Вопрос: Владимир Владимирович, во‑первых, спасибо за организацию работы, такой классный пресс-центр в поле не часто увидишь.
В.Путин: Это не мне, все военные сделали.
Вопрос (продолжение): Вчера на саммите ШОС – политическая декларация, коммюнике, межбанковское соглашение, то есть политика и экономика. Сегодня – учения. Чего больше в ШОС – политики, экономики или военного? На Западе уже сравнивают ШОС с военной организацией, которая бы противостояла Североатлантическому блоку.
В.Путин: Это не соответствует действительности, такое сравнение не является адекватным ни по содержанию, ни по форме. Шанхайская организация сотрудничества создавалась для того, чтобы решить пограничные вопросы после распада Советского Союза между вновь образованными суверенными государствами и КНР.
И мы эти задачи успешно решили. Напомню, что Советский Союз вел переговоры с Китаем по границе на протяжении сорока лет. Мы подписали некоторое время назад пограничные соглашения, пойдя на известные компромиссы, устраивающие обе стороны. Также позитивно закончили свою работу и другие участники ШОС.
Стало очевидно, что эта работа весьма востребована, она стала расширять свои границы, и прежде всего Шанхайская организация сотрудничества – это организация, которая занимается вопросами политического и экономического характера, причем экономическая составляющая выходит на первый план.
Хочу упомянуть о том, что мы занимаемся вопросами инфраструктуры (связь, дороги), занимаемся вопросами финансов, поощряем деловую активность всех стран-участниц.
К работе этой организации проявляют большой интерес другие государства и регионы: и Пакистан, и Индия, и Иран, и Афганистан. Вы видите, что все эти государства уже регулярно присылают наблюдателей на саммиты Шанхайской организации сотрудничества.
Ну а что касается военной составляющей, то это не собственно военная, а антитеррористическая составляющая. К сожалению, многие страны мира, в том числе Россия, сталкиваются до сих пор с террористической угрозой. Последние события на железной дороге Москва–Санкт-Петербург лишний раз подтверждают, что мы не все еще сделали для того, чтобы эту угрозу устранить. Поэтому мы и внутри страны, и на международной арене, в контакте с нашими партнерами в мире будем продолжать эту работу.
Что же касается военной составляющей, она, повторяю, для
ШОС не является доминирующей и главной. Более того, ШОС – это не закрытая организация, не блоковая организация. А военные учения мы проводим не только со странами ШОС, но и с другими государствами, в том числе и с государствами НАТО.
Вопрос: Ваше путешествие по Туве было очень интересным, невольно даже завидно. Расскажите, пожалуйста, что Вы видели, о чем говорили с людьми?
В.Путин: Зависть не очень хорошее чувство. Рекомендую Вам собраться в дорогу, съездить и посмотреть самому, это несложно. Слава Богу, это все Россия, очень большая, многообразная страна – и по территории, и по культуре, и по традициям народов, которые населяют Российскую Федерацию, по природным условиям.
Я давно собирался в этот регион Российской Федерации. В Туве, как вы знаете, недавно приведен к власти руководитель республики, председатель правительства Тувы. Мы с ним договаривались о том, что я обязательно приеду, и вместе с ним на месте мы посмотрим на проблемы, перед которыми стоят люди, проживающие на этой территории. Поговорим о задачах, которые стоят перед республикой, вместе обсудим те пути, которые наиболее оптимальны для решения этих проблем и задач.
Естественно, будучи в Туве, я не мог не посмотреть на то, что является, может быть, одним из главных богатств Тувы – природу. Должен безо всякого преувеличения сказать, не хочу каких‑то высокопарных слов: это очень сильное впечатление. Я много где был и много чего видел, но такого еще не видел никогда. Такой шикарной природы, такой мощной природы. И не только природы, но и народного искусства, уникального абсолютно, такого нигде не найдете, кроме как в Туве.
Кроме всего прочего, впечатления от Тувы, достаточно отдаленного региона России, показали, что везде очень глубокий культурный слой. Россия – уникальная в этом смысле страна. Впечатления от раскопок древней крепости, или, как считают ученые, летней резиденции кагана, VIII века – это, конечно, тоже уникальный объект, который рекомендовал бы посмотреть.
Мы исходим из того, что сегодня там работают специалисты Российской академии наук, студенты из пяти российских вузов. Мы, конечно, будем привлекать туда наших друзей, всех специалистов, которые интересуются этой проблематикой, из других стран мира.
Вопрос: А как там вода?
В.Путин: Вода хорошая, очень холодная.
Вопрос: В вашем путешествии было много экстрима – машина, сплав. С чем это связано?
В.Путин: Я люблю это. Здесь нет никаких секретов. Если уж мы приехали на природу на два дня, то я старался посмотреть все что можно. А пешком там не находишься – нужно и сплавляться, и на лошади проехать, в некоторые места добраться можно только на джипе. Мы использовали все для того, чтобы расширить свои впечатления: и рыбачили, и просто смотрели на животных, и с ружьем побродили. Правда, в крупных зверей мы не стреляли.
Вопрос: Страшно было?
В.Путин: Нет, что же там страшного? Было очень интересно, я вам рекомендую посмотреть, это удивительно, я никогда такого не видел. По отвесным скалам бараны прыгали. Не представляю, как они это делают, до сих пор перед глазами стоит. Так же как природа Тувы, она потрясающая.
* * *
А закончить нашу сегодняшнюю встречу я бы хотел следующим.
Мы сегодня действительно были на антитеррористических учениях, и прошли они отлично. Семь с половиной тысяч человек, почти полторы тысячи единиц боевой техники – все это работало в абсолютно слаженном режиме, без всяких сбоев. Полигон, на котором мы находимся, в России точно самый лучший, уверен, что и один из лучших в Европе. Он оснащен современной техникой, системой связи. Собственно говоря, если бы этого не было, вряд ли бы удалось добиться такой слаженности в организации сегодняшней боевой работы. Мы и дальше будем развивать наши Вооруженные Силы, потому что сегодня это хоть и международное мероприятие, оно способствует мобилизации наших военных специалистов, повышению качества их подготовки.
Это не единственное, что мы делаем. Мы работаем по очень многим направлениям, и я с удовлетворением могу вам сообщить следующее.
С 1992 года Российская Федерация в одностороннем порядке прекратила полеты своей стратегической авиации в удаленных районах боевого дежурства. К сожалению, нашему примеру последовали не все, и полеты стратегической авиации других государств продолжаются. Это создает определенные проблемы для обеспечения безопасности Российской Федерации.
В этой связи мною принято решение возобновить полеты стратегической российской авиации на постоянной основе.
Сегодня, 17 августа, в ноль часов с семи аэродромов в разных частях Российской Федерации в воздух были подняты 14 стратегических ракетоносцев, самолеты обеспечения и заправщики. Началось боевое дежурство, в котором участвуют в общей сложности 20 воздушных судов. С этого дня дежурство подобного рода будет осуществляться на регулярной основе. Это дежурство носит стратегический характер. Уже сегодня, сейчас, самолеты пробудут в воздухе около 20 часов, с дозаправкой, во взаимодействии с Военно-Морским Флотом.
Патрулирование будет осуществляться прежде всего в зонах активного судоходства и экономической деятельности Российской Федерации.
Мы исходим из того, что наши партнеры с пониманием отнесутся к возобновлению полетов российской стратегической авиации.
Наши летчики засиделись: стратегическая авиация есть, а полетов практически нет. Они осуществлялись от случая к случаю до сих пор, только в ходе крупных учений, а крупных учений, как вы знаете, мы за последние пятнадцать лет проводили очень мало. Летчики, повторяю, засиделись. Как мне известно, они рады тому, что у них начинается новая жизнь. Пожелаем им удачи.