Федеральный закон принят Государственной Думой 25 мая 2021 года и одобрен Советом Федерации 2 июня 2021 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на комплексное совершенствование порядка аккредитации в национальной системе аккредитации и гармонизацию положений законодательства Российской Федерации в данной сфере с положениями международных стандартов и документов международных организаций по аккредитации.
В частности, вводится новый вид мероприятий по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации – свидетельская оценка, которая представляет собой наблюдение за выполнением указанными лицами работ и (или) оказанием ими услуг в соответствии с заявленной или определённой областью аккредитации и может проводиться на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг. Также предусматривается возможность проведения выездной оценки и выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации дистанционно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи.
Также предусматривается, что Правительством Российской Федерации будут установлены порядок осуществления аккредитации, порядок рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении деятельности в области аккредитации, порядок и основания принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, порядок внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, а также порядок проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц.
Федеральным законом упрощается процедура сокращения области аккредитации аккредитованного лица. Поскольку такая услуга носит заявительный характер, аккредитованное лицо наделяется правом самостоятельно производить сокращение области аккредитации путём внесения соответствующих сведений в реестр аккредитованных лиц. Это позволит сократить административные издержки аккредитованных лиц, в том числе на подготовку необходимых документов и их направление в Росаккредитацию.
Положения, касающиеся организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, приводятся в соответствие с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».