Федеральный закон от 30.11.2024 г. № 423-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Принят Государственной Думой 21 ноября 2024 года
Одобрен Советом Федерации 27 ноября 2024 года
Статья 1. Основные характеристики бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
1. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2025 год:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 16 623 906 689,8 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 16 554 877 905,5 тыс. рублей, из них доходы по обязательному пенсионному страхованию в сумме 10 454 875 647,5 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 353 700 262,2 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 293 365 922,8 тыс. рублей. Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 4 022 274 816,3 тыс. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 349 379 868,8 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 179 307 606,4 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 16 993 427 349,1 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 16 934 389 800,6 тыс. рублей, из них объем расходов по обязательному пенсионному страхованию в сумме 11 137 645 741,8 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 169 139 694,3 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 174 525 605,7 тыс. рублей;
3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме 369 520 659,3 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 9 991 235,8 тыс. рублей и объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 379 511 895,1 тыс. рублей, из них объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного пенсионного страхования в сумме 682 770 094,3 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда в части переданных полномочий в сумме 142 685,8 тыс. рублей, объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 184 560 567,9 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 118 840 317,1 тыс. рублей.
2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2026 и 2027 годов:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2026 год в сумме 18 593 503 377,5 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 19 763 939 398,7 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2026 год в сумме 18 527 404 175,9 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 19 669 680 411,9 тыс. рублей, из них доходы по обязательному пенсионному страхованию на 2026 год в сумме 11 916 628 157,2 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 12 694 280 286,8 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2026 год в сумме 1 498 060 201,2 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 1 624 514 155,6 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2026 год в сумме 325 268 690,4 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 358 632 471,9 тыс. рублей. Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на 2026 год в сумме 4 689 998 876,2 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 4 659 162 013,9 тыс. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации на 2026 год в сумме 384 405 991,7 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 413 648 857,6 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2026 год в сумме 179 201 582,7 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 179 172 911,8 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2026 год в сумме 18 273 551 782,4 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 19 425 569 407,0 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2026 год в сумме 18 212 543 562,0 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 19 333 716 652,3 тыс. рублей, из них объем расходов по обязательному пенсионному страхованию на 2026 год в сумме 11 916 628 157,2 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 12 694 280 286,8 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2026 год в сумме 1 318 980 864,4 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 1 444 102 988,4 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2026 год в сумме 189 487 413,3 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 203 079 879,5 тыс. рублей;
3) объем профицита бюджета Фонда на 2026 год в сумме 319 951 595,1 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 5 090 981,2 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 314 860 613,9 тыс. рублей, из них объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 179 079 336,8 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 135 781 277,1 тыс. рублей, и объем профицита бюджета Фонда на 2027 год в сумме 338 369 991,7 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 2 406 232,1 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 335 963 759,6 тыс. рублей, из них объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 180 411 167,2 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 155 552 592,4 тыс. рублей.
Статья 2. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда
Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Статья 3. Бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:
1) на 2025 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону;
2) на плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.
2. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2025 год в сумме 16 352 180 104,1 тыс. рублей, на 2026 год в сумме 17 602 005 288,8 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 18 729 440 449,8 тыс. рублей.
Статья 4. Межбюджетные трансферты бюджету Фонда и из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
1. Установить, что объем бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2025 год на осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, подлежит уменьшению на объем средств, предназначенных на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходящим военную и правоохранительную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, а также на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходившим военную службу в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
2. Установить, что в 2025 году финансовое обеспечение расходов на реализацию пункта 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4302-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" комплекса процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.
Статья 5. Особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда
1. Фонд вправе в 2025 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" в рамках обеспечения выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов, осуществлять финансовое обеспечение оплаты услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений граждан об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость.
2. Фонд вправе в 2025 году в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вносить изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда без внесения изменений в настоящий Федеральный закон с превышением общего объема расходов, утвержденных настоящим Федеральным законом, в целях увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих в соответствии с условиями указанных государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов.
Статья 6. Особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики
1. Фонд вправе в 2025 году осуществлять:
1) финансовое обеспечение выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, за праздничные и выходные дни января 2026 года в декабре 2025 года, выплаты пенсий, включая их доставку, на территории, на которой введен режим чрезвычайной ситуации (федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального или локального характера), ранее текущего месяца в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
2) финансовое обеспечение доставки пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, сумм страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат организациям федеральной почтовой связи в пределах 1,17 процента доставленных сумм без учета налога на добавленную стоимость, расходов на пересылку денежных средств почтовыми переводами на территории Российской Федерации для обеспечения выплат пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, алиментов и других удержаний из установленных выплат, сумм выплат, выплачиваемых членам семьи умершего, с применением тарифа в размере 1,17 процента от переводимой суммы без учета налога на добавленную стоимость;
3) финансовое обеспечение выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии), и оказания услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, включая расходы на доставку указанных пенсий и пособия, с последующим возмещением за счет бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации.
2. Суммы средств, поступившие в бюджет Фонда на выплату страховой пенсии, на которые страхователями по состоянию на 1 января 2025 года не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для отражения в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, направляются Фондом на финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий.
3. Установить, что Фонд в 2025 году осуществляет реализацию пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, правила реализации которого, включая перечень мероприятий, финансируемых в рамках его реализации, определяются Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 2 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов "Оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" в рамках комплекса процессных мероприятий "Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" подраздела "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.
4. Установить, что в 2025 году Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - финансовое обеспечение предупредительных мер), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.
Статья 7. Особенности исполнения бюджета Фонда в 2025 году
1. Установить, что:
1) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2025 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2024 году на выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление материнского (семейного) капитала и другие соци