В.Путин: Мы хотели бы Вас коротко проинформировать о результатах наших переговоров.
Российская сторона удовлетворена темпами и качеством развития отношений между Австрийской Республикой и Российской Федерацией.
Сегодня мы подводили некоторые промежуточные итоги тех договоренностей, которые были достигнуты во время моего визита в Вену. И мы с удовлетворением отметили, что практически все достигнутые ранее договоренности исполняются.
Я попросил моих специалистов подготовить по этому вопросу специальную информацию, и представители прессы могут получить ее. А сейчас я хотел бы передать ее господину Президенту.
Я уже говорил, что даже по сравнению с прошлым годом, который мы назвали успешным, наблюдается рост товарооборота между двумя странами, причем по сравнению с предыдущими годами мы наблюдаем некоторое выравнивание баланса. Наш экспорт увеличился на 54%, почти на 50 процентов увеличился импорт в Россию из Австрии.
Сегодня перед нами в этой сфере стоит другая задача – задача диверсификации наших экономических отношений, расширение сотрудничества не только в сфере энергетики, но и в других областях. Это машиностроение, авиастроение, высокие технологии в целом.
Мы говорили о том, о чем договаривались на прошлой встрече в Москве с руководством ЕС, о необходимости создания в Европе единого экономического пространства. И наши австрийские коллеги активно поддержали такую постановку вопроса.
Члены делегации, которая приехала вместе с господином Президентом, в том числе министр экономики Австрии, заверили нас, что будут поддерживать движение России в сторону ВТО.
Разумеется, мы обсуждали с господином Президентом международные вопросы. Господин Президент является, как известно, опытным и известным дипломатом. Мы касались и двусторонних отношений, и наших позиций, подходов к решению острых международных вопросов. Мне было очень приятно услышать, что Австрия интересуется и Шанхайской организацией сотрудничества. Думаю, это объяснимо и понятно, потому что в рамках этого форума решаются вопросы, которые для Европы тоже небезразличны, например, борьба с организованной преступностью, с терроризмом и с торговлей наркотиками.
Я проинформировал господина Президента о своей встрече с Президентом США господином Бушем.
И, конечно, мы говорили о необходимости развития научных, культурных связей. Для таких мощных культурных держав, как Россия и Австрия, эта сфера представляет особый интерес и имеет особое значение. 4 августа открываются Дни культуры России в Австрии, и я очень надеюсь, что господин Президент найдет время, чтобы побывать на этих мероприятиях, посмотреть и дать свои оценки, сделать свои замечания. Уверен, что это было бы хорошим сигналом не только для развития культурных связей между двумя государствами, но и для развития отношений между Австрией и Россией по всем другим направлениям.
Спасибо.
Вопрос: Как Россия относится к расширению ЕС и какие меры могут быть приняты по интеграции России в европейское экономическое пространство?
В.Путин: На майской встрече Россия–ЕС в Москве по инициативе Р.Проди мы поручили экспертам начать работу по созданию единого экономического пространства в Европе. Но мы исходим из того, что это не бесплатная конфета для России. Если мы достигнем этой цели, то это будет накладывать на Россию определенные обязательства, будет связывать нам руки при решении некоторых вопросов, допустим, в сфере энергетики. Но зато это даст нам определенные преимущества в других отраслях.
Это работа, которая должна привести к максимальному балансу интересов между Россией и другой частью Европы. Уверен, что если мы достигнем этой цели, то от этого все только выиграют. И мы рассчитываем на такое понимание и на поддержку со стороны наших австрийских партнеров.
Вопрос: В чем Вы видите продвижение вперед в российско-австрийских экономических отношениях?
В.Путин: В чем мы видим продвижение вперед? Я уже об этом говорил и могу повторить. Все это отражается в совершенно конкретных цифрах и административных решениях. Товарооборот достиг рекордной цифры – 1,7 млрд. долларов. Причем даже по сравнению с позитивным процессом прошлого года за первые четыре месяца этого года рост был еще больше.
При этом наши австрийские коллеги в ходе переговоров совершенно справедливо отметили, что в связи с тем, что заметного роста энергоносителей за это время не было, увеличение товарооборота вызвано другими существенными факторами.
Австрийский контрольный банк принял решение гарантировать поставки инвестиционных товаров в Россию, осуществляемых австрийскими предпринимателями. Мы имеем перед глазами примеры очень позитивного развития отношений в сфере станкостроения, вообще машиностроения, энергетики, финансов и по некоторым другим направлениям.
Австрия – один из наших основных партнеров в Европе, и мы очень рассчитываем, что отношения между двумя государствами в экономической сфере будут так же позитивно развиваться в будущем. Тем более что Россия делает все, чтобы сделать свою экономику привлекательной и создать привлекательные условия для бизнеса вообще и для инвестиций в частности.
Вы знаете, что вчера Государственная Дума приняла в сфере налогообложения решение, по сути дела, революционного характера. Налог на прибыль был снижен с 35% до 24% при ликвидации практически всех льгот. То есть российская экономика становится и более прозрачной, и более привлекательной, особенно налоговый режим.
Я хочу воспользоваться присутствием австрийской прессы и попросить их, чтобы они обязательно это донесли до своих слушателей и читателей. И надеюсь, что австрийские деловые круги обязательно воспользуются теми возможностями, которые Россия в настоящее время предоставляет.
Вопрос: Есть разные интерпретации результатов Ваших переговоров с Президентом США Джорджем Бушем. В этой связи вопрос: какие, в Вашем представлении, возможны действия в области создания противоракетных систем, которые позволили бы избежать новой гонки вооружений, в частности, из‑за установки на баллистические ракеты разделяющихся боеголовок?
В.Путин: Что касается различных интерпретаций нашего диалога с Президентом Бушем, то думаю, что ничего необычного тут нет, хотя мы говорили с Джорджем Бушем об этом в самом общем виде. Это был, еще раз подчеркну, очень откровенный, очень доброжелательный разговор, который не только меня, но и моих коллег убеждает в том, что с Президентом США можно говорить по самым сложным вопросам.
Хотя у нас есть различие в подходах, но, повторяю, сам настрой американской стороны на диалог нас очень порадовал.
Если Вас интересует встреча с представителями американской прессы, где я говорил о той теме, которую Вы сейчас затронули, то я могу пояснить дополнительно. За последние десятилетия мир сохранялся в том виде, в котором он есть, и не был практически ни разу (за исключением Карибского кризиса) поставлен на грань глобальной катастрофы, исключительно, подчеркиваю, потому, что в самой чувствительной сфере – в сфере ядерной безопасности – был достигнут определенный баланс. Баланс сил и интересов.
Мы утверждаем, что устранение Договора по ПРО 1972 года и создание национальной противоракетной обороны для территории одной страны, в данном случае США, этот баланс нарушает. Любая ядерная страна, в том числе и Россия (тем более что нас, как известно, в НАТО не приглашают), должна думать над тем, как ответить. Как отреагировать и как восстановить этот баланс, который, безо всякого сомнения, будет нарушен, потому что с созданием НПРО качественное состояние ядерных сил – в данном случае американских – улучшится. Оно улучшится, потому что они станут неуязвимы.
Повторяю, это не наш выбор. Но если это произойдет, стоит вопрос – что нам делать? Действительно, мы будем исходить из известного принципа, который можно сформулировать так: эффективность и минимальные затраты.
Что это может быть?
Во‑первых, хочу обратить ваше внимание на юридическую сторону дела. На Договор по ПРО 1972 года завязано большое количество международных договоренностей в сфере безопасности, больше 30 соглашений. Среди них – СНВ-1 и СНВ-2. Кстати, СНВ-2 американская сторона до сих пор не ратифицировала в отличие от России, которая это сделала.
Если Договор по ПРО 1972 года перестанет существовать, а вместе с ним перестанут существовать и договоры СНВ-1 и СНВ-2, все страны, в том числе и Россия, получат юридическое право поставить на наши моноблоки, на наземные ракеты, вместо одной ядерной поставить кассетную ядерную головку – 3, 4, 5 и больше боеголовок. Это самый дешевый ответ, противостоять которому никто не сможет в ближайшие лет 50, а может быть, и 100.
Если нам говорят, что НПРО не направлена против России, то я могу сказать, что такой ответ России, если он состоится, никого не должен беспокоить, потому что он не будет направлен и против тех, кто создает НПРО.
Вот, собственно говоря, все, что можно сказать. Это решение, которое лежит на поверхности и прекрасно понимается специалистами в этой сфере: как юристами, так и техническими специалистами – военными. Но, конечно, широкая общественность, мировая общественность должна об этом знать. И это очень важно.
Есть и много других вариантов ответа. Это только один из них. ПРО направлена на защиту территории от ядерных баллистических ракет. А донести оружие массового уничтожения до территории потенциального противника можно и другими средствами. И специалисты это тоже очень хорошо знают. Наше предложение заключается в том, что все эти вопросы, все эти проблемы, все возможные угрозы, сегодняшние и будущие, нужно обсуждать вместе, не нарушая баланса, сложившегося в мире.
При этом мы глубоко убеждены, что все, прежде всего ядерные державы, и не только они, но и наши европейские партнеры, имеют право на голос. И их голос должен быть услышан в ходе этих дебатов, этих переговоров.
Спасибо.