докладывать.
Продолжаем адресную работу с малообеспеченным населением. Вы уже сказали о едином пособии и его показателях на текущий период времени.
Я хочу сказать о дополнительных мерах, которые также реализуются по Вашему поручению.
Семьи, чей доход не превышает прожиточный минимум, с 1 января 2023 года имеют возможность из средств материнского капитала получать ежемесячную выплату на любого из детей в возрасте до трёх лет в размере прожиточного минимума на ребёнка. Этой нормой в 2023 году на данный момент времени воспользовалось 402 тысячи семей.
Социальный контракт у нас переводится на принципы социального казначейства и с 1 января 2024 года его можно будет заключить с подачей заявления на портале госуслуг и с минимальным количеством документов.
В настоящее время соцконтракт заключён с 229 тысячами человек, а с учётом членов семей он охватывает более 671 тысячи. Мы неоднократно проводили оценку этого инструмента как с коллегами из регионов, так и из Счётной палаты. Хочу сказать, что этот инструмент эффективен. Более 70 процентов получателей увеличивают свои доходы, а 30 процентов заканчивают с бедностью.
В результате адресной работы с малообеспеченными группами населения в третьем квартале рост доходов в номинальном выражении у граждан с наиболее низкими доходами составил в среднем 108,5 процента. Если переводить это в количество людей, то 1,1 миллиона наших граждан вышли из бедности.
С 2024 года уже по принятым решениям мы увеличиваем максимальные суммы выплачиваемых за счёт средств обязательного социального страхования пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, размер которых зависит от заработка застрахованного лица.
В 2024 году размер таких пособий увеличится почти в 1,5 раза, а с 2025 года – более чем в два раза. Это связано с увеличением базы обложения фонда оплаты труда, которую мы приняли не так давно.
По предварительной оценке Росстата, по итогам 10 месяцев текущего года реальные денежные доходы населения увеличились на 3,9 процента к аналогичному периоду прошлого года.
В третьем квартале, Вы уже об этом сказали, но Вы говорили о предварительных оценках года, но я хочу сказать, что в третьем квартале текущего года уровень бедности ниже значения аналогичного периода прошлого года на 0,3 пункта. И сейчас такое поквартальное наблюдение позволяет нам делать вывод о том, что наши планы по достижению показателей бедности, которые были установлены и одобрены Вами, будут исполнены и работа по достижению более амбициозных показателей снижения бедности будет продолжена.
С 1 января 2024 года в Государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» начнёт работать реестр нуждающихся граждан. Это позволит проводить нам более оперативный мониторинг динамики доходов низкодоходных групп населения для выявления потенциальных получателей дополнительной поддержки, повышения её адресности, совершенствования подходов к её осуществлению.
Теперь в части блока по обеспечению народосбережения, защиты материнства и детства, поддержки семей, имеющих детей. Хочу сказать, что с начала введения материнского капитала, решение о котором Вы принимали ещё в 2007 году, у нас уже выдано 13,7 миллиона сертификатов материнского (семейного) капитала. В 2023 году это почти 879 тысяч сертификатов. Я хочу сказать, что это стало наиболее эффективной и наиболее значимой мерой поддержки семей на протяжении всего периода наблюдений.
По Вашему поручению, Владимир Владимирович, мы приняли решение, и Вы подписали соответствующие законы и указ, о сохранении права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком за работающими гражданами, одновременно осуществляющими уход за детьми в возрасте до полутора лет, а для родителей и опекунов, которые ухаживают за ребёнком-инвалидом, установлено право на получение компенсации по уходу за ребёнком, если он работает неполный рабочий день.
Продолжаются также льготные ипотечные и жилищные программы. За 11 месяцев 2023 года при помощи льготной ипотеки улучшили свои жилищные условия порядка 393 тысяч молодых семей – это на 63 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, и около 180 тысяч многодетных семей как ипотечных заёмщиков получили выплаты в 450 тысяч рублей на погашение ипотеки.
Вы говорили об этом на «Прямой линии» – в середине следующего года истекает действие семейной ипотеки. И вот эти выплаты по 450 тысяч [рублей] – на её погашение при рождении третьего и последующего детей. И, учитывая их высокую социальную востребованность, мы сейчас по Вашему поручению ведём работу по продлению и одновременно планируем дополнительно оценить эффективность действующей модели семейной ипотеки и выплаты в 450 тысяч [рублей] с точки зрения её влияния на рождаемость, и при необходимости внести предложения по изменению условий предоставления.
Для поддержки студенческих семей в вузах и колледжах открываются группы кратковременного пребывания детей и комнаты матери и ребёнка. Также хочу сказать, что при создании новых университетских кампусов учитывается необходимость наличия таких комнат – комнат семейного типа для проживания молодых семей.
Развиваем также медицинскую помощь при планировании беременности. С 2017 по 2022 год число циклов ЭКО за счёт средств базовой программы обязательного медицинского страхования выросло на 47,3 процента, а за 2022 год и прошедший период 2023 года с помощью процедуры ЭКО у нас родилось более 19 тысяч детей.
Во всех регионах женщинам, которые находятся в ситуации репродуктивного выбора, правовую, психологическую и медико-социальную помощь оказывают более 600 подразделений и кабинетов для беременных женщин, которые оказались в трудной жизненной ситуации. В 2022 году и за девять месяцев 2023 года проконсультировано почти 435 тысяч женщин и взяты под наблюдение по беременности более 98 тысяч. Это очень важный потенциал для сохранения и последующего рождения. Мы эту работу будем продолжать.
С июля 2023 года реализуются региональные программы по повышению рождаемости, которые должны учитывать региональную специфику. И хочу сказать, что регионы, принимая свои программы, предусмотрели в них более 3600 мероприятий, из которых 700 – новые. Мы по Вашему поручению осуществляем мониторинг этих программ, и наиболее успешные мероприятия будут распространены для всей территории Российской Федерации.
Также по Вашему поручению с 1 сентября 2023 года мы реализуем пилотный проект по повышению рождаемости на примере трёх регионов: Новгородская область, Тамбовская и Пензенская области. Соответствующие комплексы мероприятий по реагированию на рождаемость приняты в этих регионах. Небольшая финансовая поддержка с 1 января 2024 года этих комплексов мероприятий у нас предусмотрена. И по результатам «пилота», который должен завершиться в 2024 году, мы определим мероприятия, показавшие свою эффективность, и сформулируем предложения по возможному пересмотру уже имеющихся.
Что касается снижения показателей смертности, здесь безусловный акцент на повышении доступности медицинской помощи, расширении профилактики, борьбе с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями и развитии детского здравоохранения. За весь период реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения охвачено около 10 тысяч объектов здравоохранения. Инфраструктурные улучшения произошли в каждом шестом объекте первичного звена, а до конца 2025 года таких объектов будет более 20 тысяч, то есть каждый третий.
Продолжение программ модернизации первичного звена по итогам и за пределами 2025 года, как Вы поручили на «Прямой линии», позволит минимизировать количество аварийных зданий до минимальных цифр – 1,1 процента и снизить долю устаревшего оборудования до 12,1 процента, поскольку идёт постоянный износ этого оборудования и возникает необходимость его замены.
Кроме того, продолжим по Вашему поручению, данному на «Прямой линии», решать задачу по приведению в порядок и повышению качества работы женских консультаций, родильных отделений и больниц, детских поликлиник.
В рамках проекта по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями у нас переоснащено 595 региональных сосудистых отделений и первичных сосудистых отделений.
С 2020 года мы осуществляем бесплатное лекарственное обеспечение больных сердечно-сосудистыми заболеваниями с высоким риском осложнений. Такое лечение получили за весь период 1,8 миллиона наших граждан. В 2023 году, за десять месяцев, – 776 тысяч.
Я говорю об этих цифрах с той точки зрения, что они позволили нам за прошедший период, 10 месяцев, сохранить 21 тысячу жизней.
Открытие с 2019 года 510 центров амбулаторной онкологической помощи и обновление материально-технической базы онкологической службы позволили нам увеличить выявляемость онкологических заболеваний на ранних стадиях до 60,3 процента. Это на 2,9 процентных пункта выше, чем в 2019 году. В результате пятилетняя выживаемость больных с онкологическими заболеваниями увеличилась по сравнению с 2019 годом на 3,4 процентных пункта и составила 58,7 процента. Это очень важные показатели для характеристики работы онкологической службы.
Конечно, отдельное внимание профилактике. За 11 месяцев 2023 года профилактическими осмотрами и диспансеризацией у нас охвачено 77,5 миллиона наших граждан. Это в 1,4 раза выше аналогичных показателей прошлого года.
Что это нам даёт? По сравнению с прошлым годом увеличилась выявляемость: злокачественных новообразований – в 1,7 раза, в том числе первичное – на 5,7 процента, сердечно-сосудистых заболеваний – в 1,4 раза, а сахарного диабета 2-го типа – в 1,8 раза. Всё это позволяет своевременно оказывать медицинскую помощь.
Конечно, сохраняется высокий охват детей профилактическими медицинскими осмотрами. За 11 месяцев это почти 89 процентов детей до 17 лет. По результатам осмотров на дообследование направлено 1,3 миллиона детей, 1,2 миллиона детей уже это дообследование прошли.
В результате по итогам десяти месяцев 2023 года, это последние данные, как Вы сказали, младенческая смертность находится на исторически низком уровне – это 4,1 промилле. Общая смертность снизилась по сравнению с 2019-м, доковидным годом, на 9,8 процента, а ожидаемая продолжительность жизни, по предварительным данным, за 11 месяцев составила 73,5 года.
Коротко скажу, что помимо финансовых и медицинских мер поддержки семей с детьми создаются условия для раннего развития детей. В школах и колледжах внедряются новые методы обучения и воспитания и образовательные технологии, обновляется инфраструктура. С 2019 года построено около 1,7 тысячи детских садов. Доступность дошкольного образования для детей от полутора до трёх лет приблизилась к 99 процентам. Создано более 1,2 миллиона мест дополнительного образования. С 1 сентября 2023 года за счёт федерального бюджета обеспечен 100-процентный охват бесплатным горячим питанием младших школьников. На это ежегодно с учётом индексации тратится 67 миллиардов рублей. С 2019 года по сегодняшний день оснащено музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами 1527 детских школ искусств и музыкальных колледжей. Капитально отремонтировано и реконструировано 716. Эта работа нами будет продолжена.
Владимир Владимирович, Вы уже в начале своего выступления сказали, что Вы объявили 2024 год Годом семьи, и, конечно, большая многопоколенная семья должна стать нормой, образом жизни для всех россиян. Позитивное отношение к многодетной семье, поощрение работников с семейными обязанностями и детьми должно быть широко реализовано и поддержано не только на государственном и муниципальном уровнях, но и в корпоративном секторе, рекламных коммуникациях, спорте, туризме, в общественных пространствах, должна быть создана дружественная для семьи среда. Хочу сказать, что в соответствии с Вашим поручением мы обсудили и пришли к однозначному пониманию, каков критерий многодетной семьи в Российской Федерации – это три ребёнка и более. Сейчас мы в соответствии с Вашим поручением завершаем работу над мерами поддержки многодетной семьи и об этом в ближайшее время Вам будет доложено дополнительно.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо.
Татьяна Алексеевна, выйдем мы на целевые показатели заработной платы указных категорий бюджетников в этом году?
Т.Голикова: Владимир Владимирович, да мы стараемся.
Здесь есть небольшая проблема в планировании в каком смысле? С одной стороны, мы наблюдаем позитивный рост заработной платы. Я уже сказала, что за прошедший период, 10 месяцев, у нас рост в номинальном выражении 13,7 [процента], а закладывали бюджеты при своём планировании 8,7 процента. Поэтому, конечно, этот разрыв заставляет нас догонять всё время темпы роста заработной платы, чтобы соблюсти те требования 597-го указа, которые Вами поставлены.
Я сказала об уже сделанных мерах поддержки 410 миллиардов рублей, из которых 224 [миллиарда рублей] – это федеральный бюджет и бюджет Фонда обязательного медицинского страхования. Сейчас мы имеем данные по достижению показателей 597-го указа только за девять месяцев. Но на основе оперативного мониторинга в IV квартале вместе с Минфином уже выделили дополнительно 70 миллиардов рублей. Они включаются в эту сумму, о которой я сказала. Этот мониторинг вместе с Минфином продолжаем.
Но я хочу обратить и внимание коллег из регионов тоже. Свободные остатки средств в регионах имеются, они, так же как и мы, должны осуществлять этот мониторинг и следить за исполнением показателей.
Спасибо.
В.Путин: Ладно. Спасибо большое.
Я Вас прошу внимательно к этому относиться и сделать всё для того, чтобы выйти на эти показатели.
Марат Шакирзянович, мы с Вами в постоянном контакте по поводу развития инфраструктуры. В целом я понимаю, знаю, что там происходит, и всё Правительство работает над этим, помогает Вам. Тем не менее попросил бы очень коротко [сказать] про основные параметры развития инфраструктуры. Мы работаем действительно в опережающем режиме, всё получается, слава богу. Но тем не менее, пожалуйста, несколько слов.
М.Хуснуллин: Владимир Владимирович, благодаря Вашей системной поддержке строительная отрасль на протяжении последних лет показывает положительную динамику, несмотря ни на пандемию, ни на санкции.
За 2020–2022 годы объём работ в строительстве вырос на 4,9 процента, за десять месяцев этого года – [рост] уже более восьми процентов. Такие темпы позволяют выполнять и перевыполнять установленные показатели национальной цели развития «Комфортная и безопасная среда для жизни».
На заседании совета в декабре прошлого года Вы поручили заниматься опережающим развитием инфраструктуры. Могу сказать, что на сегодняшний день мы уже видим больше 105 миллионов квадратных метров жилья – люди просто массово идут регистрировать жильё, из них 51 миллион – это будет многоквартирное [жильё]. И очень сильно, конечно, влияет социальная газификация: люди каждый день десятками, тысячами регистрируют своё вновь построенное жильё.
У нас в этом году колоссальный прирост ипотечного портфеля – более чем на четыре триллиона. Здесь хочу сказать, что два миллиона кредитов выдано на 7,8 триллиона рублей – это в полтора раза больше, чем в 2022 году. Это позволило улучшить жилищные условия почти четырём миллионам жителей – это больше, чем в прошлом году.
Мы активно занимаемся комплексным развитием территорий. Этот процесс набирает – благодаря законодательству – очень хороший темп. У нас переселено почти 152 тысячи граждан из 2,5 миллиона квадратных метров. С 2019 года переехало 611 тысяч граждан в новое, комфортное жильё из 10,5 миллиона аварийного жилья. 16 регионов завершили программу, 34 планируют до конца года. Восстановление прав обманутых дольщиков по федеральным обязательствам до конца года мы практически закончим.
Городская среда приросла на 17 процентов, благоустроено 65 тысяч дворовых и общественных пространств. Жители активно принимают в этом участие: 14 миллионов жителей проголосовало в этом году.
Механизм инфраструктурного меню, который запущен благодаря Вашему участию, позволяет нам на опережающее финансирование в этом году реализовать 190 миллиардов, казначейские кредиты – 180 миллиардов, в следующем году 50 миллиардов – на развитие инфраструктурных облигаций.
Мы на 4,5 триллиона делаем большую программу до 2030 года по возобновлению и восстановлению коммунальной инфраструктуры, в 65 субъектах работа уже сделана.
Про дорожное строительство, Владимир Владимирович, говорить не буду – сегодня уже не буду повторяться. Все показатели нацпроектов мы перевыполняем с опережением. Это самый узнаваемый, самый воспринимаемый населением национальный проект. «Безопасные качественные дороги» – [выполнение] 52 процента, агломерации – 83 процента. Следующим годом, безусловно, закончим.
По комплексной модернизации инфраструктуры достаточно подробно уже Андрей Рэмович [Белоусов] сказал – все планы будут перевыполнены.
Особо хочу обратить внимание, что у нас активно идёт работа в новых регионах: восемь федеральных заказчиков, 208 подрядных организаций, 82 региона-шефа, восстановлено 16 тысяч объектов, построено 53 дома, жители получили более четырёх тысяч квартир. Дорог на новых территориях уже на сегодняшнюю дату более двух тысяч километров отремонтировано. Создаётся свободная экономическая зона, мы пустили трассу вдоль Азова, реконструируем её и делаем всё лучше и лучше.
Принято 32 федеральных закона: сокращаем инвестиционно-строительный цикл с 989 до 594 позиций, с 1574 дней до 1300 дней.
Перешли от ФАИПа [федеральной адресной инвестиционной программы] к комплексной программе строительства. Доложили на сессии Михаилу Владимировичу [Мишустину] нашу Стратегию развития до 2030 года с перспективой до 2036 года. Эта программа позволит нам до 2030 года на 20 процентов увеличить обеспеченность граждан жильём – до 33 квадратных метров на человека. 36 миллионов семей улучшат свои жилищные условия, 30 процентов населения улучшит качество жилищно-коммунальных услуг, 100 миллионов человек будут обеспечены качественными дорогами.
Владимир Владимирович, с Вашей стороны все вопросы решены. Несмотря на сложнейший финансовый год, всё-таки удалось сбалансировать трёх- и пятилетний бюджет. Благодаря этому хоть пусть с небольшим сокращением, но базово, благодаря этой трёхлетней, пятилетней программе все планы выполняются и перевыполняются.
Спасибо огромное. Доклад закончил.
В.Путин: Спасибо.
У нас в прошлом году 102,7 миллиона квадратных метров жилья было введено в строй, в этом году – 105 миллионов. Это рекорд, да?
М.Хуснуллин: Да, Владимир Владимирович. И каждый день идёт приток – даже не знаем, что уже делать: каждый день идёт регистрация – жители сдают, сдают жильё. До конца года, мне кажется, уже за 105 миллионов значительно уйдём – где-то 107–108. Регионы все отчитываются о повышенной сдаче жилья.
Владимир Владимирович, сделали с Росреестром, что в течение трёх дней автоматически жильё регистрируется. Мы даже не знаем, сколько заявок люди сдают на регистрацию. Два документа отправили – через два дня получили свидетельство о собственности. Мы этим процессам только радоваться можем. Конечно, социальная газификация дала до 500 тысяч домовладений в этом году плюсом – тут огромная работа «Газпрома».
В.Путин: Промышленное строительство, коммунальная инфраструктура, дорожное строительство, все другие виды строек и, конечно, ввод жилья – всё это говорит о том, что строительный комплекс страны набрал очень хорошие обороты, работает устойчиво, надёжно и демонстрирует хороший потенциал.
Мы знаем: есть и вопросы, требующие дополнительного внимания и решения. Сейчас не буду вдаваться в детали, в подробности, у нас много проблем, над которыми нужно работать, много, и при таком объёме их не может не быть: и в социальной сфере, и в экономике, и в финансах есть над чем работать, повышая устойчивость финансовой системы, сбалансированность в других направлениях.
Но в целом ситуация удовлетворительная. Мы добились целевых показателей практически по всем направлениям, которые считаем и назвали приоритетными и наиболее важными с точки зрения обеспечения устойчивых темпов развития страны и повышения благосостояния людей.
Конечно, ещё раз хочу это повторить: чем больше мы делаем, тем больше открывается горизонтов того, что нужно ещё сделать. Это абсолютно очевидно, и это такой общий закон – от этого никуда не денешься. Нужно только радоваться тому, что у нас появляются новые задачи.
Граждане страны, безусловно, ждут от нас, как я уже много раз говорил, результатов не на бумаге, а ждут от нас результата такого, который они бы сами ощущали на уровне, на качестве своей жизни, причём в ежедневном, в бытовом режиме. Думаю, что темпы, набранные Правительством в работе, говорят о том, что мы в состоянии решать все эти задачи.
Хочу вас поблагодарить за эту работу и выразить надежду на то, что и дальше таким же темпом мы будем работать, в том числе – хочу на этом закончить – над вопросами, которые требуют нашего дополнительного внимания.
Спасибо большое. Всего доброго.