Вопрос: Каких договоренностей удалось достичь сегодня? И второй вопрос. Если Договор о создании Союзного государства приобретает юридическую силу только с сегодняшнего дня, означает ли это, что те конкретные договоренности, конкретные сроки, которые были заложены в программу по его реализации, автоматически переносятся – и программа изначально выполняется не совсем так, как задумывалось?
А.Лукашенко: Что касается Вашего последнего вопроса по поводу Договора и программы – хочу, чтобы у Вас было четкое юридическое понимание, что Договор и программа – это единый документ. Главное, что это единый юридический нормативно-правовой акт, который приобрел силу со времени ратификации этого Договора парламентами. И мы сразу же обменялись ратификационными грамотами. Поэтому, образно говоря, с этого момента этот акт стал законом двух государств.
В.Путин: Прежде чем ответить на этот вопрос я бы хотел поздравить Президента Белоруссии Александра Григорьевича Лукашенко с тем решением, которое принято. Ему предложено, и он согласился возглавить Высший Государственный Совет Союзного государства. Поэтому давайте мы его вместе поздравим. Это первое.
Второе. У нас принято другое организационное решение: Совет министров Союзного государства возглавит Касьянов Михаил Михайлович. И Государственным секретарем Союзного государства назначен Павел Павлович Бородин. Хочу проинформировать вас таким образом о принятых нами решениях.
Сегодня мы встречались с Президентом Белоруссии не только в составе Высшего Государственного Совета, но и до совместного заседания мы почти час говорили о двусторонних делах и о развитии тех интеграционных процессов, которые у нас происходят. Отвечаю на Ваш вопрос о конкретных решениях: конкретные решения есть, они находятся главным образом в экономической сфере.
Также приняты решения в определении темпов интеграции. Мы договорились о том, что в ближайшее время, осенью этого года, будут проведены выборы в союзный Парламент. Мы полагаем, что создание правовой базы нашего сотрудничества и развитие наших интеграционных процессов является ключевым моментом в интеграции. И сейчас мы это подтвердили на Высшем Государственном Совете. Мы постараемся сделать это в России таким образом, чтобы это совпало с соответствующими выборами в Белоруссии.
Мы договорились о некоторых других важных, на мой взгляд, вопросах – об укреплении единого экономического пространства. И здесь много составляющих. Они прежде всего касаются таможенной политики и всего, что с этим связано. Мы будем укреплять тот процесс, который был заложен первым президентом России и Президентом Белоруссии. Как вы знаете, на границе есть совместные таможенные посты, там работают наши пограничники. Но главное не в том, кто там работает, – главное в том, что мы будем работать по единым правилам и есть общее понимание и общие конкретные меры, направленные на развитие этого процесса.
И, наконец, последнее. В Вашем вопросе звучала тревога о том, что может быть какая‑то пробуксовка в развитии наших отношений. Уверяю Вас, что этого не случится. Чтобы избежать такой пробуксовки, в союзном Договоре заложен соответствующий механизм, который заключается в том, что все, что было создано до формирования органов управления Союзного государства, не прекращает свою деятельность. Работают и Секретариат, и до избрания союзного Парламента функционируют парламентские структуры. Так что никаких оснований беспокоиться на этот счет нет.
Вопрос: У России и Белоруссии различаются подходы к механизмам рыночной экономики. В связи с этим как вы видите пути интеграции экономик двух стран?
А.Лукашенко: Конечно, если мы объединяемся, строим единое государство, мы должны стремиться к максимуму унификации тех или иных процессов. Но я хочу обратить внимание на два момента. Вы знаете, Россия велика, это огромная страна. И даже в процессе проведения реформ, допустим приватизации тех или иных объектов и так далее, есть своя специфика внутри самой России. Допустим, Краснодарский край и Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область – что Вы хотите сказать, что нет разницы в проведении реформ, их темпах и отдельных направлениях даже внутри России?
В.Путин: Я бы добавил следующее. Во‑первых, конечно, я соглашусь с Президентом Белоруссии по поводу объективного характера разных темпов и разных условий. И здесь нет ничего особенного, и я бы не драматизировал это событие. Да, этот факт есть, это правда. Знаете, по‑моему, Монферран сказал: «Великие дела не терпят и не любят суеты». Именно поэтому у нас предусмотрена целая программа практических действий по реализации тех целей, которые перед нами стоят в программе интеграции. Эта программа рассчитана на длительный срок.
Позволю вернуться к первому вопросу: принципиально создание правовой базы – поэтому я сказал, с этого я и начал.
* * *
А.Лукашенко: Мы должны действовать во благо наших народов и государств. Я сказал: «Владимир Владимирович, любой город, любое село на территории Белоруссии в любое время для Вас всегда открыты». Так и должно быть. Мы не должны прятаться друг от друга и бояться этого.
Владимир Владимирович сказал: «Вы теперь еще и как Председатель Высшего Государственного Совета обязаны делать все, что на пользу нашим государствам». Я абсолютно согласен с этой позицией исполняющего обязанности главы Российского государства.
* * *
В.Путин: Только что прозвучал вопрос о разных темпах проведения реформ. Но хочу обратить ваше внимание и на то, что у нас есть и много общего. У вас есть [газета] «Советская Белоруссия», а у нас есть «Советская Россия».
* * *
Вопрос: Вы сказали, что Союз открыт для всех, кто уважает принципы его построения. Появится ли третий участник?
В.Путин: То есть Вы нам предлагаете сообразить на троих?
Вопрос: Ну, может быть, и четвертый сразу появится.
В.Путин: Вы знаете, мы не случайно проводим нашу встречу после саммита СНГ: были и другие предложения, и Александр Григорьевич Лукашенко согласился со мной в том, что целесообразно это сделать сразу после мероприятия и отдельно. Самим фактом проведения нашей встречи после саммита СНГ мы показываем, что здесь мог бы остаться любой: это касается любого государства, которое разделяет цели и принципы, изложенные в уставных документах.
В.Путин: В процессе двусторонних консультаций с президентами некоторых стран Содружества мы говорили о более глубокой степени сотрудничества с некоторыми государствами. Это не выливается в присоединение к Союзу России и Белоруссии, но это говорит о стремлении многих государств к тому, чтобы интеграционные процессы на постсоветском пространстве приобрели более конкретный, более предметный и более глубокий характер. Это не означает подавление какого‑либо суверенитета, это не предмет разговора. Речь идет прежде всего об интеграции в экономической сфере. Это хорошая база для развития всех других процессов без ущемления чьего‑либо суверенитета, а наоборот, для сохранения всего положительного, что было раньше, и для развития на новой основе наших интеграционных процессов во благо тех государств, которые проявляют к этому интерес, – повторяю, такие есть.