ым органам в решении возложенных на них задач.
7. Требования частного охранника к работникам охраняемого объекта и его посетителям по соблюдению внутриобъектового режима и пропускного режима являются обязательными.
8. Частные охранники при обеспечении внутриобъектового режима и пропускного режима обязаны:
1) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;
2) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на охраняемом объекте;
3) обеспечивать защиту охраняемого объекта от противоправных посягательств;
4) незамедлительно сообщать в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных правонарушениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих угрозу общественной безопасности.
9. Частные охранники, телохранители обязаны выполнять законные требования должностных лиц правоохранительных и контрольных (надзорных) органов. Частным охранникам, телохранителям запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контрольных (надзорных) органов.
10. При обеспечении порядка в местах проведения мероприятий частные охранники в целях защиты граждан от противоправных посягательств имеют право:
1) осуществлять контроль за доступом участников и (или) зрителей в места проведения мероприятий и их размещением;
2) встречать и сопровождать участников и (или) зрителей до мест, указанных в приобретенных входных билетах или документах, их заменяющих, а после окончания мероприятий до выхода из мест проведения мероприятий;
3) совместно с должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) органов внутренних дел участвовать в проведении осмотра физических лиц и осмотра находящихся при них вещей, в том числе с применением технических средств, при входе в места проведения мероприятий, а при отказе подвергнуться осмотру не допускать этих лиц в места проведения мероприятий;
4) ограничивать проход участников и (или) зрителей в зоны, которые определены организатором мероприятия (заказчиком) в соответствии с установленными правилами;
5) требовать от участников и (или) зрителей соблюдения порядка, а также правил поведения участников и (или) зрителей в месте проведения мероприятия;
6) информировать лиц, находящихся в месте проведения мероприятия, о порядке действий в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации и при эвакуации;
7) принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом и установленными правилами проведения мероприятия необходимые меры по обеспечению порядка и безопасности при проведении мероприятия.
11. Частные охранники, телохранители обязаны предъявлять удостоверение частного охранника и личную карточку:
1) по требованию должностных лиц правоохранительных и контрольных (надзорных) органов;
2) по требованию других лиц в случае обращения к ним.
Глава 4. Лицензирование частной охранной деятельности
Статья 16. Общие положения о лицензировании частной охранной деятельности
1. Лицензирование частной охранной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Лицензия на осуществление частной охранной деятельности предоставляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом - лицензирующими органами по месту нахождения юридического лица, обратившегося с заявлением о предоставлении указанной лицензии (далее - соискатель лицензии). Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые вправе оказывать частная охранная организация (далее - лицензиат), а также иные сведения в отношении лицензиата.
3. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности, перечень лицензионных требований к каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также перечень грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности.
4. Лицензионными требованиями при осуществлении частной охранной деятельности и оказании охранных услуг являются:
1) наличие у соискателя лицензии или лицензиата уставного капитала, сформированного в соответствии с требованиями, установленными частями 1 - 4 статьи 7 настоящего Федерального закона;
2) соответствие учредителей (участников) соискателя лицензии или лицензиата требованиям, установленным частями 6 и 8 статьи 7 настоящего Федерального закона;
3) соответствие руководителя соискателя лицензии или руководителя лицензиата, работника частной охранной организации, исполняющего его обязанности, требованиям, установленным частями 2 и 5 статьи 11 настоящего Федерального закона;
4) соблюдение соискателем лицензии или лицензиатом требований, установленных частями 1, 2 и 4 статьи 4, частью 10 статьи 7, частями 1 - 4 статьи 8, частями 1, 3 - 5, 7 - 9 статьи 10 и частями 1 - 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;
5) оказание охранных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 6 - 8 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, частным охранником, прошедшим в соответствии с настоящим Федеральным законом периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и (или) специальных средств;
6) соблюдение частным охранником при оказании охранных услуг требований, установленных частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона;
7) иные требования, установленные положением о лицензировании частной охранной деятельности.
5. По предложениям федеральных органов исполнительной власти Правительством Российской Федерации в перечень лицензионных требований могут быть включены требования к оказанию охранных услуг на отдельных охраняемых объектах, в том числе требования, содержащие ссылки на национальные стандарты (их части).
Статья 17. Предоставление лицензии на осуществление частной охранной деятельности
1. Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель соискателя лицензии обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган по месту нахождения соискателя лицензии в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а при отсутствии технической возможности - непосредственно на бумажном носителе либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении:
1) заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в котором указываются полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, соискателя лицензии, его юридический адрес и адрес места нахождения, номер телефона и адрес электронной почты соискателя лицензии, предполагаемый (предполагаемые) вид (виды) охранных услуг, который (которые) намерен осуществлять соискатель лицензии, намерение использовать технические средства охраны, оружие, специальные средства и потребность в них;
2) документы и (или) сведения по каждому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности.
2. По межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на учет в налоговом органе.
3. Порядок и условия представления заявления о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности и документов в лицензирующий орган устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о лицензировании частной охранной деятельности.
4. Решение об отказе в предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности принимается при наличии оснований, предусмотренных частью 7 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статья 18. Внесение изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности
1. Внесение изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности осуществляется в случаях, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также при продлении срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
2. Для внесения изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности частная охранная организация (представитель организации по доверенности) представляет заявление о внесении изменений в реестр лицензий в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган по месту нахождения частной охранной организации.
3. Заявление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности представляется в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", подписанного заявителем одним из следующих способов:
1) усиленной квалифицированной электронной подписью, - в случае подачи лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица без доверенности;
2) усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, - в случае подачи физическим лицом при представлении интересов юридического лица на основании машиночитаемой доверенности.
4. При отсутствии технической возможности заявление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности подается непосредственно на бумажном носителе либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
5. Срок действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности может быть продлен по заявлению лицензиата на пять лет. Заявление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности в случае продления срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности представляется в лицензирующий орган не позднее чем за три месяца до окончания срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
6. В случае продления срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности или намерения частной охранной организации оказывать новый (новые) вид (виды) охранных услуг лицензиат представляет в лицензирующий орган соответствующие заявление, документы и (или) сведения по новому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности.
7. В случае реорганизации частной охранной организации либо изменения наименования или места нахождения (изменения юридического и (или) фактического адреса) лицензиат в течение пятнадцати дней с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц либо с даты изменения своего места нахождения обязан подать в лицензирующий орган соответствующее заявление с указанием сведений, являющихся основанием для внесения изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности.
8. Решение о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий двадцати пяти рабочих дней.
9. Основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности является:
1) наличие в представленных лицензиатом заявлении и (или) прилагаемых к нему документах (сведениях) недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе внеплановой проверки несоответствие лицензиата лицензионным требованиям и неустранение выявленных в период ее проведения нарушений в установленный лицензирующим органом срок.
Статья 19. Приостановление действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности и аннулирование лицензии на осуществление частной охранной деятельности
1. Лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии на осуществление частной охранной деятельности в следующих случаях:
1) нарушение лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании частной охранной деятельности, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за нарушение лицензионных требований, установленных положением о лицензировании частной охранной деятельности;
2) выявление грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании частной охранной деятельности.
2. При принятии лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности одновременно устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности, который не может быть более одного месяца. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии на осуществление частной охранной деятельности. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на осуществление частной охранной деятельности на период до вступления в силу решения суда.
3. Срок действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности на время приостановления ее действия не продлевается.
4. Решение о приостановлении действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности принимает руководитель лицензирующего органа или лицо, исполняющее его обязанности. Порядок принятия решения о приостановлении действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности устанавливается положением о лицензировании частной охранной деятельности.
5. Решение о приостановлении действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности либо об аннулировании лицензии на осуществление частной охранной деятельности может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Ведение реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности
Ведение реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставление сведений из него осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава 5. Использование и применение физической силы, специальных средств и оружия
Статья 21. Общие условия использования и применения физической силы, специальных средств и оружия
1. При осуществлении частной охранной деятельности разрешается использовать и применять физическую силу, специальные средства и служебное оружие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Виды, типы, модели, количество служебного оружия и патронов к нему, а также гражданского оружия самообороны, разрешенного для использования в качестве служебного оружия, правила их оборота, порядок приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы огнестрельного оружия, включая огнестрельное оружие ограниченного поражения, на частного охранника, имеющего право его использовать при осуществлении частной охранной деятельности.
4. В ходе оказания охранной услуги по защите жизни и здоровья физических лиц от противоправных посягательств запрещается использовать огнестрельное оружие, за исключением огнестрельного оружия ограниченного поражения.
5. Запрещается использовать оружие в ходе оказания охранных услуг:
1) по проектированию, монтажу, эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны в целях охраны (защиты) объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
2) по приему, обработке информации, поступающей с охраняемых объектов при помощи технических средств охраны, и передаче ее для дальнейшего реагирования мобильным группам охраны или иным организациям, имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять их охрану (защиту).
6. Запрещается оказание охранных услуг с использованием оружия на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.
7. Частный охранник, телохранитель при применении физической силы, специальных средств или оружия обязаны:
1) предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом возможность и время для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;
2) стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
3) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок медицинскую организацию.
8. Частный охранник, телохранитель обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и (или) оружия. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
9. Применение частным охранником, телохранителем физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.
10. О каждом случае применения физической силы, специальных средств или оружия, повлекшем за собой причинение вреда здоровью граждан или их смерть, причинение ущерба чужому имуществу (в том числе в случае пресечения функционирования беспилотных аппаратов), частный охранник, телохранитель обязаны незамедлительно информировать прокурора, орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту совершения события.
Статья 22. Применение физической силы
Частный охранник, т