Во встрече Президента с Б.Титовым приняли участие представители ведущих объединений предпринимателей.
* * *
Начало встречи с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы сейчас все вместе участвовали в мероприятии по линии «Деловой России», обсуждали как раз проблемы, связанные с улучшением делового климата, деловой среды, улучшением условий ведения бизнеса в Российской Федерации.
Сейчас по инициативе Бориса Юрьевича Титова мы именно в таком формате поработаем над его докладом – докладом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в 2015 году. Поговорим дополнительно, более конкретно по некоторым вопросам, которые возникают в этой сфере.
Это второй доклад, который Борис Юрьевич делает по линии своей работы, и по его инициативе мы собрались в таком, более широком, составе для того, чтобы иметь возможность выслушать ваши замечания и предложения по тем темам, которые сейчас Борис Юрьевич в своём докладе отразит.
Пожалуйста.
Б.Титов: Спасибо большое, Владимир Владимирович.
Действительно, мы хотели бы сегодня представить доклад Президенту Российской Федерации. И я не ошибся, когда сказал, мы хотели бы представить, потому что мы все вместе готовили этот доклад, работали над ним. Мы провели большую работу в регионах, провели 57 «ситанов», как мы их называем, ситуационных анализов в регионах, где обсуждали с бизнесом, с ассоциациями бизнеса, проблематику, которая сегодня прежде всего волнует предпринимателей. Потом вышли на федеральный уровень и здесь с нашими омбудсменами по направлениям (каждый занимается своим направлением: налогами, вопросами таможни, – у нас сегодня 35 таких омбудсменов) обсуждали проблематику, анализировали её, систематизировали. Ну а потом подвели итоги уже на федеральном «ситане», где присутствовали руководители всех наших основных деловых союзов. Устроили финальную читку, ещё немножко доработали и представляем этот доклад Вам, Владимир Владимирович. Конечно, доклад объёмный, наверное, нельзя рассказать обо всех проблемах, которые в нём изложены, но я хотел бы сказать немного об основных точках, которые нас прежде всего волнуют.
По структуре доклад состоит из нескольких частей: там есть и часть, которая рассказывает о создании самого института, институт уже создан, полностью работает; там есть часть региональная, мы сегодня присутствуем во всех 85 регионах Российской Федерации, есть наши уполномоченные, и они дали проблематику своих регионов в этом докладе; есть вопросы, которые связаны с анализом ситуации в самом бизнесе. Мы провели два социологических исследования: о барьерах для предпринимателей, административных барьерах, и об основной проблематике – о том, что бизнес считает основными проблемами. Доклад базируется на нескольких очень важных исследованиях.
Два слова почти о каждом из этих направлений. В результате нашей работы как института Уполномоченного мы обработали 13 867 обращений к нам, работа над 10 400 сегодня уже завершена. Конечно, основная часть этих обращений – прежде всего по вопросам незаконного уголовного преследования, и это почти половина. Может быть, вопросов этих меньше, но обращений к нам – больше, потому что они наиболее болезненны для бизнеса, и к нам обращаются чаще по этим вопросам. И конечно, вопросы малого бизнеса, почти 14 процентов, что тоже составляет, в общем, очень солидную часть из всех обращений.
Но мы не смогли бы решить наших проблем, если бы у нас не было команды. Мы, конечно, сегодня пользуемся поддержкой государства, у нас есть федеральный бюджет, и региональные бюджеты поддерживают региональных омбудсменов. Но всё‑таки общественная поддержка здесь очень важна, уже не говоря о том, что нас поддерживают наши предпринимательские организации, в том числе не только организационно, но и финансово, например аппарат омбудсмена по малому бизнесу Торгово-промышленной палаты.
Тем не менее сегодня у нас уже 1462 общественных представителя Уполномоченного в регионах и 35 общественных представителей Уполномоченного на федеральном уровне. То есть это большая команда, не считая те юридические компании, адвокатские бюро, которые работают с нами на условиях pro bono [ради общественного блага]. У нас уже почти 500 экспертов, чуть-чуть не хватило до 500, которые считают себя общественными экспертами в рамках системы pro bono. Конечно же, не только команда – важны и полномочия, которые дало нам государство, в этом смысле по закону мы имеем ряд очень существенных, важных полномочий. Хотел бы обратить внимание, что прежде всего для нас очень важным инструментом является участие в судах на стороне предпринимателей, как арбитражных, так и уголовных. 57 раз мы уже участвовали в судах. Участие в проверках, для того чтобы проверки проходили в соответствии с законом, прозрачно, – 218 раз. Ну и, конечно, очень важно, что мы ещё пытаемся ответно привлечь виновных должностных лиц к ответственности, и мы уже обращались 130 раз с такими ходатайствами. Так что мы используем полномочия.
Хотел бы обратить также внимание на то, что у нас было очень много споров по поводу полномочия, которое казалось самым ответственным для нас. Это право останавливать действие муниципальных ненормативных актов, то есть выписывать предписание. Ноль раз: пока мы не пользовались этим полномочием, хотя думали, что это будет очень часто используемо. Но пока ещё не было такого случая, когда нам пришлось бы использовать это полномочие.
Мы сейчас уже видим, как накапливается опыт, и хотели бы инициировать изменение законодательства, дать нам больше возможностей участия в судах. Мы хотели бы, если можно, Вашего поручения Администрации Президента рассмотреть те предложения, которые мы делаем во изменение закона об Уполномоченном, совершенствуя этот закон.
Второй раздел доклада – это российский бизнес. Мы его назвали «Портрет в цифрах». Просто, когда ты изучаешь права, то прежде всего надо знать свою целевую аудиторию, чьи права ты защищаешь. И здесь мы также провели исследование, пользуемся статистикой. Надо сказать, что по количественному составу, конечно, у нас (все мы это знаем) мало малого бизнеса. Но могу сказать, что у нас достаточно много крупного бизнеса. Если сравнить с развитыми странами Европы и США, то крупный бизнес у нас почти что на том же уровне, что и там. Совершенно неожиданно – у нас очень немного среднего бизнеса. И вот это, наверное, главное сегодня в нашей экономике, что такая базовая часть бизнеса, обычно именно промышленного бизнеса, среднего бизнеса, к сожалению, у нас недостаточна. Всего на сегодняшний день чуть меньше 14 тысяч компаний, и, к сожалению, их количество снижается за последние годы.
Очень интересно взглянуть на отраслевой состав российского бизнеса, и надо сказать, что, конечно, на сегодняшний день пока доминируют торговля и финансы. Сегодня больше всего в бизнесе, по статистике, торговых и финансовых компаний. Конечно, серьёзно представлен обрабатывающий сектор и, конечно же, сырьевой сектор, который сегодня привлекает основную часть инвестиций. Именно сырьевой сектор сегодня у нас самый рентабельный среди всех отраслей. Если вы посмотрите на график, то рентабельность активов в сырьевом секторе сегодня составляет почти 15 процентов, в то время как в среднем по России – 3,5 процента. Конечно, пока ещё сырьевой сектор у нас в этом смысле опережает все другие отрасли экономики.
Но мы провели анализ, почему это происходит и как себя чувствует бизнес, прежде всего средний бизнес, в других отраслях экономики, в перерабатывающем секторе. Провели анализ, провели социологический опрос, его проводил ВЦИОМ: какие проблемы волнуют бизнес. Конечно, сегодня есть изменения, связанные с изменениями экономики страны, в целом экономической ситуации в мире. На первое место первый раз за всё время вышел нестабильный курс рубля, и главное, что именно не высокий, не низкий, а нестабильный. Сегодня больше всего предпринимателей волнует волатильность рубля, и, конечно, здесь Центральный банк в последнее время сделал много для того, чтобы волатильность эту уменьшить, и надо продолжать эту политику. Очень волнует сегодня спрос, который, к сожалению, снижается на внутреннем рынке, и это тоже один из больших факторов, влияющих на развитие бизнеса и на процесс принятия решений об инвестициях.
Хотел бы ещё обратить внимание, что на второе место (это тоже в первый раз за всё время, мы проводим эти исследования уже не один год) вышла неопределённость экономической ситуации. Понятно, что это сложный экономически год, но всё‑таки здесь, конечно, хотелось бы видеть больше ориентиров от нашего Правительства. Все просят стратегии, Владимир Владимирович: куда, как, какие сектора, какие главные направления будут развиваться. И в этом смысле мы хотели бы сказать, что мы, бизнес, все наши бизнес-организации, готовы работать в этом направлении и сформировать, например, взгляд бизнеса на то, как экономика должна развиваться в будущем.
Ещё хотел обратить внимание на то, что несовершенство судебной системы заняло всего 16-е место, а коррупция – 18-е. Видите, что это не самые высокие места. Некоторые политики, в общем‑то, ошибаются, говоря о том, что главная проблема экономики в этом, предприниматели так не считают. Тем более что с коррупцией, если посмотреть на следующий слайд, ситуация меняется. Может быть, не кардинально пока изменилась, но наш опрос, который мы проводили, показал, что только треть предпринимателей сказали, что коррупция растёт, а две трети сказали, что, по крайней мере, ситуация с коррупцией не ухудшается. То есть треть считает, что она снизилась, и треть – что она осталась на том же уровне. Мы видим, что здесь идут реальные изменения в ситуации, и многие ведомства показывают у нас действительно образцы того, как надо работать эффективно и без угроз, связанных с коррупцией. Но всё‑таки ещё бизнес у нас остаётся делом небезопасным, и это тоже ответ на один из вопросов, которые предприниматели принесли.
Административные барьеры, административное давление на бизнес – конечно, здесь пока ещё тоже не все вопросы решены, и, конечно, проблемы прежде всего связаны с проверками. Если Вы посмотрите на левую часть слайда, то проверке в прошлом году подверглось 67 процентов компаний у нас в стране, это высокая цифра, то есть к 67 процентам проверки приходили. Но самое важное, что более четырёх проверок в год было почти на 25 процентах компаний, почти на четверти компаний было более четырёх проверок в год. Здесь, конечно, хотелось бы изменений, и мы предлагаем в докладе ограничить количество плановых проверок одной компании, но всеми контрольно-надзорными органами. Мы идём к риск-ориентированным подходам, мы сегодня меняем закон о контрольно-надзорной деятельности. Это очень важное решение, это продвижение вперёд, но всё‑таки какие‑то временные решения тоже необходимо принимать, допустим, ограничить тремя или пятью проверками в год возможность проверять одну компанию.
Конечно, проблема – это издержки, стоимость производства в России. Мы считаем, что многое уже сделано, были заморожены в прошлом году тарифы естественных монополий, но по‑прежнему, и связано это и с экономической ситуацией, и с решением о том, чтобы была поднята ключевая ставка Центральным банком, проценты, стоимость денег у нас в стране очень высокая, и в этом смысле мы проигрываем в конкурентоспособности.
Ну и вопрос налоговой нагрузки. Часто нас тот же Алексей Леонидович, когда был Министром финансов, убеждал в том, что у нас налоговая нагрузка ниже, чем в других странах, но наш анализ показывает, что мы сегодня хоть далеко и не самая худшая в этом смысле страна, но пока уступаем даже ближайшим соседям, например Казахстану, который сегодня значительно ниже установил систему налогов в стране. Также мы готовы от предпринимательского сообщества сделать какие‑то предложения в этом смысле, и они есть в докладе.
В.Путин: Лучше бы считать общую фискальную нагрузку, а не только налоговую.
А.Шохин: Это очень правильно.
Реплика: Это правильно, потому что налоговая иногда перекрывает всё…
Б.Титов: Но мы сделали список. Параллельно работали Российский союз промышленников и предпринимателей, институт Уполномоченного и другие – мы подсчитали все неналоговые платежи, сделали реестры, сейчас мы их приводим в соответствие. И это тоже большая нагрузка на бизнес. Конечно, хотелось бы от Министерства финансов всё‑таки или перевести их в налоги, и тогда честно это сделать, или отменить часть из этих платежей.
Реплика: Лучше не переводить, потому что мы оттуда их потом никогда не выковырнем.
Б.Титов: Ещё одна тема, которую хотелось бы затронуть. Есть частно-государственное партнёрство, о котором мы слышали сегодня на форуме «Деловой России», но, к сожалению, есть частно-государственная конкуренция.
Если Вы посмотрите на цифры, за шесть лет количество компаний с госучастием среди самых крупных 400 компаний выросло с 41 до 50 процентов, фактически на 10 процентов за этот период. Сегодня мы видим, что некоторые государственные компании работают на рынке… Мы не говорим о том, что это нефтяной сектор или финансовый сектор, мы говорим, что они работают в некоторых абсолютно конкурентных [с частным бизнесом] секторах, где, в общем, должна быть реальная конкуренция частного бизнеса. Но при этом они используют некие дополнительные возможности, которые предоставляются государством.
Например, они капитализируют какие‑то специальные государственные функции. Недавно была большая дискуссия по ТБО [твёрдым бытовым отходам], экологический закон. Каким‑то специальным решением этим государственным компаниям, которые одновременно и производители, и на рынке работают, придаются функции единого закупщика. Это уничтожает очень большое количество бизнеса, это не конкуренция. И, конечно, иногда пользуются государственной собственностью, что тоже является таким [неконкурентным] моментом. Здесь необходимо сделать так, чтобы эти условия выравнивались, и мы сегодня готовы конкурировать, но на равных.
Третий раздел, мы его уже традиционно называем «Книга жалоб и предложений российского бизнеса». Здесь есть большое количество инициатив, но более прикладного характера. По 29 направлениям мы делаем наши предложения, Вы видите, здесь список этих направлений есть.
232 инициативы изложены в этом докладе. Мы их отобрали [из большего количества], но в целом посчитали, что 232 инициативы необходимо оставить в этом нашем докладе. В прошлом году их было 217. Могу сказать, что мы очень эффективно работали с Правительством. По Вашему поручению Правительство сформировало межведомственную рабочую группу, было семь перечней поручений Правительства. Много поручений выполнено, на контроле остаются пока 32 поручения, но это тоже рабочий процесс. Конечно, по многим нашим предложениям мы договорились с Правительством, что мы снимаем их, потому что они решаются, у Правительства более широкий взгляд на вещи, некоторые проблемы мы просто сняли.
Дополнительно
Но хотелось бы попросить, чтобы тот опыт, который был в прошлом году, был использован и в этом, чтобы можно было дать поручение Правительству сформировать такую рабочую группу для анализа этих предложений.
Не буду останавливаться, естественно, на всех 232 предложениях, которые изложены в докладе, но хотел бы только обратить внимание на три основные группы. Первая – это, к сожалению, мы опять вынуждены говорить об уголовном законодательстве, сегодня оно уже было затронуто на форуме «Деловой России».
Здесь много предложений, мы их назвали «Шестой пакет гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере». Мы его предварительно прорабатывали с правоохранительными органами. В принципе, в чём‑то, конечно, они не согласны, но в целом как идеи предложения поддерживаются. Хотел бы остановиться только на одном, опять извините, потому что это 159-я статья. Мы работаем почти три года, и всё время 159-я («Мошенничество»).
К сожалению, это самая сегодня часто используемая статья. Она используется в разы больше, на порядок больше, чем другие статьи. Мы в результате той работы, которая была сделана Правительством, ввели специальный состав 159–4 прим., которая касается мошенничества в области предпринимательской деятельности. К сожалению, есть угроза, что она может быть отменена. Сейчас в связи с решением Конституционного Суда (11 июня срок) если не будет изменено сегодня уголовное законодательство по этой статье и в целом по 159-й, то она будет отменена, 159–4.
Мы внесли в Государственную Думу предложение в связи с этим. Выполняя Ваше поручение на Госсовете, снизили наказание по этой статье, но, понимая социальную важность некоторых видов предпринимательства и то, какое они могут оказать влияние на социальную, на общественную среду у нас в стране, мы считаем, что надо по двум новым составам оставить максимальный срок – 10 лет, который сегодня существует. Это мошенничество в области работы с бюджетом, потому что здесь всё очень важно и ответственно, и здесь очень тяжёлые последствия могут быть у преступления.
И второе – это мошенничество при банкротстве кредитных организаций. Огромное количество людей, к сожалению, в том числе и бизнес, предприниматели, оказываются лишёнными своих средств в результате мошеннических действий со стороны акционеров и руководителей некоторых банков, которые попадают в тяжёлое положение, тем более когда отзывается лицензия Центральным банком.
Поэтому хотели бы, если можно, Вашего поручения на этот счёт, чтобы Правительство решило этот вопрос в целом, по «шестому пакету» и по 159-й статье.
В.Путин: Борис Юрьевич, мы с Вами должны ещё пообсуждать это сегодня. Ваши предложения, конечно, нужно проработать и потом соответствующим образом реализовать. Вот смотрите, у вас в «Книге жалоб и предложений», «шестой пакет», по гуманизации, пункт «в»: «Закрепление освобождения от уголовной ответственности лица, не впервые совершившего экономическое преступление, при условии обязательного возмещения ущерба и перечисления в бюджет в виде денежного возмещения суммы, равной ущербу». То есть вот человек совершил какое‑то деяние, а потом взял просто, возместил сумму, равную ущербу, бюджету, и всё. А чем же он рискует? Поймали – он возместил сумму, равную ущербу, а не поймали – будь здоров, как у нас в народе говорят, Иван Петров, он в карман чего‑то себе положил. А где же справедливое наказание за содеянное?
Б.Титов: Владимир Владимирович, но там есть ещё гражданская ответственность: штрафы, пени.
В.Путин: Поэтому я и говорю, нужно повнимательнее посмотреть на всю совокупность предлагаемых мер.
Б.Титов: Вопрос стоит об уголовной ответственности, связанной с заключением, с лишением свободы.
В.Путин: Да, я понимаю, но всё равно надо посмотреть в целом, какое реагирование государства будет на неправомерные действия.
Б.Титов: Второе направление, которое нас сегодня очень волнует, связано с малым бизнесом, но в области сельского хозяйства. Мы немножко ушли от этой проблемы, но, к сожалению, есть очень много отдельных административных решений, которые сдерживают развитие в аграрном секторе. Можно было бы посмеяться, если бы не так было это всё серьёзно.
Например, даже к фермерам предъявляется требование по обязательному агрохимическому обследованию почвы в постоянном режиме. Это очень серьёзная нагрузка.
А вот это совсем – требование по установке тахографов. Вы знаете, такие есть системы, которые чуть ли не с космосом связаны, там контроль за тем, чтобы водитель не устал, не может долго работать. Так вот требуют [установить] даже на трактора «Беларусь» старого, ещё советского производства. Надо теперь у нас на всём ставить тахографы. В общем, водитель, конечно, в страду, знаете, много работает, и поэтому иногда устаёт, ну так сельское хозяйство, уж такой сектор.
В.Путин: Но трудовое законодательство должно соблюдаться всё равно.
Б.Титов: Это обязательно, но тахограф устанавливать зачем?
В.Путин: Согласен.
Б.Титов: Мы сегодня погектарно дотируем сельхозпредприятия, уже не говоря, что у нас иногда бывают задержки по выплате этих дотаций. Но то, что это погектарно, это не стимулирует рост, Владимир Владимирович, то есть надо [дотировать] от готовой продукции всё‑таки.
В.Путин: Не стимулирует, наверное, не погектарно, а объём погектарной поддержки, наверное, вот это?
Б.Титов: Дотации в зависимости от того, сколько у тебя гектаров, на каждый гектар ты получаешь [дотацию], работает земля или не работает.
В.Путин: Это тоже важно, сколько на гектар дают, понимаете?
Б.Титов: Конечно, объёмы – это тоже важно.
Реплика: Но если она стоит пустая, допустим, какой смысл дотировать эти гектары?
В.Путин: Согласен, но дело в том, что как раз многие представители сельхозпроизводства, они настаивали на этой форме поддержки, погектарной.
У Вас это есть здесь всё?
Б.Титов: Да.
И тема, которой я бы сегодня рассказ о докладе хотел бы завершить, – она, к сожалению, возникла в последнее время и связана с экономической ситуацией и бюджетным обеспечением, с теми финансовыми сложностями, которые возникли: неплатежи со стороны бюджетов различных уровней, прежде всего муниципальных, за уже заключённые и выполненные контракты.
У меня только за последние несколько месяцев из 25 регионов 86 обращений по этому поводу, причём есть уже даже приёмо-сдаточные акты. Работа принята, но тянут с платежами, причём нам‑то неизвестно, есть у них средства или нет у них средств, но платежи к нам не приходят. Мы бы хотели и здесь, есть ряд системных предложений, осуществлять общественный контроль, чтобы были возможности у специальных комиссий, которые бы работали. Им бы была открыта информация о бюджетах и о том, как оплачиваются контракты, куда могли бы обратиться предприниматели; ввести административную ответственность в виде штрафа для тех чиновников, которые сознательно допускают неплатежи и задержки платежей.
Здесь мы бы хотели ещё и поддержки прокуратуры, потому что мы просили прокуратуру проверить цены на полках в магазинах, когда была сложность экономическая (необоснованно завышенные цены), то мы здесь хотели бы попросить, чтобы прокуратура проверила и бюджеты, то есть почему идёт неоплата.
В.Путин: Деньги точно есть в бюджетах. Это редко, когда в бюджетах нет соответствующих денег для оплаты. Просто… ну, понятно, почему затягивают.
А.Репик: Мы же сделали для военно-промышленного комплекса, для отечественных производителей режим предоплаты против банковской гарантии. Если мы сможем поддержать так российских производителей в других отраслях, может быть, частично, особенно с учётом, что эти деньги действительно есть, ровно под лимит заключаются эти контракты. Это было в антикризисном плане.
В.Путин: Проблема в том, что эта предоплата и кредитование ОПК, она тоже имеет свои определённые границы и ограничения, связанные с тем, что растёт кредиторка, а объём выдаваемой продукции под эти авансы не всегда соответствует этим выданным кредитам. Поэтому нам здесь нельзя в экономике в целом нарастить эту кредиторку бесконечную, это опасная история.
Б.Титов: Владимир Владимирович, но есть определённые пути финансовые, инструменты, для того чтобы…
В.Путин: Надо просто платить за проделанную работу. Может быть, контроль со стороны прокуратуры лишним не будет. Согласен.
Б.Титов: Спасибо большое. Это основные моменты. Конечно, их значительно больше в этом докладе, но Правительство, если можно, будет работать над ними. В прошлом году состоялась серьёзная, очень большая работа из многих совещаний межведомственной рабочей группы, Аппарат Правительства в лице Максима Акимова [Первый заместитель Руководителя Аппарата Правительства] этим занимался. Решения продвигаются. Поэтому хотели бы, конечно, надеяться, что и этот доклад будет так же эффективно реализовываться.
Ещё один момент. У нас уже стало традицией представлять доклад Президенту именно 26 мая, в День предпринимателя, и хотели бы её продолжить, если это возможно, и на будущее, и в том же составе, то есть как руководители наших союзов предпринимателей, потому что мы действительно делаем его вместе, каждый год представлять его Вам.
В.Путин: Спасибо Вам большое за работу.
Во всех субъектах Российской Федерации, во всех 85, работают сейчас ваши коллеги. Вы сказали о том, что работают уже общественные структуры.
Думаю, что мы будем двигаться именно по этому направлению, с тем чтобы людям, которые занимаются предпринимательской деятельностью, было куда, кроме как в правоохранительные и судебные органы, обращаться за реализацией своих прав. Просто нет сомнений в том, что если у нас бизнес будет чувствовать себя защищённым и законом, и такими инструментами, то он будет ещё более эффективным.
Спасибо вам большое.