В.Якунин: Прежде всего хотел бы доложить о выполнении Вашего поручения по подготовке стратегической программы развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
Работа выполнялась в составе рабочей группы, возглавляемой представителями РЖД и Минтранса. В результате мы получили все согласования, и шестого сентября в соответствии с Вашим указанием предполагаем рассмотреть программу на заседании Правительства.
Не буду перечислять все параметры этой программы, Вы их знаете, я докладывал концепцию у Вас на совещании. Смысл заключается в том, что до 2030 года мы должны, как у нас говорят, «расшить» все барьерные места по железнодорожному транспорту, решить проблему износа основных фондов – они сегодня достигают 58,6 процента, решить проблему прокладки железнодорожных магистралей к основным точкам роста экономики Российской Федерации: это и «Урал промышленный – Урал полярный», и другие аналогичные регионы.
Программа согласована со всеми главами регионов, где проходит железнодорожный транспорт. Делалось это в сотрудничестве и под руководством Ваших полномочных представителей, проводилось в виде совещаний под их эгидой.
Программа, по сути дела, приобрела характер документа, который согласован со всеми заинтересованными сторонами. В том числе, что, на мой взгляд, очень важно, и с регионами. Заинтересованность губернаторов, их активность были очень высоки, было дано большое количество дополнений, поправок, которые мы будем учитывать.
Тем не менее в этом варианте документ, естественно, не может учесть все пожелания, которые были сделаны, но этот документ взвешен. Мне бы очень хотелось, чтобы он стал настольной книгой не только для железнодорожников и чтобы мы могли выстраивать по нему свои стратегические программы и планы.
В.Путин: Каков объем инвестиций?
В.Якунин: Вместе с промышленным железнодорожным транспортом, длина которого, если исчислять в километрах, приблизительно совпадает со всей магистральной сетью – у нас 85,5 тысячи километров, у них около 80 тысяч километров – вместе с промышленным транспортом: это подъездные пути к промышленным предприятиям, портам, вся программа – около 13 триллионов рублей до 2030 года. Из этого объема 75 процентов – это деньги компаний и предприятий промышленного транспорта. На государственный бюджет то, что мы предлагаем в различных вариантах, – и государственные гарантии, и инвестиционный фонд, все другие инструменты государственной поддержки, – приходится около 20 процентов от этой суммы.
В.Путин: Мы вложим 13 триллионов, и что получим? Как возрастет плотность железных дорог? Насколько возрастет их протяженность? Как увеличится скорость движения пассажирских составов и доставки грузов? Как будут решаться все эти вопросы?
В.Якунин: Все эти вопросы заложены в программу, они отмечены.
Если на сегодняшний день у нас около восьми тысяч километров так называемых барьерных мест, где пропускные способности железнодорожного транспорта практически исчерпаны, то мы устраняем все эти барьерные места. С точки зрения социально-экономического развития мы должны обеспечить все потребности экспортно-импортных операций Российской Федерации и рост ВВП.
В.Путин: То, что Вы говорите, это составляющие, которые должны привести к определенным результатам: улучшению качества обслуживания участников рынка и граждан. Поэтому конечный результат – это безопасность, качество обслуживания и скорость движения. Давайте поговорим на эту тему подробнее.
В.Якунин: В 2003 году Вы посетили Коломенский завод, где впервые сформулировали указания по развитию железнодорожного и транспортного машиностроения.
Докладываю: 1 сентября текущего года локомотив-электровоз ЭП2К в составе поезда «Юность» прошел дистанцию от Санкт-Петербурга до Москвы. Это первая машина в истории российского транспортного машиностроения. До этого в России не производились пассажирские локомотивы. Та скоростная магистраль, которая у нас сегодня действует, Р-200, работает на старых чешских локомотивах.
Это реальная замена импортного производства. Бригада, которая ехала, в том числе машинисты, назвала локомотив «игрушкой», потому что это принципиально иные тяговые характеристики, плавность хода, реальное воплощение всех указаний в металле, а не просто в чертежах. Рад доложить об этом.
В.Путин: Сколько будем их выпускать?
В.Якунин: Как только пройдут сертификационные испытания, они уже завершаются, до 2010 года планируем взять 178 электровозов. Мы берем все, что производится коломенским предприятием. В 2008 году на наши дороги поступит 41 локомотив. Это уже налаженное производство.