Показать предыдущую страницу документа Показать следующую страницу документа
<p>и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607); органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21); общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений). Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования 1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения: 1) единства образовательного пространства Российской Федерации; 2) качества высшего профессионального образования; 3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; 4) признания документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 385-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7063). 2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. 3. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 4. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов. (Пункт 4 в ред. Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5419) 5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработку примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (Пункт 6 в ред. Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3537) 7. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования в соответствии с пунктом 6-3 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3537). 8. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечни направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки или обучающихся в ординатуре, интернатуре, номенклатура специальностей научных работников определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3537). (Статья 5 в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070) Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения (наименование статьи в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280) 1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням (в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280). 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура. (Пункт 2 в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280) 3. (Абзац первый утратил силу на основании Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280) Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца. 4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют: для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года; для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; для получения квалификации (степени) "магистр" - два года. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации. (Пункт 4 в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280) 5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования - программе магистратуры. Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования: по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5419). (Пункт 5 в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280) 6. (Пункт 6 утратил силу на основании Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280) 7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца (в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280). Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами (в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280). Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом. 8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616). 9. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию (в ред. Федерального закона от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 786). Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21). 10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната (в ред. Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3537). Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании 1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования (в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280; Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3537). 2. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21; Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280; Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3537). 2-1. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет выдают выпускникам документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с официальной символикой Российской Федерации, которые заверяются печатью соответственно Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета и формы которых утверждаются соответственно этими университетами. Документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, выдаваемые Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. (Пункт 2-1 введен Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5419) 3. Устанавливаются следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования: диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра. (Пункт 3 в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 44, ст. 5280) 4. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа государственного образца о высшем профессиональном образовании может быть отменено федеральным органом исполнительной власти, утвердившим председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21). 5. Гражданам, получившим послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре и защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук или диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук). Лицам, получившим послевузовское профессиональное образование в ординатуре, интернатуре, при обучении в форме ассистентуры-стажировки и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца о послевузовском профессиональном образовании. Форма документа государственного образца о послевузовском профессиональном образовании, выданного лицам, получившим такое образование при обучении в форме ассистентуры-стажировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, лицам, получившим такое образование в ординатуре, интернатуре, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (Пункт 5 в ред. Федерального закона от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N</p>