Вопрос: Дмитрий Анатольевич, по итогам широкого обсуждения Вы направили в Госдуму законопроект «О полиции». Какие предложения общественности показались Вам наиболее значимыми? И будет ли этот уникальный опыт обсуждения социально значимых решений продолжен?
Д.МЕДВЕДЕВ: Сразу отвечаю насчёт продолжения опыта – безусловно, я уже сказал об этом. И мы приступили к тому, чтобы подготовить обсуждение закона «Об образовании» именно потому, что, на мой взгляд, опыт обсуждения закона «О полиции» оказался удачным.
Вы знаете, я не сторонник таких экстремальных точек зрения: «Мы предлагали там всё поменять, а они не поменяли – что это за обсуждение такое?!» Человек, который придерживается всё‑таки разумной позиции, должен понимать, что если какой‑то закон Президент вынес на обсуждение, то эта концепция согласована с ним, он не может просто сказать: «Знаете, я передумал – концепция будет другой». Тогда это несерьёзный человек.
В то же время при обсуждении закона «О полиции» я могу назвать с десяток случаев появления новых правил, на которые изначально мы не ориентировались, которые нам казались или экзотикой, или мы ещё к ним, допустим, казалось бы, не готовы.
Много было обсуждений самых разных, включая известные международные правила: право на телефонный звонок, например, которого никогда у нас не было и которое, в общем‑то, скажем по‑честному, не очень нравится сотрудникам правоохранительных органов по вполне профессиональным соображениям. Они говорят: «Потому что дать ему телефон, это означает похоронить всю нашу работу».
И здесь тоже нужно найти баланс между помощью правоохранительным структурам и защитой интересов обычного гражданина, которого только подозревают, может быть, в совершении преступления, который вообще, может быть, не причастен к этому. Есть и известные правила, касающиеся разъяснения прав и обязанностей, масса других примеров.
Кстати, может быть, один из моментов, на которые пока не очень обратили внимание, но довольно важный, я хотел бы также ещё раз сегодня осветить. Он касается территориального характера полномочий будущих органов полиции. Что я имею в виду? У нас традиционно все сотрудники правоохранительных органов и милиции в настоящий момент имеют абсолютно одинаковые возможности вне зависимости от того, находятся ли они в том регионе, в котором работают, или они просто так поехали, например куда‑то на курорт отдыхать. Во всём мире не так. Сотрудник полиции, правоохранительной структуры, если он не поехал на задание, в командировку, он, собственно, рассматривается как обычный человек. Он должен быть под защитой, безусловно, но он не может просто так осуществлять свои полномочия. Во всяком случае это характерно для государств федеративного устройства, там, где есть штаты, есть федерация.
В наш закон такая норма попала. Мы ещё подумаем, каким образом она должна будет, что называется, осуществляться на практике, но в принципе это означает, что полномочия на ведение правоохранительной деятельности у работника полиции подразумеваются только в том регионе, где он непосредственно работает, а если он приехал в другой регион, эти полномочия нужно доказать.
Потому что мы знаем, к сожалению, существуют примеры, когда сотрудники правоохранительных органов, совершающие на самом деле в этом случае правонарушения, приезжают в другой регион для того, чтобы помочь либо каким‑то представителям бизнеса, либо просто «крышуют» какие‑то преступления, для этого преодолевают расстояние в сотни и тысячи километров. И возникает совершенно удивительная ситуация, когда люди, приехавшие абсолютно из другого региона непонятно для чего, занимаются «правоохранительной» деятельностью, а местные правоохранительные структуры, местная милиция об этом даже не знает.
Этому должен быть положен конец. Милиция или полиция – это не аппарат для «крышевания», не аппарат для того, чтобы поддерживать чьи‑то интересы. Это, может быть, один из таких важных примеров, причём требующих разъяснения.
Я в целом считаю, ещё раз говорю, что этот опыт оказался удачным. Посмотрим, насколько удачным окажется сам закон. Увидим какие‑то проблемы в нём, будем корректировать. Я с самого начала говорил о том, что этот закон, конечно, – первый опыт реформирования такой сложной системы, как МВД. Если потребуются изменения, мы это сделаем. Главное сейчас – начать этим заниматься. В ближайшее время он должен пройти через парламент, и надеюсь, что со второго квартала следующего года он начнёт действовать.
Разделы сайта Президента
России
Информационные ресурсы
Президента России
Официальные сетевые ресурсы
Президента России
Правовая и техническая информация
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Администрация Президента России2024 год