РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят Государственной Думой 25 мая 2021 года
Одобрен Советом Федерации 2 июня 2021 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6977; 2014, № 26, ст. 3366; 2018, № 31, ст. 4851) следующие изменения:
1) пункт 2 части 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых контрольными (надзорными) органами к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля;";
2) в статье 4:
а) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11) схема аккредитации - совокупность правил и процедур, применяемых при оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в соответствующей сфере деятельности в рамках заявленной или определенной области аккредитации. Схема аккредитации для сферы деятельности заявителя, аккредитованного лица разрабатывается и принимается национальным органом по аккредитации;";
б) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6) выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее также - выездная оценка) - мероприятия, включающие в себя выездную экспертизу соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также выездные мероприятия по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, которые осуществляются должностными лицами национального органа по аккредитации по месту или местам осуществления заявителем, аккредитованным лицом деятельности в заявленной или определенной области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, или лица, заключившего договор с аккредитованным лицом на выполнение работ и (или) оказание услуг (далее - выездные мероприятия, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации). В случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации может проводиться дистанционно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи (далее - удаленная оценка);";
в) дополнить пунктом 71 следующего содержания:
"71) свидетельская оценка - наблюдение за выполнением заявителем, аккредитованным лицом работ и (или) оказанием ими услуг в соответствии с заявленной или определенной областью аккредитации, осуществляемое экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в рамках выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и (или) должностными лицами национального органа по аккредитации в рамках выездных мероприятий, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации. Свидетельская оценка может проводиться по месту или местам осуществления заявителем, аккредитованным лицом деятельности в заявленной или определенной области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, или лица, заключившего договор с аккредитованным лицом на выполнение работ и (или) оказание услуг (далее - заказчик). В случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, свидетельская оценка может проводиться в виде удаленной оценки;";
г) пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16) выездная экспертиза соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее также - выездная экспертиза) - мероприятия по обследованию заявителя, аккредитованного лица по месту или местам осуществления ими деятельности в области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, или заказчика, в том числе свидетельская оценка, которые осуществляются экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в ходе оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и по результатам осуществления которых составляется акт выездной экспертизы или акт экспертизы. В случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, выездная экспертиза соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации может проводиться в виде удаленной оценки;";
3) в статье 7:
а) пункт 1 после слова "документов" дополнить словами "и сведений";
б) в пункте 3 слова "заявления о сокращении области аккредитации," исключить, дополнить словами ", порядка их заполнения, а также перечней прилагаемых к указанным заявлениям документов, сведений и требований к ним";
в) пункт 10 дополнить словами ", порядка формирования экспертной группы, в том числе случаев обязательного включения в состав экспертной группы эксперта по аккредитации и (или) технических экспертов, для которых подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение является основным местом работы или с которыми оно осуществляет взаимодействие в соответствии с частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона";
г) дополнить пунктом 121 следующего содержания:
"121) утверждение форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, а также порядка их заполнения;";
д) в пункте 13 слова "проведения проверки" заменить словом "рассмотрения", дополнить словами ", в котором в том числе устанавливаются сроки и предмет рассмотрения, основания для несогласия национального органа по аккредитации с выводами, содержащимися в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, порядок принятия решений по результатам рассмотрения и оспаривания таких решений";
4) в статье 8:
а) пункт 2 части 1 после слова "контроля" дополнить словом "(надзора)";
б) в части 11 слова "в частях 28, 30 статьи 17, части 19 статьи 24" заменить словами "в части 8 статьи 17, части 10 статьи 24";
в) часть 2 признать утратившей силу;
г) в части 21 слова "мероприятий по федеральному государственному контролю за деятельностью аккредитованных лиц, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, систематическому наблюдению за исполнением аккредитованными лицами указанных требований, анализу и прогнозированию исполнения указанных требований" заменить словами "контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц";
д) в части 5:
абзац первый после слова "контролю" дополнить словом "(надзору)";
в пункте 1 слова "приказа о проведении выездной проверки" заменить словами "решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6) осуществлять иные действия, предусмотренные программой выездной оценки, решением о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов Российской Федерации.";
е) часть 6 изложить в следующей редакции:
"6. Выездные мероприятия, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации, в том числе свидетельская оценка, и необходимость осуществления таких мероприятий определяются на основании методики, утверждаемой национальным органом по аккредитации, с учетом области аккредитации заявителя, аккредитованного лица, места или мест осуществления ими деятельности в области аккредитации, состава экспертной группы, проводящей экспертизу соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, наличия выявленных ранее фактов нарушения аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, результатов анализа сведений, представленных аккредитованным лицом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, результатов контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, а также иных факторов, влияющих на обеспечение компетентности заявителя, аккредитованного лица в определенной области аккредитации и обеспечивающих предотвращение нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.";
5) в статье 10:
а) в части 4 слова "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора)" заменить словами "контрольных (надзорных) органов";
б) в части 5 слова "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора)" заменить словами "контрольных (надзорных) органов";
6) в статье 11:
а) дополнить частью 31 следующего содержания:
"31. Эксперт по аккредитации, технические эксперты, включенные в состав экспертной группы, вправе применять средства аудио-, фото- и видеофиксации и иные технические средства в целях проведения оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации в соответствии с программой выездной оценки с соблюдением требований части 8 настоящей статьи.";
б) часть 6 дополнить словами "и обеспечению единства измерений";
в) в части 81 слова "эксперта по аккредитации" исключить, после слов "экспертами по аккредитации" дополнить словами ", техническими экспертами";
7) в статье 13:
а) в части 1:
в пункте 11 слова "по оценке соответствия" исключить;
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12) предоставлять по запросам национального органа по аккредитации документы и сведения в электронной форме, включая электронные документы и (или) электронные образы документов, которые свидетельствуют о компетентности аккредитованных лиц и об их соответствии критериям аккредитации (с учетом требований законодательства Российской Федерации к предоставлению сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа), в течение пятнадцати рабочих дней с даты получения запроса;";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) своевременно представлять на безвозмездной основе в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации документы и сведения о своей деятельности, в том числе об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (за пользование федеральной государственной информационной системой в области аккредитации плата не взимается, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 25 настоящего Федерального закона);";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) уведомлять национальный орган по аккредитации о прекращении своей деятельности в качестве аккредитованных лиц с указанием о принятых решениях в отношении действия документов об оценке соответствия, которые были выданы или зарегистрированы в период действия аккредитации и срок действия которых не истек, не позднее чем за двадцать рабочих дней до дня представления аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации заявления о прекращении деятельности в области аккредитации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона;";
дополнить пунктом 32 следующего содержания:
"32) уведомлять заказчиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о прекращении своей деятельности в качестве аккредитованных лиц, в том числе в целях принятия заказчиками решения о передаче сертификатов соответствия на серийно выпускаемую продукцию для проведения периодической оценки сертифицированной продукции в другой аккредитованный орган по сертификации;";
б) в пункте 2 части 2 слова "в области аккредитации" заменить словами "в области аккредитации, и в соответствии с политикой его использования, принимаемой национальным органом по аккредитации. Использование аккредитованным лицом указанного знака с нарушением установленного порядка и политики его использования является основанием для приостановления действия аккредитации";
в) в части 8 слова "статьей 16" заменить словами "статьей 17";
8) пункт 4 части 1 статьи 14 дополнить словами ", включая информацию о размере платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, за оценку устранения несоответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации";
9) в статье 15:
а) наименование дополнить словами ", оценка устранения заявителем, аккредитованным лицом выявленных несоответствий критериям аккредитации";
б) часть 1 после слова "аккредитации" дополнить словами ", оценка устранения заявителем, аккредитованным лицом выявленных несоответствий критериям аккредитации";
в) часть 2 после слов "критериям аккредитации," дополнить словами "оценки устранения заявителем, аккредитованным лицом выявленных несоответствий критериям аккредитации,";
г) часть 3 после слов "критериям аккредитации" дополнить словами ", оценки устранения заявителем, аккредитованным лицом выявленных несоответствий критериям аккредитации";
д) часть 4 после слов "критериям аккредитации" дополнить словами ", оценки устранения заявителем, аккредитованным лицом выявленных несоответствий критериям аккредитации";
10) статью 16 признать утратившей силу;
11) статью 17 изложить в следующей редакции:
"Статья 17. Порядок осуществления аккредитации
1. Для аккредитации заявитель представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) руководителя юридического лица или лица, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, либо индивидуального предпринимателя.
2. Заявители, аккредитованные лица, в отношении которых прекращено осуществление процедур аккредитации, расширения области аккредитации на основании заявления, представленного в национальный орган по аккредитации после осуществления отбора эксперта по аккредитации, который является руководителем экспертной группы, вправе обратиться с заявлениями об аккредитации, о расширении области аккредитации в национальный орган по аккредитации не ранее чем по истечении шести месяцев со дня представления заявления о прекращении осуществления соответствующей процедуры.
3. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок осуществления аккредитации, которым в том числе предусматриваются порядок подачи и рассмотрения заявления об аккредитации и прилагаемых к нему документов, основания для возврата заявления об аккредитации без рассмотрения, порядок прекращения осуществления процедур аккредитации заявителя на основании его заявления, порядок проведения оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, порядок применения схем аккредитации, порядок формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, включая случаи проведения удаленной оценки и случаи и порядок проведения свидетельской оценки.
4. Общий срок осуществления аккредитации, в том числе общий срок проведения документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации и общий срок проведения выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, а также сроки отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации, не установленные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Оценка соответствия заявителя критериям аккредитации основывается на принципах законности, защиты прав юридического лица и индивидуального предпринимателя, независимости, беспристрастности и компетентности экспертов по аккредитации и технических экспертов, объективности, всесторонности и полноты такой оценки, ответственности экспертов по аккредитации и технических экспертов за проведение и качество такой оценки.
6. Заявитель обязан предоставить лицам, участвующим в выездной оценке соответствия заявителя критериям аккредитации, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, а также обеспечить доступ указанных лиц на территорию, в используемые заявителем в рамках заявленной области аккредитации здания, строения, сооружения, помещения, к используемым заявителем в рамках заявленной области аккредитации оборудованию, веществам и материалам. Неисполнение заявителем этой обязанности влечет за собой признание заявителя не соответствующим критериям аккредитации и отказ в аккредитации.
7. В случае, если в соответствии с порядком осуществления аккредитации, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, в программу выездной оценки включена свидетельская оценка, проводимая на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, заявитель обязан посредством согласования с указанным лицом обеспечить условия доступа лиц, участвующих в выездной оценке соответствия заявителя критериям аккредитации, на такую территорию в целях наблюдения за выполнением заявителем работ и (или) оказанием услуг. В этих целях заявитель при необходимости заключает с лицом, имеющим намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, договор, содержащий условие о предоставлении соответствующего доступа лицам, участвующим в выездной оценке соответствия заявителя критериям аккредитации, на территорию лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг. Порядок организации и проведения свидетельской оценки в случае обоснованной заявителем невозможности предоставления доступа лицам, участвующим в выездной оценке соответствия заявителя критериям аккредитации, на территорию лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, определяется в соответствии с порядком осуществления аккредитации, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.
8. Национальный орган по аккредитации по результатам оценки соответствия заявителя критериям аккредитации и рассмотрения акта выездной экспертизы принимает решение:
1) об аккредитации заявителя (в случае соответствия заявителя критериям аккредитации);
2) об отказе в аккредитации (в случае, если выявленные несоответствия относятся к перечню несоответствий, влекущих за собой отказ в аккредитации);
3) о приостановлении осуществления аккредитации (в случае, если выявленные несоответствия заявителя критериям аккредитации не относятся к перечню, указанному в пункте 2 настоящей части).";
12) в части 4 статьи 18:
а) в пункте 4 слова "в случаях, предусмотренных