<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О высшем и послевузовском профессиональном образовании
Принят Государственной Думой 19 июля 1996 года
Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года
(Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598)
(в ред. Федерального закона от 10 июля 2000 г. N 92-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст.
3001; Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348;
Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2517;
Федерального закона от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 163;
Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 41-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1254;
Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 119-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2888;
Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607;
Федерального закона от 21 апреля 2005 г. N 35-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1481;
Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10;
Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3122;
Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 113-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3289;
Федерального закона от 16 октября 2006 г. N 161-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 43, ст. 4413;
Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4627;
Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21;
Федерального закона от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 2, ст. 360;
Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 838;
Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 1932;
Федерального закона от 13 июля 2007 г. N 131-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 29, ст. 3484;
Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084;
Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280;
Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6068;
Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6069;
Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070;
Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 313-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6074;
Федерального закона от 28 февраля 2008 г. N 14-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 9, ст. 813;
Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 50-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1757;
Федерального закона от 15 июля 2008 г. N 119-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3419;
Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616;
Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6236;
Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 286-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6241;
Федерального закона от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 786;
Федерального закона от 13 февраля 2009 г. N 19-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 787;
Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 184-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3621;
Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 31, ст. 3923;
Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5419;
Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 321-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6158;
Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 329-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6405;
Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 333-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6409;
Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6450;
Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291;
Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 198-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4167;
Федерального закона от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, N 46, ст. 5918;
Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 426-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 38;
Федерального закона от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 793;
Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3537;
Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590;
Федерального закона от 6 октября 2011 г. N 271-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 41, ст. 5636;
Федерального закона от 6 ноября 2011 г. N 290-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6320;
Федерального закона от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 47, ст. 6608;
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6727;
Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 384-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7062;
Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 385-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7063)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области
высшего и послевузовского профессионального
образования
1. Правовое регулирование отношений в области высшего и
послевузовского профессионального образования осуществляется
настоящим Федеральным законом, другими законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации и муниципальными правовыми актами (в ред. Федерального
закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 10).
2. Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим
Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии
прав граждан Российской Федерации в области высшего
и послевузовского профессионального образования
1. Государственная политика в области высшего и
послевузовского профессионального образования основывается на
принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об
образовании", а также на следующих принципах:
1) (Подпункт 1 утратил силу на основании Федерального закона
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)
2) непрерывность и преемственность процесса образования;
3) интеграция системы высшего и послевузовского
профессионального образования Российской Федерации при сохранении и
развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую
систему высшего образования;
4) конкурсность и гласность при определении приоритетных
направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки
специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
5) государственная поддержка подготовки специалистов,
приоритетных направлений научных исследований в области высшего и
послевузовского профессионального образования (в ред. Федерального
закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).
2. (Пункт 2 утратил силу на основании Федерального закона от
22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)
3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и
послевузовского профессионального образования посредством:
1) финансового обеспечения за счет средств федерального
бюджета обучения в федеральных государственных образовательных
учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста
семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004
г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,
N 35, ст. 3607; Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
- Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст.
10; Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291);
2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему
образованию (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N
35, ст. 3607);
3) (Подпункт 3 утратил силу на основании Федерального закона
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)
4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам,
докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной
системе высшего и послевузовского профессионального образования
государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной
поддержки в соответствии с законодательством (в ред. Федерального
закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от
31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 1, ст. 10);
5) создания условий для равной доступности высшего и
послевузовского профессионального образования;
6) (Подпункт 6 утратил силу на основании Федерального закона
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607)
7) создания условий для интеграции высшего и послевузовского
профессионального образования и науки (подпункт 7 введен
Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6069).
4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на
конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского
профессионального образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях высшего профессионального образования в
пределах федеральных государственных образовательных стандартов,
федеральных государственных требований и устанавливаемых в
соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона
образовательных стандартов и требований, если образование данного
уровня гражданин получает впервые (в ред. Федерального закона от 31
декабря 2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 1, ст. 10; Федерального закона от 1 декабря 2007
г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007,
N 49, ст. 6070).
5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора
формы получения высшего и послевузовского профессионального
образования, образовательного учреждения и направления подготовки
(специальности).
Ограничения прав граждан на получение высшего и
послевузовского профессионального образования могут быть
установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства.
Статья 2-1. Интеграция высшего и послевузовского
профессионального образования и науки
1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального
образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных
исследований, а также развитие и совершенствование системы
образования путем использования новых знаний и достижений науки и
техники.
2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального
образования и науки может осуществляться в разных формах, в том
числе:
1) проведения высшими учебными заведениями научных
исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или
иных источников финансового обеспечения (в ред. Федерального закона
от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2010, N 19, ст. 2291);
2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных
организаций и научными организациями работников высших учебных
заведений на договорной основе для участия в образовательной и
(или) научной деятельности;
3) осуществления высшими учебными заведениями и научными
организациями совместных научно-образовательных проектов, научных
исследований и экспериментальных разработок, а также иных
совместных мероприятий на договорной основе;
4) реализации научными организациями образовательных программ
послевузовского профессионального образования, а также
образовательных программ дополнительного профессионального
образования;
5) создания на базе высших учебных заведений научными
организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или)
научно-техническую деятельность, в порядке, установленном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23
июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2008, N 30, ст. 3616);
6) создания высшими учебными заведениями на базе научных
организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в
порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред.
Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616).
(Статья 2-1 введена Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N
308-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N
49, ст. 6069)
Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего
профессионального образования
и академические свободы
(наименование статьи в ред. Федерального закона от 31 декабря
2005 г. N 199-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
2006, N 1, ст. 10)
1. Под автономией образовательного учреждения высшего
профессионального образования (далее - высшее учебное заведение)
понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров,
осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной
деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего
учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством
порядке (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
- Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст.
10).
2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою
деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за
соответствием деятельности высшего учебного заведения целям,
предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей
компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и
надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение
образовательной деятельности (далее - лицензия) (в ред.
Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607;
Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 1932).
3. Педагогическим работникам из числа
профессорско-преподавательского состава, научным работникам и
студентам высшего учебного заведения предоставляются академические
свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего
учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению,
выбирать темы для научных исследований и проводить их своими
методами, а также свобода студента получать знания согласно своим
склонностям и потребностям.
Предоставляемые академические свободы влекут за собой
академическую ответственность за создание оптимальных условий для
свободного поиска истины, ее свободного изложения и
распространения.
Глава II. Система высшего и послевузовского
профессионального образования
Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского
профессионального образования
Структура системы высшего и послевузовского профессионального
образования представляет собой совокупность:
федеральных государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования, федеральных государственных
требований к послевузовскому профессиональному образованию и
образовательных программ высшего и послевузовского
профессионального образования (в ред. Федерального закона от 1
декабря 2007 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 49, ст. 6070);
имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций
и образовательных учреждений соответствующего дополнительного
профессионального образования (в ред. Федерального закона от 1
декабря 2007 г. N 308-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 49, ст. 6069);
научных, проектных, производственных, клинических, медико -
профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских
учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования</p>
Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ
О высшем и послевузовском профессиональном образовании