ровой опыт, нужно двигаться по пути создания нормативной базы и этических стандартов цивилизованного лоббизма как системы профессионального представительства интересов различных социальных групп в органах государственной власти и управления. Общество вправе добиваться принятия нужных решений всеми законными средствами.
Общество и государство крайне заинтересованы в появлении стабильной партийной системы. Законы о выборах определят - будет ли наша партийная система и далее являть собой множество небольших, мало кого представляющих партий либо начнется ускоренное формирование крупных политических организаций, отражающих интересы основных социальных групп, а также имеющих мощную опору в регионах.
Наличие всех необходимых законов само по себе не решит задачу взаимодействия между обществом и государством. Эффективность диалога во многом зависит от соответствующего психологического настроя партнеров.
Всем нам предстоит окончательно осознать, что многообразные интересы различных социальных групп имеют право на государственное признание и реализацию в конкретных актах государственной политики. Потребуются постоянные усилия по укреплению доверия между государственными и общественными структурами на основе будничной совместной работы.
В сфере нормотворчества целесообразно шире использовать возможности общественной экспертизы. Для этого необходимо:
- продолжить практику создания общественных советов для анализа предложений структур гражданского общества;
- обеспечить максимально возможную открытость законодательного процесса в представительных органах власти всех уровней;
- расширить практику заказов на экспертизу проектов нормативных актов общественным объединениям, имеющим знания и опыт в конкретной сфере предмета регулирования.
Повседневное взаимодействие государственных органов и общественных институтов может уже сегодня развиваться, в частности, по следующим направлениям:
- обеспечение для общественных объединений режима открытости процесса разработки и осуществления программ социальной политики;
- налаживание информационного обмена, особенно в отношении охраны прав граждан, состояния пенитенциарных учреждений, решения проблем бездомных, устройства беженцев и вынужденных переселенцев, соблюдения экологических требований, сохранности культурных ценностей;
- отработка механизмов государственной поддержки социально значимых инициатив;
- развитие практики привлечения общественных объединений к выполнению государственных социальных программ на контрактной основе, предусматривающей гарантии качества и контроль за использованием государственных ресурсов.
Демократия может быть жизнеспособной только в том случае, если в обществе существуют надежные механизмы отторжения экстремистских сил.
Существование экстремистских политических организаций прямо запрещено Конституцией России. О недопустимости деятельности подобных организаций говорилось и в первом Послании Президента Федеральному Собранию. Однако в 1994 году власть практически ничего не сделала для пресечения политического экстремизма. Прокуратура, МВД, ФСК, Министерство юстиции проявляют непозволительную пассивность.
В стране продолжает выходить множество печатных изданий фашистского и националистического толка. Действуют структуры, готовящие боевиков для экстремистских политических организаций.
Организации, откровенно использующие в качестве символа фашистскую свастику, выдвигают своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и местного самоуправления. Все это происходит в канун 50-летия Победы над фашизмом в стране, где от рук гитлеровцев погибли десятки миллионов граждан. Иначе, как надругательством над памятью жертв Великой Отечественной войны, такую ситуацию не назовешь.
Этому должен быть положен конец. И здесь вряд ли можно ограничиться лишь законом о запрещении пропаганды фашизма, проект которого готовится в Государственной Думе. Необходимо срочное принятие комплекса мер для эффективной борьбы правоохранительных органов с проявлениями политического экстремизма, защиты равноправия российских граждан, обеспечения политической стабильности.
В этой сфере целесообразно использовать возможности прямого действия Конституции. И здесь веское слово - за Верховным Судом Российской Федерации.
Серьезное препятствие на пути к демократии - отсутствие у нас развитой системы правил и процедур разрешения конфликтов и нахождения компромиссов между различными группами общества, а также между социальными группами и государством. В выработке такой системы трудно переоценить роль Договора об общественном согласии.
Основы демократического государства и гражданского общества создаются у нас практически одновременно. Они должны взаимно поддерживать друг друга.
3.4. Средства массовой информации и власть
Отношения между средствами массовой информации и государственными институтами власти стали одним из ключевых вопросов политической жизни России.
Российский союз журналистов оценил минувший 1994 год как период обострения отношений между властными структурами страны и средствами массовой информации. У этого противостояния есть причины глубинные, исторические. Есть и преходящие, политические.
Средства массовой информации внесли огромный вклад в борьбу с тоталитаризмом. В конце 80-х шла борьба с государственной цензурой за свободу слова устного и печатного. Первыми осуществили этот прорыв средства массовой информации. При поддержке всего общества. Но только журналисты получили право на информацию, а остальные граждане - возможность на информирование через СМИ. Это привилегированное положение журналистов сохраняется до сих пор.
Завоевав свободу массовой информации, СМИ стали первой, представляющей самостоятельную реальную силу, политической оппозицией в стране. Это было оправданно и полезно, хотя по канонам журналистики так быть не должно. Но позже, когда в России возникла и окрепла партийная политическая оппозиция, СМИ не отказались от благоприобретенной, но несвойственной им функции.
Надо признать, что среди причин, которые углубили возникшее противостояние, были и некоторые действия власти. Например, унаследованная некоторыми парламентариями от советских времен привычка указывать "зеркалу общественной жизни" - СМИ, как должно выглядеть в этом зеркале отражение. Ряд законопроектов в сфере регулирования СМИ не принимается журналистами концептуально. Нередко ситуацию усугубляет недостаточно качественная юридическая техника законопроектов, которые приходится останавливать на последующих этапах.
Желание подчинить себе средства массовой информации зачастую проглядывает и в действиях исполнительной власти. Наряду с методами политического и экономического давления известны случаи поучений, прямого нажима на журналистов, оскорблений неугодных. Дело доходило и до физического воздействия. Свидетельством тому, например, материалы Фонда защиты гласности, касающиеся преследований журналистов, в частности последний доклад Фонда о преследовании журналистов и прессы в период чеченских событий.
В разыгравшейся "войне нервов" не остается в долгу и "четвертая власть". С лихвой воздает она законодательной и исполнительной власти за ее явные и мнимые прегрешения. Тон спокойного диалога утрачен. Разговор ведется, как правило, на языке диктата и ультиматумов. Обвиняя других в нарушении законности, СМИ нередко сами выходят за правовые рамки.
Положение, в которое поставили себя органы власти и СМИ, далее нетерпимо. Выход из него - на путях соблюдения закона и общей заинтересованности в преодолении конфронтации.
Незыблемым является конституционный принцип свободы массовой информации. Без этого не может существовать демократическое общество. Правдивое слово журналиста становится подчас последним барьером чиновничьему произволу, административному ражу, утаиванию социальных недугов, целенаправленной дезинформации.
Должны быть обеспечены полный доступ журналистов ко всей общественно значимой информации, открытость и гласность в работе органов власти (разумеется, с установленными законом исключениями, связанными с государственной тайной, специальными приемами борьбы с преступностью). Именно информационная открытость должна составить сердцевину государственной политики в области СМИ, работать на созидание, раскрывать действительные цели и мотивы деятельности всех ветвей власти.
Государственная информационная политика должна обеспечить также твердую поддержку и защиту журналистов. Журналистика действительно стала опасной профессией. Необходимо оградить журналистов от какого-либо давления, а тем более оскорблений и физических расправ.
Гражданский и профессиональный долг журналистов - способствовать духовному и нравственному возрождению России, укреплению демократических основ ее государственности.
Предмет особой важности - забота о нравственном состоянии общества, прежде всего о нравственном здоровье молодежи. Моральная позиция журналистов могла бы распространяться и на использование недобросовестной рекламы, и на заполнившие эфир и страницы ряда изданий насилие, пошлость и непристойность. Здесь многие средства массовой информации позволяют себе не замечать мнение большинства россиян.
По отношению к государству и обществу у СМИ не должно быть двойных стандартов и двойной морали. Раз действует конституционный принцип свободы массовой информации, должен действовать и принцип недопустимости злоупотребления этой свободой и нарушения законодательства о СМИ.
При доброй воле, здравомыслии и ответственности органов власти и работников СМИ все эти проблемы решаемы.
Нуждается в укреплении законодательная база свободы массовой информации. Более энергично должны применять ее суды и правоохранительные органы.
Многие средства массовой информации нуждаются в экономической поддержке. В этой связи целесообразно четко разграничить государственные и независимые средства массовой информации.
Важный резерв - усиление работы информационных структур государства. В этой связи следует подумать и о расширении конструктивного опыта Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации - возможно, на базе инспекций по защите свободы массовой информации и печати создать ряд региональных отделений этой Палаты.
Противостояния "четвертой власти" любой другой не должно быть. Общая задача всех ветвей власти - взаимодействуя укреплять российскую демократию и государство.
Заключение
Провозглашение в качестве приоритетной задачи усиления действенности властных институтов не равносильно закреплению всевластия бюрократического режима. Наоборот, впервые в нашей истории мы стремимся создать в России подлинно демократическое, правовое государство. Оно возникнет только в том случае, если у нас сформируется полноценное гражданское общество. Это - двуединая задача, и ее решение требует общих усилий всех подлинных патриотов России.
Заложив основы новой, демократической государственности, Конституция еще не заработала в полную силу. Мы не можем больше откладывать осуществление комплекса мер по повышению действенности государственной власти, о которых говорится в Послании.
Первое - обеспечение на деле конституционных прав и свобод россиян. Общество, в котором человек не имеет политических, экономических и социальных гарантий, не способно противостоять экстремистской демагогии и рецидивам тоталитаризма.
Второе - создание эффективной системы взаимодействия органов исполнительной, законодательной и судебной власти.
Третье - обеспечение непрерывности демократического процесса. Высшие органы власти России сформированы демократическим путем. Но демократия у нас пустит прочные корни только тогда, когда нормой станет неотъемлемое право народа путем выборов вручать мандат на власть или отбирать его в предусмотренные Конституцией сроки.
Четвертое - реализация конституционных принципов федерализма. Единство и целостность России не ущемляют прав субъектов Федерации. С одной стороны, необходимо четкое разграничение полномочий федеральных органов власти и органов власти областей, краев и республик, с другой - реальное равноправие всех субъектов Федерации.
Пятое - эффективное участие государства в экономическом процессе. Продуманное использование экономических и административных инструментов государственного регулирования позволит не только обеспечить социальную стабильность, формирование потенциала экономического роста, но и вывести Россию на передовые позиции в мировой экономике.
Шестое - обеспечение действенного функционирования системы национальной безопасности. Прежде всего это касается создания механизма принятия решений в сфере национальной безопасности, особенно в тех случаях, когда необходимо задействовать силовые структуры. Не менее важна и система координации выполнения принятых решений всеми государственными структурами. Наконец, необходимо решительно приступить к осуществлению военной реформы, четко определив ее приоритеты и параметры и не допуская необдуманных решений и импровизаций.
Седьмое - определение позиции Российского государства на мировой арене в соответствии с нашими национальными интересами. Многое будет определяться характером наших связей с государствами СНГ. На основе тесного взаимовыгодного сотрудничества с ними мы сможем строить свои отношения с дальним зарубежьем, формулировать свой подход к решению ключевых международных проблем.
Решение этих задач может быть обеспечено только совместными действиями всех конструктивных политических сил, которым дорого будущее России, стремящейся к процветанию и демократии.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
16 февраля 1995 года