В.Путин: Доброе утро, уважаемые коллеги!
Мы собрались здесь, на дальневосточной земле, чтобы поговорить и обсудить проблемы края. Подумать, проанализировать все, что мешает этому региону развиваться, и наметить основные, принципиальные вопросы, которые подлежат первоочередному рассмотрению.
Мне бы очень хотелось, чтобы результат сегодняшнего разговора лег в основу полномасштабной государственной программы по развитию этого региона страны. У нас есть президентская программа, вообще много всяких программ, только мало что выполняется. Мало что выполняется потому, что пишутся эти программы, как правило, в отрыве от реальной действительности.
В рамках президентской программы было запланировано, если мне не изменяет память, 400 миллиардов рублей. Из этих 400 миллиардов выделено из разных источников финансирования, по‑моему, девять миллиардов, из федерального бюджета – только полтора миллиарда. И те расползлись по различным направлениям, оказались для региона просто незаметными.
Сегодня мы здесь ничего не изобретем. Мне бы очень хотелось, чтобы наш сегодняшний разговор был, с одной стороны, открытым, непредвзятым, конкретным. С другой стороны, может быть, несколько философским, устремленным в будущее. Чтобы на основе этого разговора можно было работать дальше по созданию таких программ. Причем программ не эфемерных, а совершенно конкретных, предназначенных для реализации.
Процессы, происходящие сейчас в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заставляют нас приподняться над жизненными проблемами, в которых мы постоянно вязнем (я имею в виду страну в целом), и посмотреть на место региона, в котором мы сейчас находимся, на его роль для России с точки зрения глобального подхода, интересов государства в длительной исторической перспективе.
Я не буду здесь драматизировать события, но если в ближайшее время мы не предпримем реальных усилий, то тогда даже исконно русское население через несколько десятилетий будет говорить в основном на японском, китайском, корейском языках.
Поэтому вопрос о перспективах развития Дальнего Востока и Забайкалья стоит для страны очень остро, я бы сказал, даже драматично. По сути, речь идет о существовании региона как неотрывной части России. Мы не имеем ни малейшего права терять темпы развития, позволить краю отстать. На основании того, что мы сейчас имеем, мы движемся, к сожалению, как раз именно в этом направлении.
Главная причина происходящего нам хорошо известна. Она лежит на поверхности – удаленность от промышленно развитых регионов страны, от центра. Вам лучше, чем мне, известно, что происходит с демографией и какой отток населения был здесь в последнее время. После завершения основных работ на БАМе, после распада Советского Союза люди уехали в свои республики. Это нормально. Но отток продолжается, и это тревожит.
Думаю, многие, кто здесь живет, не раз задавали справедливый вопрос: каким нужен России Дальний Восток со всеми его неподъемными проблемами? Необходим ли он для нас лишь как источник сырья или как «окно» в Азию для интеграции с Азиатско-Тихоокеанским регионом? Любую конкретную проблему уже решать нельзя без ответа на этот самый главный, фундаментальный вопрос.
Убежден, что ответ может быть только один: для Дальнего Востока Россия – не «большая земля». Россия – здесь, у нас под ногами.
Дальний Восток и Забайкалье составляют 40 процентов территории всей страны. Один этот факт говорит о многом. Поэтому мы просто обязаны кардинально менять свою политику на Дальнем Востоке. Это должна быть политика не отдельных субъектов Российской Федерации – это должна быть политика Российского государства.
Усложняет ситуацию отсутствие внутреннего единства территорий и хозяйственных связей, нормальных партнерских контактов подчас даже между руководителями. Поэтому первейшая задача – превращение региона из конгломерата слабо связанных между собой территорий в единый организм. Здесь, конечно, огромную роль, огромное значение имеет деятельность представителя Президента Константина Борисовича Пуликовского.
Отсутствие четкой позиции (как сейчас говорят, системного видения) тормозит все наши усилия, сводит на нет любую экономическую программу. Регион развивается слишком медленно. Ресурсы сюда вкладываются, несмотря на то, что я говорил об их недостатке, о том, что они не выделены. Но отдача от вложенных средств незначительная.
Продукция местных предприятий часто неконкурентоспособна. Между тем здесь богатейшие недра, реки, моря. Именно здесь есть все реальные возможности превратить край в зону процветания (наши соседи смогли этого добиться), иначе мы все время будем смотреть, как на соседнем берегу растут и растут дома…
Сейчас регион живет в том числе и по президентской программе, о которой я уже говорил. Между тем ощутимых изменений нет, нет и реальных результатов. Понятно, что если программа не работает, то в ней нужно что‑то пересмотреть.
Правительству следует рассмотреть вопрос о концентрации всех направляемых в регионы ресурсах на приоритетных задачах и не распылять их. Думаю, в этом отношении надо задействовать новые управленческие возможности федеральных округов.
Теперь в общем виде по самым злободневным проблемам. Плохое энергетическое снабжение региона связано с неплатежами за электрическую энергию, и это вопрос номер один. Дисциплина платежей должна быть обеспечена.
Вопрос номер два – взвешенная тарифная политика. В регионе для этого есть все возможности: наличие гидроресурсов, нефти, газа, угля. Путь решения проблемы – ускорение ввода Бурейской ГЭС. Но я знаю, что Анатолий Борисович Чубайс и Виктор Борисович Христенко были там. По‑моему, там все развивается, слава Богу, по плану. Нужно не ослаблять внимания к этому вопросу.
Газификация Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев. Нужно подумать, конечно, и о нефтеперерабатывающих заводах, о том, как они работают, куда направляются ресурсы с этих заводов, я имею в виду Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.
С решением по тарифам на энергию связано большинство проблем в регионе. Федеральной энергетической комиссии и Минэнерго России необходимо в самое ближайшее время дополнительно рассмотреть этот вопрос и решить, что можно неформально сделать в этом направлении.
Инфраструктура региона также не составляет единого целого. Отсюда колоссальное значение имеет развитие любых средств связи. Разобщенность транспортных опорных маршрутов – настоящая беда для региона с огромными территориями. В такой ситуации простаивают целые магистрали.
Остро стоит вопрос о загрузке железнодорожного транспорта. Честно говоря, порой возникает вопрос: зачем страна столько ресурсов, сил и времени уделила в свое время строительству БАМа? При этом надо точно знать, какой эффект мы получим от реализации проекта «Трансэко». Некоторые специалисты считают, что это только осложнит ситуацию с железными дорогами в крае. Правительству нужно, конечно, посмотреть на это более внимательно.
Большие надежды возлагаем на завершение строительства автодорог: Чита – Хабаровск, Большой Нивер – Якутск – Магадан. Думаю, что это разгрузит транспортные потоки и поможет оптимизировать схему северного завоза. Сейчас из шести тысяч километров автодорог незавершенными остаются только 500. Я думаю, что нужно просто ускорить их введение в строй, чтобы заработала вся сеть.
Минтрансу и Федеральному дорожному фонду следует изыскать ресурсы для ввода в действие этих участков, и незамедлительно. Ресурсы есть, только не нужно их распылять. А то проводили недавно встречу с руководителями регионов на Урале, там они о своих‑то регионах не говорят, но некоторые указывают: вместо дорог тратятся деньги на другие цели.
Очень важный вопрос (мы о нем не говорим, а жаль, отстаем здесь сильно) – информатизация страны в целом и такого крупного региона, как Дальний Восток, в частности.
Вы знаете, мы сейчас ехали сюда, обменивались с коллегами мнениями по этому вопросу. Это становится очень тревожным. Сейчас я скажу, что имею в виду. Количество входов в Интернет у нашего соседа больше, чем у нас на сто, на тысячу жителей. А мы все считаем, что мы такие развитые, что такой у нас высокий уровень науки, образования, культуры. Мы начинаем отставать; это тревожный сигнал. А между прочим, для такой страны, как Россия, с ее огромными пространствами (мы находимся на Дальнем Востоке, и, как я уже вначале сказал, одной из его главных проблем является удаление от европейской части страны) этот вид связи был бы особенно важен, был бы особенно эффективен.
С проблемами транспорта связана еще одна большая проблема края – оторванность от российского рынка рыбной продукции. Рыбаки, как мы знаем, вынуждены искать партнеров на внешнем рынке, рассчитываться за предоставляемые материалы, финансы, топливо, тару ценнейшими породами морепродуктов, причем часто по демпинговым ценам. Поэтому здесь важная задача – снижение доли оттока продукции на переработку за рубеж. Решение проблемы лежит не только в финансово-экономической плоскости. Нужны модернизация портового хозяйства, обновление парка судов и перерабатывающих предприятий. И мы вправе ждать от Минтранса, Госкомрыболовства, Федеральной пограничной службы и Минкомрезерва конкретных предложений по изменению ситуации.
Что касается Госкомрыболовства, хочу сказать это руководству, что нужно прекратить внутренние склоки и заняться, в конце концов, делом. Некоторое время назад поменяли руководителя – можем поменять еще раз, если не будет реальных сдвигов к лучшему. Пока только одна болтовня.
Особое внимание следует уделить Курильским островам. Хочу вам доложить, что Правительство в ближайшее время на своем заседании планирует специально рассмотреть проблемы социально-экономического развития Курил.
Схожее положение в лесопромышленном комплексе. Здесь нужна более глубокая технологическая переработка на территории страны. Нам нужна своя готовая продукция, а не ситуация, когда за рубеж, так же как в случае с рыбой, уходят ценные породы леса, а обратно возвращаются так называемые пресловутые табуретки.
Отдаленность Дальневосточного края диктует необходимость его активного вовлечения на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. И здесь хозяйственные интересы региона и геополитические интересы Российского государства, конечно, совпадают. Нам нужно только не утратить качество, в котором предприятия региона выходят на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Они должны выходить как российские предприятия, как часть народно-хозяйственного комплекса России. Вы понимаете, что я имею в виду. Когда рыбаки годами не возвращаются в наши порты (кстати сказать, не от хорошей жизни), когда суда переходят под флаги иностранных государств, то это уже меняет качество. Сейчас позиция России в этом регионе неубедительна. Доля в торговом обороте всего три-четыре процента, не говоря о примитивной структуре нашего экспорта.
Я бы на этом остановился. В заключение хотел бы только призвать вас к тому, с чего начал, – очень хотелось бы, чтобы результатом нашего сегодняшнего предметного, конструктивного и открытого разговора был бы толчок к созданию необходимых условий для энергичного, поступательного и эффективного развития региона.
Спасибо вам большое за внимание.