Р.Кочарян: Уважаемый Владимир Владимирович!
Дамы и господа!
Я искренне рад возможности принять Президента России с делегацией и еще раз обсудить состояние наших двусторонних отношений. Хотел бы отметить очень доброжелательный и конструктивный настрой, который мы имели в ходе нашей встречи. Сложнее всего – с учетом объема наших двусторонних взаимоотношений – укладываться во временные рамки, отведенные для встречи. У нас, я так понял, произошел определенный перебор, но это говорит о том, что наработан очень серьезный потенциал сотрудничества, который касается и наших политических взаимоотношений, касается и экономического блока, который мы подтянули за последние два-три года, касается военно-технической составляющей нашего сотрудничества. Сейчас пытаемся развить и гуманитарную составляющую.
Очень серьезная акция, к которой мы готовились, – проведение Года России в Армении. Мы говорили о необходимости насытить эту программу, сделать ее такой, чтобы в течение всего года граждане Армении получили полноценное представление о сегодняшней России, о том, что там происходит, о достижениях. Это будет касаться и сферы культуры, и бизнеса, – собственно, всего спектра наших отношений.
Конкретно мы коснулись вопроса о взаимодействии в энергетике, интересные проекты здесь также есть. Россия очень серьезно представлена в этом секторе нашей экономики. Мы говорили об активизации инвестиционной деятельности российского бизнеса в Армении, армянская сторона это приветствует, и мы создадим необходимые условия для эффективной работы здесь. И, конечно, обменялись мнениями по международным вопросам, вопросам регионального характера. Я рад атмосфере и результатам наших переговоров и с удовольствием передаю слово моему коллеге.
В.Путин: Спасибо большое. Со своей стороны хочу поблагодарить Президента за приглашение, за теплый прием. У нас состоялись действительно очень насыщенные и полезные переговоры по всем вопросам двусторонних отношений, по региональным и международным проблемам. Мы с удовлетворением отметили, что российско-армянские отношения развиваются, развиваются стабильно практически по всем направлениям нашего взаимодействия: и по экономике, и в сфере политики, в гуманитарной сфере.
И лучшим свидетельством тому является открытие Года России в Армении. Я тоже очень рассчитываю на то, что все запланированные мероприятия – а их планируется около двухсот – будут проведены, пройдут. На самом деле мне кажется, что их будет гораздо больше. Сейчас в ходе беседы Роберт Седракович сообщил о том, что неожиданно для организаторов этой акции появляются новые и новые заявки из регионов. Думаю, что на самом деле контактов и совместной работы в ходе осуществления этого мероприятия будет гораздо больше, чем запланировано.
Мы договорились дальше стимулировать участие российских и армянских предпринимателей в инвестиционной и приватизационной деятельности. Значительные перспективы видим и в развитии промышленной кооперации, взаимодействии в сфере энергетики, как уже было сказано, в банковской сфере. Остановились также на проблемах транспортной инфраструктуры. Вы, наверное, знаете о том, что первый паром сегодня прошел из порта Кавказ в Поти с грузом, по‑моему, зерна для Грузии. В дальнейшем планируем использовать это и для перевозок товаров для Армении. Надеемся, что эта линия заработает, заработает в интересах всех стран региона, и будут привлечены частные инвестиции. Мне кажется, что это шаг в правильном направлении.
На наш взгляд, шаги подобного рода откроют широкие возможности для бизнеса, послужат созданию дополнительных рабочих мест, в целом повысят интенсивность экономической жизни региона, будут способствовать укреплению интеграционных процессов и решению проблем, которые здесь накопились.
Серьезное внимание было уделено региональной проблематике. Наши страны заинтересованы в стабилизации ситуации в Закавказье. А значит, в формировании атмосферы доверия, в формировании таких отношений, которые динамично развивали бы социально-экономическую сферу.
Конечно, говорили о нагорно-карабахской проблематике. Будем всячески способствовать разрешению этого конфликта со всеми нашими партнерами. Будем надеяться на очередную встречу и переговоры между президентами Армении и Азербайджана.
Важной частью встречи стало обсуждение партнерства России и Армении в рамках Содружества Независимых Государств, других интеграционных объединениях на постсоветском пространстве, разумеется, для того чтобы решать совместными усилиями общие проблемы, такие как терроризм, транснациональная преступность, незаконный оборот наркотиков, оружия, развитие гуманитарно-экономических связей.
Впереди у нас важное и значимое событие – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Многие мероприятия Года России в Армении посвящены именно 60-летию Победы. Наши народы плечом к плечу сражались с нацизмом. Эту памятную дату нашей общей истории мы, конечно же, будем отмечать вместе.
Благодарим Президента Армении за его решение приехать в Москву 9 мая, даже 8 мая, и принять участие 9-го в торжественных мероприятиях.
В заключение хочу поблагодарить руководство и Президента Армении за конструктивный, деловой, доброжелательный подход к решению всех наших совместных вопросов и проблем, за создание очень хорошей атмосферы для сегодняшней работы.
Спасибо вам за внимание.
Вопрос: Добрый день! Я прошу прощения, что мой вопрос не будет связан с этим торжественным событием, ради которого все сегодня собрались здесь. Но в то же время невозможно обойти и события в Киргизии, они волнуют нас также. Как вы прокомментируете события в Киргизии, есть ли у вас представление, как будут развиваться эти события? И, Владимир Владимирович, возможен ли приезд Аскара Акаева в Россию?
В.Путин: Роберт Седракович, Вы отвечаете?
Р.Кочарян: У Вас больше информации по Киргизии. У нас там посольства нет.
В.Путин: Развитие ситуации в Киргизии не стало для нас чем‑то неожиданным. Это результат и слабости власти, и накопившихся социально-экономических проблем в стране. Вместе с тем достойно сожаления то обстоятельство, что в очередной раз в одной из стран постсоветского пространства политические вопросы решаются неправовым способом, сопровождаются погромами и человеческими жертвами.
Я очень рассчитываю на то, что лидеры оппозиции, осознавая свою ответственность перед собственным народом, как можно быстрее возьмут ситуацию под контроль, выправят ситуацию. Эти люди нам хорошо известны. Работая в органах власти и управления Кыргызстана в течение ряда лет в прошлом, они всячески способствовали развитию отношений между Киргизией и Российской Федерацией, многое сделали для становления сегодняшнего уровня межгосударственных отношений. Я надеюсь на то, что и в будущем наши отношения будут развиваться по этому же вектору, то есть позитивно, на благо народов России и Киргизии. Для этого есть все основания. И последние заявления лидеров оппозиции подтверждают, что такое развитие наших отношений вполне возможно. Рассчитываю, что так оно и будет.
Со своей стороны Россия сделает все для того, чтобы уровень межгосударственных связей между нашей страной и Кыргызстаном сохранился, а отношения между нашими народами развивались.
Что касается возможного приезда в Россию Аскара Акаевича Акаева, то, если он захочет приехать в Россию, мы не будем возражать. Я думаю, что это вполне возможно.
Вопрос: Между нашими странами сложились тесные экономические отношения по разным направлениям. Можно сказать, что это предел экономического сотрудничества, учитывая сложную ситуацию региона? Мой вопрос к обоим президентам.
Р.Кочарян: Владимир Владимирович в своем вступительном слове уже сказал о том, что паромная переправа в принципе стала работать. Это означает начало решения очень серьезной транспортной проблемы, которая сдерживала наше экономическое сотрудничество, поскольку по целому ряду направлений сотрудничества, где транспортная составляющая весомая, просто торговать было невыгодно.
То есть здесь радикальным образом меняется ситуация. Конечно, нужно время освоить этот маршрут, посчитать все, вопросы тарифов, цен, во что это обходится. Но я убежден, что откроются перспективы, о которых мы, по крайней мере в последние годы, не говорили или до конца не были просчитаны нами самими. Я убежден, что объемы возможного сотрудничества, то есть потенциал, который существует, гораздо больше. Касается он и банковской сферы, мы видим здесь активное продвижение вперед. Сегодня солидные московские фирмы занимаются строительством в Ереване, чего не было два года назад. Интерес очень большой. Идет реконструкция «Арменала», он станет одним из ведущих предприятий этой отрасли вообще – это около 70 миллионов долларов инвестиций.
И по энергетике, я сказал о том, что у нас есть серьезные проекты. И мы сегодня обсуждали их в фундаментальном продолжении. То есть здесь речь идет о новом качестве сотрудничества, которое будет иметь региональное значение и региональный характер. Убежден, есть очень серьезные резервы.
В.Путин: Я не будут повторять то, что было сказано моим коллегой. Добавлю только, что очень важный резерв сотрудничества – это региональное и инвестиционное сотрудничество. И здесь важнейшей предпосылкой для расширения совместной работы является стабильность политической ситуации и экономического развития страны. В последнее время мы наблюдаем определенный рост российских инвестиций, они пока небольшие, но вот здесь как раз перспективы очень значительные. Думаю, что не исключены, а будут приветствоваться и армянские инвестиции в экономику России, особенно в тех отраслях, в развитии которых заинтересована сама Армения. А такие отрасли есть. Мы сегодня говорили и на эту тему.
Вопрос: Вопрос о культурных связях. Нет такого ощущения, что культурные связи становятся теперь немножко более возрастной категорией? То есть те люди в Армении и в России, которые успели пожить в одной стране – в Советском Союзе, – чувствуют эти связи острее, чем молодежь.
В.Путин: Думаю, что такая проблема, наверное, существует. И связана она прежде всего с ограничением контактов между людьми в последние годы. Это, на мой взгляд, носит даже не столько политический характер, сколько важен этот самый экономический аспект, сокращение объемов сотрудничества, культурных обменов, просто связано с тем, что людям сложнее передвигаться на постсоветском пространстве, чем когда‑то было в рамках единого государства. Все это вопросы, которые обсуждаются нами постоянно, мы постоянно ищем возможности и пути преодоления этих трудностей. Этому, кстати говоря, посвящена деятельность всех интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Но и когда мы работаем на двусторонней основе, конечно, постоянно выходим на попытки решения этих вопросов. И чем настойчивее мы это будем делать, тем эффективнее будем эти вопросы решать. Разумеется, мы должны особое внимание уделить молодежным обменам и привлечению молодых людей к сотрудничеству между нашими странами. Мы сегодня тоже об этом говорили. Рассчитываю на то, что и мероприятие, участие в котором мы сегодня будем принимать, – открытие Года России в Армении – будет способствовать как раз решению этой задачи.
Р.Кочарян: Вы действительно отметили правильно, что некоторый возрастной элемент в этом присутствует. Думаю, здесь можно было бы активнее использовать возможности современных информационных технологий, вообще телекоммуникаций. И в этом плане вещание канала «Культура» на Армению – это очень интересное и важное событие. У меня в семье, например, это один из самых почитаемых каналов. На самом деле очень интересен. Нет рекламы и очень содержательная программа. Поэтому, я думаю, и в этом плане использование этих инструментов позволяет достаточно хорошо владеть ситуацией, в данном случае в сфере культуры и искусства в наших странах. Я думаю, и в России телевизионные каналы могли бы почаще готовить какие‑то передачи, трансляции, касающиеся ситуации в этой сфере в Армении, в других республиках бывшего СССР. Просто терять то, что наработано многими поколениями, – жалко.
От взаимообогащения на самом деле все мы выигрывали, особенно в плане культурных контактов, раньше. Полагать, что все могло остаться на том уровне, который был, тоже было бы наивно. То есть реальные границы между странами есть, и с этой реальностью всем нам приходится считаться. Эмоционально – жалко. Но реальность такова, поэтому давайте попытаемся сегодня создавать инструменты, через которые мы смогли бы максимально сгладить те потери, которые так или иначе должны были быть и есть.
Вопрос: Вопрос к двум президентам. Содружество Независимых Государств стоит на пороге преобразований. Я бы хотел услышать вашу оценку будущего Содружества в контексте ожидаемых реформ, а также новых политических реалий, в том числе «бархатных» или не очень «бархатных» революций в некоторых странах Содружества.
В.Путин: Все разочарования – от избыточных ожиданий. И если кто‑то ожидал от СНГ каких‑то особых достижений, скажем, в сфере экономики, в сфере сотрудничества в политической области, в военной и так далее, то, естественно, этого и не было бы, потому что и быть не могло. Цели декларировались одни, а на самом деле СНГ создавалось для того, чтобы процессы распада Советского Союза проходили наиболее цивилизованным образом, предельно мягко, с наименьшими потерями в сфере экономики, в гуманитарной области. Прежде всего для людей.
Думаю, что вот с этими задачами СНГ, конечно, справилось. Нужно отдать должное. Но у СНГ никогда не было сверхзадач экономического характера, интеграционных задач в области экономики. И поэтому многие вещи, которые гражданами наших стран ожидались, не состоялись, поскольку о них говорили, но никогда реально над этим никто не работал. Вот сейчас, скажем, в рамках ЕврАзЭС, в рамках создаваемого Единого экономического пространства появляются элементы реального интеграционного сотрудничества, закладываются принципы реальной экономической интеграции. Но вот это совсем другое дело. Выясняется, что многие наши партнеры по каким‑то внутриполитическим соображениям, может быть, по соображениям, связанным с собственной оценкой экономических приоритетов, – пока кто‑то не готов к таким шагам, кто‑то проявляет явный интерес. И вот на этой совершенно новой базе добровольной интеграции и добровольного, может быть, делегирования каких‑то полномочий в эти интеграционные институты, надеюсь, будет складываться и новое интеграционное сообщество.
Что касается СНГ, то это весьма полезный клуб для взаимной информации, для выяснения проблемных вопросов общего характера, общеполитического, гуманитарного, административного. Мы, на мой взгляд, не должны терять этого инструмента, он важен. Потому что объем взаимодействия между странами СНГ очень большой. Взаимозависимость наших экономик крайне велика. И вне зависимости даже от этих более глубоких интеграционных процессов, которые происходят в рамках тех организаций, которые я уже упомянул – скажем, ЕЭП и ЕврАзЭС, – и между другими странами, объем экономического взаимодействия очень высок. Очень много связей между гражданами. Проблем возникает огромное количество. И это площадка, где руководители стран могут регулярно встречаться, говорить об этих проблемах или решать их оперативно, потом выносить на решение либо на двусторонней основе, либо в какие‑то интеграционные объединения. Поэтому я считаю, что сохранять СНГ, безусловно, нужно, в этом заинтересованы все вне зависимости от внутренней политической окраски тех или иных сил, которые в данный момент времени приходят к власти в той или иной стране либо отстраняются от нее. Проблемы‑то остаются. И люди ждут их решения.
Р.Кочарян: Знаете, я на каждом саммите СНГ как минимум с двумя-тремя моими коллегами решали очень практические вопросы в ходе также двусторонних контактов. На самом деле это хорошая площадка для решения очень многих вопросов. Речь о реформировании все время идет от некоего пессимизма по отношению к будущему СНГ, и, мне кажется, есть некое ложное представление, что от реформирования получим нечто похожее на Европейский союз. И проблемы все исходят также от постоянных сравнений СНГ с Европейским союзом. От этого сравнения СНГ всегда будет проигрывать, и не надо выводить оценку СНГ именно в плоскость такого сравнения. Там совершенно другой уровень интеграции, держится на других принципах.
Знаете, в жизни часто бывает, когда двое людей с одинаковым достатком, с разной самооценкой имеют приблизительно следующую ситуацию: когда один счастлив тем, что имеет, а второй глубоко несчастен тем, что он имеет, хотя достаток у них в принципе один и тот же. Вот так же в СНГ. Мы должны быть счастливы тем, что мы имеем, тем, что есть возможность собираться и решать вопросы. Уровень, объем взаимоотношений на самом деле велик, и всегда есть серьезные темы и для обсуждения, и для принятия конкретных решений. Если не в полном формате, то по крайней мере в каких‑то более дробленых форматах. Так что я посоветовал бы исходить вот из этой предпосылки, рассуждая об СНГ.
В.Путин: Знаете, если в Европе страны в рамках Евросоюза работали совместно для объединения, то СНГ создавалось для цивилизованного развода. Вот в чем разница. Все остальное – политическая шелуха и болтовня. Но в ходе работы стало очевидным, что очень много, повторяю, проблем, которые не могут быть где‑то обсуждены и решены совместно. Другой площадки нет. Другие объединения – я уже упоминал ЕЭП, ЕврАзЭС – создаются для реальной интеграции. Но они все‑таки решают узкие проблемы, задачи. А в целом их гораздо больше, чем экономическое сотрудничество. И очень много вопросов лежит в области политики, общения между людьми, пересечения границ, пенсий, пособий. Понимаете, очень много реальных вопросов, которые достались от общего государства. Вот сегодня только мы говорили с Робертом Седраковичем о проблеме беженцев, допустим. Сидят здесь тысячи людей, в Армении, которые из другой страны, из Грузии, сюда приехали с паспортами бывшего Советского Союза…
Р.Кочарян: Из Абхазии.
В.Путин: В чем дело? Как им жить? Где им жить? На какой площадке это все обсуждать? Таких проблем и вопросов тысячи. И СНГ – очень удобная площадка для встреч и постановки этих вопросов для последующего решения.
Р.Кочарян: И, кстати, Владимир Владимирович, в сравнении с любой другой региональной организацией наподобие Европейского союза СНГ не проигрывает реально. Поэтому будем счастливы тем, что имеем.