Показать предыдущую страницу документа Показать следующую страницу документа
<p>заведения, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения. Совмещение должностей ректора и президента государственного или муниципального высшего учебного заведения не допускается. Кандидатура президента государственного или муниципального высшего учебного заведения представляется в ученый совет такого высшего учебного заведения органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6236). Президент высшего учебного заведения избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом высшего учебного заведения осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6236). (Пункт 3-1 введен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 113-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3289) 3-2. Президент высшего учебного заведения по согласованию с его ректором осуществляет следующие полномочия: 1) участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления высшего учебного заведения; 2) участвует в разработке концепции развития высшего учебного заведения; 3) представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями; 4) участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности высшего учебного заведения. (Пункт 3-2 введен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 113-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3289) 4. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право: 1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения; 2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения; 3) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607); 4) определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или федеральных государственных требований, а также устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070); 5) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса; 6) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке; 7) на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности. 5. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: 1) обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов; 2) соблюдать устав высшего учебного заведения; 3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; 4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности; 5) систематически заниматься повышением своей квалификации. 6. Научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса. Научные работники обязаны соблюдать устав высшего учебного заведения. 7. Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются законодательством о труде Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями. Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников 1. Подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 1932). 2. Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6236). Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). 3. Порядок, виды и формы повышения квалификации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). Порядок, виды и формы повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и высших учебных заведений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). Статья 22. Ученые звания 1. В Российской Федерации устанавливаются ученые звания профессора и доцента. 2. Ученое звание профессора может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования. 3. Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в высших учебных заведениях. Статья 23. (Утратила силу на основании Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 385-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7063) Глава IV. Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования (наименование статьи в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21) 1. К полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21): 1) принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21); 2) (Подпункт 2 утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) 3) (Подпункт 3 утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) 4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования; 5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21): 1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области; 2) (Подпункт 2 утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) 3) (Подпункт 3 утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) 4) издание нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21); 5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, их государственной аккредитации (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 1932; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6069); 6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, являющихся федеральными государственными учреждениями, за исключением федеральных университетов (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291); 6-1) определение перечня федеральных государственных высших учебных заведений, в которых осуществляется подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям (подпункт 6-1 введен Федеральным законом от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 2, ст. 360); 7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования; 8) определение порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070); 9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечней направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки, в ординатуре, интернатуре, номенклатуры специальностей научных работников (в ред. Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3537); 10) утверждение порядка и критериев отбора, а также перечня государственных высших учебных заведений, при приеме в которые для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится дополнительное вступительное испытание профильной направленности, и направлений подготовки (специальностей) (подпункт 10 введен Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 838; в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280; Федерального закона от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 786); 11) определение порядка утверждения перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности (подпункт 11 введен Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 838; в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280; Федерального закона от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 786; Федерального закона от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 793). 12) утверждение перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист" (подпункт 12 введен Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280); 13) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области высшего профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, государственной аккредитации высших учебных заведений (подпункт 13 введен Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6083); 14) установление порядка приема граждан в государственные высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и высшие учебные заведения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (подпункт 14 введен Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616); 15) установление порядка подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях (подпункт 15 введен Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 46, ст. 5918); 16) определение порядка установления имеющим государственную аккредитацию высшим учебным заведениям контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета (подпункт 16 введен Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 47, ст. 6608). 3. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, относятся (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21): 1) (Подпункт 1 утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) 2) установление федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), а также утверждение положений о государственной (итоговой) аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях (в ред. Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3537); 3) (Подпункт 3 утратил силу на основании Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5419) 4) (Подпункт 4 утратил силу на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства</p>