АТЭС – ЛОКОМОТИВ ИНТЕГРАЦИИ
Накануне встречи в Бангкоке лидеров стран АТЭС хотел бы поделиться некоторыми соображениями об участии России в этом форуме.
Прежде всего вступление в это авторитетное международное объединение было для России правильным шагом. Убежден, и наши партнеры по форуму удовлетворены сделанным ими осенью 1998 года выбором.
Ведь Россия – надежный политический и экономический партнер. Это становится все более очевидным и общепризнанным. Без активного и равноправного участия нашей страны и тем более вопреки ее интересам не может быть успешно решена ни одна серьезная глобальная или межрегиональная проблема. Это – геополитическая реальность. И именно поэтому во внешнеполитической концепции России закреплен курс на развитие активного взаимодействия по всем векторам, включая и азиатско-тихоокеанский. Казавшийся некогда незыблемым известный киплинговский постулат: Запад есть Запад, Восток есть Восток – устаревает. Эти векторы для России равнозначимы.
Торговые, экономические и инвестиционные связи России с иностранными партнерами в последнее время заметно активизировались. Хотелось бы, в частности, отметить оживление кооперационных связей с США, КНР, Индией, Японией, государствами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Это особенно очевидно в экономической сфере – инвесторами из западных и восточных стран одинаково энергично осваиваются перспективные рынки на всей огромной территории нашей страны. Это особенно заметно на востоке России – в регионах Сибири и Дальнего Востока. Здесь имеются не только разнообразные природные ресурсы, но и необходимый технический, научный потенциал. В этом я лично неоднократно убеждался в ходе поездок по стране.
Вполне естественно, что мы стремимся использовать членство в АТЭС для активного включения потенциалов российского востока в уже действующий в рамках форума механизм экономической интеграции. Руководствуясь здоровым прагматизмом, стараемся, с одной стороны, все шире участвовать в решении задач, стоящих перед сообществом АТР, а с другой – задействовать ресурсы регионального многостороннего сотрудничества в интересах развития Сибири и российского Дальнего Востока.
Россия рассматривает форум АТЭС как локомотив интеграции в районе «тихоокеанского кольца». Страны – члены этой организации отличаются друг от друга по площади, численности и составу населения, по истории и культуре, языкам и конфессиям, традициям и обычаям. И тем более важно, что столь разные народы объединились в едином стремлении решать социально-экономические проблемы на базе коллективного разума и скоординированных усилий. Россия участвует и будет участвовать в этом процессе активно и заинтересованно.
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ – ОБЩАЯ ЗАДАЧА
Противодействие международному терроризму прочно вошло в число приоритетных направлений деятельности форума. Россия твердо поддерживает активные шаги АТЭС по усилению антитеррористического взаимодействия. Это и пресечение финансовой подпитки терроризма, и обеспечение безопасности торгово-транспортных артерий и информационных систем. Упреждающие меры должны предусматривать создание страховочно-стабилизационных механизмов в политической, финансово-экономической, разведывательной и военной сферах. Особо подчеркну, что мы считаем необходимым совершенствовать схемы компенсации материального ущерба от терактов. На это Россия уже обращала внимание мировой общественности на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
На региональном уровне естественными партнерами АТЭС в противодействии терроризму в регионе мы видим АСЕАН, Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
Несколько слов о конкретных шагах России в борьбе с терроризмом. Мы активно стремимся перекрыть каналы финансовой подпитки этого зла. Наша страна не только совершенствует законодательные механизмы, но и реально ведет борьбу с практикой отмывания «грязных» денег. Ратифицированы или внесены на ратификацию важные международно-правовые акты. В полную силу заработал российский Комитет по финансовому мониторингу. Очевидный показатель эффективности проводимой нами работы – принятие России постоянным членом ФАТФ. Активно участвуем в обмене опытом со своими зарубежными партнерами, усиливаем взаимодействие с ними на уровне профильных ведомств и служб.
Естественно, Россия рассматривает АТЭС как один из важнейших элементов долгосрочной стратегии по искоренению «зла XXI века» – как в регионе, так и в глобальном измерении.
УГРОЗА ЭКОНОМИКЕ
Терроризм стал сегодня и серьезной экономической проблемой. По оценкам, атака террористов 11 сентября 2001 года привела к снижению мирового ВНП на один процент. Теракты в Индонезии, других странах Юго-Восточной Азии серьезно сократили туристические потоки в регионе, замедлили развитие других отраслей. Наличие террористической угрозы, а также политическая нестабильность в некоторых регионах мира, являющихся ключевыми поставщиками энергоресурсов, ставят под вопрос возможность обеспечения бесперебойных поставок энергоресурсов в регионе АТР и в глобальном масштабе.
Россия готова внести существенный вклад в преодоление этого серьезного вызова хозяйственному благополучию АТР. Причем этот наш вклад будет конкретным, эффективным и взаимовыгодным. Речь идет о формировании новой энергетической конфигурации в АТР и прежде всего в Восточной Азии – путем создания системы нефте- и газопроводов, поставок судами сжиженного природного газа из восточных регионов России, где имеются значительные запасы углеводородов. На двусторонней основе проработка указанных вопросов с сопредельными странами уже ведется, и эта работа будет активно продолжаться. Думается, настало время для сообщества АТЭС самым серьезным образом заняться проблемой новой энергетической конфигурации. Ее решение было бы действенным ответом на вызовы и угрозы стабильному энергоснабжению региона. По нашему мнению, механизмы АТЭС вполне способны повлиять на выполнение и этой задачи.
Проблемы глобализации: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Присоединяясь к форуму, Россия взяла на себя обязательство вместе с другими партнерами содействовать созданию системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности в АТР. Мы подтверждаем готовность идти по пути к реализации основополагающих для АТЭС Богорских целей. При этом понимаем, что такое движение должно учитывать все особенности и главное – реальные возможности каждого участника.
Думаю, важно не то, что один мчится на пятой скорости, а другой выжимает лишь вторую или третью. Важно, что все мы движемся в общем направлении, и никто без нужды не жмет на тормоза, не хватается с опаской за «ручник», увидев перед собой неожиданно возникшие препятствия. Я имею в виду протекционизм в виде принятия новых односторонних ограничительных мер в торговле, злоупотребления антидемпинговыми процедурами и т. д.
Как представляется, «новый» и «старый» протекционизм вызывают соответствующую цепную реакцию, ограничивают конкуренцию. Особенно тяжело его воздействие на развивающиеся страны и государства с переходной экономикой.
На мой взгляд, всем нам следовало бы решительнее разворачиваться лицом к потребностям реальной экономики, содействовать укреплению торгово-экономических связей в регионе. Мы, например, предлагаем начать диалог АТЭС по созданию благоприятных условий для функционирования рынка цветных металлов. Напомню, что в августе нынешнего года в России, в городе Братске, был проведен первый международный семинар на эту тему. Думаю, что продолжение такого диалога способствовало бы реализации основополагающих идей АТЭС.
Подавляющее большинство стран АТЭС входит во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вполне логично, что сам modus vivendi форума во многом определяется правилами ВТО, зависит от состояния дел в этой организации. К слову, не могу не выразить глубокую признательность нашим коллегам по АТЭС за поддержку усилий России по вступлению в ВТО. В этой связи, говоря об итогах министерской конференции в Канкуне, я бы не стал излишне драматизировать ситуацию. Напротив, считаю состоявшиеся в Мексике дискуссии весьма полезными для продвижения к компромиссу.
Нельзя не упомянуть и о продолжающейся в АТЭС полезной, на мой взгляд, дискуссии о глобализме и регионализме. Особенно в вопросе реализации идеи свободной торговли.
Россия внимательно следит за процессами глобализации мировой экономики. Очевидно, что это объективное явление, в целом благотворно отражающееся на экономическом росте. Однако глобализация ставит перед человечеством и серьезные проблемы, среди которых – растущая дифференциация в уровнях благосостояния между государствами, вытеснение беднейших стран на обочину мировой цивилизации, неравный доступ к достижениям современных информационных и коммуникационных технологий.
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ
Полагаю, что сокращение экономического разрыва в развитии наших стран – весьма важная задача. Причем это не только хозяйственный вопрос. Повторю: повышение уровня благосостояния людей и, следовательно, социальная стабильность ведут к ликвидации корней такого опаснейшего явления, как международный терроризм.
В этой связи отмечу, что Россия высоко ценит работу АТЭС по поддержке малого и среднего бизнеса. Ведь это новые рабочие места, основа для формирования среднего класса и, соответственно, для устойчивого социального и экономического развития. К тому же малое предпринимательство – это сравнительно быстрый и эффективный способ решения экономических и социальных проблем.
Особый интерес представляет для нас заимствование опыта участников форума по созданию новых нетрадиционных методик и структур по обеспечению финансовыми ресурсами малого предпринимательства.
В России в сфере малого и среднего предпринимательства занято 17% населения. За последнее время удалось заметно «дебюрократизировать» систему регистрации и лицензирования малых предприятий, упрощена система налогообложения и отчетности.
Однако на пути развития малого и среднего бизнеса продолжают оставаться серьезные препятствия. Прежде всего это доступ к финансовым ресурсам. Другая проблема – административные барьеры. Мы эти проблемы видим и последовательно преодолеваем.
Важным подспорьем в решении таких проблем является и международное сотрудничество, включая использование механизмов АТЭС. И, конечно же, ясно, что бизнесмены, люди, обеспечивающие деловую активность, должны пользоваться в этом смысле высокой мобильностью, и им надо облегчать возможность общаться между собой.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ
Сегодня можно говорить о том, что мы на практике столкнулись с новыми нетрадиционными проблемами. И форум ищет ответы на них.
Порой задаются вопросом: что может сделать такой форум, как АТЭС, для борьбы с той же «атипичной пневмонией»? Ведь есть же Всемирная организация здравоохранения!
Конечно, АТЭС не способен разгадывать тайны возникновения новых вирусов. Но мы вполне можем создать систему своего рода быстрого реагирования на угрозу распространения подобных эпидемий. А для этого, во‑первых, следует наладить при возникновении такого рода проблем обмен информацией. А во‑вторых, научиться принимать согласованные решения по преодолению кризисных явлений. Они, на наш взгляд, должны в максимальный степени соответствовать задаче бесперебойного функционирования рынков в АТР, мобильности людей. Также важно, чтобы меры, предпринимаемые отдельными государствами, шли в общем русле, без ущерба для других.
МЫ – РАЗНЫЕ, НО ЗАДАЧИ ОБЩИЕ
Саммит АТЭС в Бангкоке будет проходить под лозунгом «Мир многообразия: партнерство во имя будущего». Мудрость такой постановки вопроса, предложенной действующим председателем форума – Таиландом, очевидна.
Да, все мы разные. Но мы видим общность стоящих перед нами проблем и готовы совместно искать их решения.
За 14 лет существования АТЭС мир изменился: исчезло противостояние политико-экономических блоков, новые очертания приобрела и сама географическая карта планеты, образовались новые государства.
Разумеется, в новых условиях нам как никогда необходимо укреплять взаимодействие в целях реализации стоящих перед АТЭС задач. По нашей оценке, оно должно в полной мере учитывать многообразие экономик, входящих в форум, о котором говорит и сама тема саммита.
Так, очевидно, мы должны выстраивать наше партнерство во имя будущего.
И я уверен, что эта задача всем нам по силам.