Распоряжением главы государства официальным представителем Президента России при рассмотрении палатами Федерального Собрания вопроса о ратификации договора назначен заместитель Министра юстиции Максим Травников.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы»
Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о передаче лиц, осуждённых к лишению свободы (далее – Договор), был подписан в Москве 21 октября 2013 года.
Заключение Договора имеет целью создание международно-правовой базы российско-индийского сотрудничества в области передачи лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в государство, гражданами которого они являются, для продолжения исполнения приговора. Договор призван способствовать возвращению осуждённых лиц к нормальной жизни в обществе.
В Договоре предусмотрено, что лицо, осуждённое к лишению свободы на территории одной из сторон, может быть в соответствии с положениями Договора передано на территорию другой стороны для отбывания назначенного наказания (пункт 2 статьи 1 Договора).
В статье 6 Договора содержатся требования к содержанию запросов о передаче осуждённых лиц и ответов на них.
В Договоре определены условия передачи осуждённых, одним из которых является наличие письменного согласия осуждённого на его передачу в другое государство (подпункт 4 пункта 1 статьи 3 Договора).
После передачи правовое положение осуждённого не ухудшается. В частности, каждое из договаривающихся государств вправе осуществлять в отношении осуждённого лица в соответствии со своим законодательством помилование, амнистию или смягчение наказания (статья 10 Договора).
Договор содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 3 Договора в передаче может быть отказано, если осуждённый не выполнил какие‑либо финансовые обязательства, вытекающие из приговора, или не получены достаточные, по мнению государства вынесения приговора, гарантии выполнения таких обязательств. Вместе с тем данное основание для отказа в передаче осуждённого отсутствует в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.
Кроме того, предметом Договора являются основные права и свободы человека и гражданина (статьёй 11 Договора закрепляется конституционное право гражданина на то, что никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление).
В связи с изложенным в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Договор подлежит ратификации.
Реализация Договора не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Расходы по конвоированию осуждённых, в том числе по доставке осуждённых российских граждан из‑за рубежа, будут осуществляться за счёт финансовых средств, ежегодно выделяемых из федерального бюджета Федеральной службе исполнения наказаний (в соответствии с потребностью, исходя из средних показателей за прошлые годы). Это обусловлено тем, что невозможно предвидеть, сколько будет осуждено в Республике Индии российских граждан, которые выразят согласие на отбывание наказания в Российской Федерации.
Принятие федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.