елохранитель имеют право применять физическую силу во всех случаях, при которых настоящим Федеральным законом им разрешено применение специальных средств либо оружия.
Статья 23. Применение специальных средств
1. Частный охранник, телохранитель имеют право применять специальные средства в следующих случаях:
1) отражение нападения на частного охранника, телохранителя, угрожающего их жизни и здоровью;
2) пресечение противоправного посягательства в отношении лиц, находящихся на охраняемом объекте (в отношении охраняемого лица), если правонарушитель оказывает физическое сопротивление;
3) задержание лица, застигнутого при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемом объекте (в отношении охраняемого лица) и пытающегося скрыться либо намеревающегося оказать или оказывающего вооруженное сопротивление;
4) передача задержанного лица в полицию и (или) охрана задержанного лица в случае оказания им сопротивления частному охраннику, телохранителю, угрозы причинения вреда окружающим или себе;
5) остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требования частного охранника, телохранителя об остановке при въезде (выезде) на охраняемый объект (с охраняемого объекта);
6) обеспечение охраны (защиты) охраняемого объекта и (или) охраняемого лица, блокирование движения групп физических лиц, совершающих противоправные деяния в отношении охраняемого объекта и (или) охраняемого лица;
7) пресечение функционирования беспилотных аппаратов при охране объекта, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, в целях защиты охраняемого объекта, работников и (или) лиц, находящихся на этом объекте.
2. Частный охранник, телохранитель имеют право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные отечественного производства (в том числе палки резиновые) - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 и 6 части 1 настоящей статьи;
2) средства ограничения подвижности отечественного производства (в том числе наручники) - в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности частный охранник, телохранитель вправе использовать подручные средства связывания;
3) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;
4) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи;
5) средства защиты охраняемого объекта и (или) охраняемого лица, блокирования движения групп физических лиц, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 настоящей статьи;
6) специальные технические средства противодействия беспилотным аппаратам - в случаях, предусмотренных пунктом 7 части 1 настоящей статьи;
7) специальные средства пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные отечественного производства) - при выполнении трудовой функции по охране (защите) охраняемого объекта и (или) охраняемого лица, а также при обеспечении порядка в местах проведения мероприятий.
3. Частный охранник, телохранитель имеют право применять специальные средства во всех случаях, при которых настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.
4. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен частному охраннику, телохранителю, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника, телохранителя и (или) охраняемого лица.
5. При выполнении трудовой функции по оказанию охранной услуги частный охранник имеет право применять специальные средства, принадлежащие заказчику на праве собственности или ином законном основании и предоставленные заказчиком во временное пользование частной охранной организации, заключившей с ним договор на оказание охранной услуги.
Статья 24. Применение газового оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников
Частный охранник, телохранитель имеют право применять газовое оружие, электрошоковые устройства и искровые разрядники, разрешенные для использования в качестве служебного оружия, во всех случаях, при которых настоящим Федеральным законом частному охраннику, телохранителю разрешено применение огнестрельного оружия, а также в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 и 6 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Статья 25. Применение огнестрельного оружия
1. Частный охранник имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) отражение нападения на частного охранника или иных лиц, находящихся на охраняемом объекте, если их жизнь и здоровье подвергаются непосредственной опасности;
2) отражение группового или вооруженного нападения на охраняемый объект;
3) остановка транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни и здоровья частного охранника или иных лиц, находящихся на охраняемом объекте, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников частной охранной организации;
4) пресечение функционирования беспилотных аппаратов при охране объекта, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, в целях защиты охраняемого объекта, работников или иных лиц, находящихся на этом объекте;
5) обезвреживание животного, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или иных лиц, находящихся на охраняемом объекте;
6) пресечение попытки завладения огнестрельным оружием;
7) производство предупредительного выстрела, а также подача сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
2. Телохранитель имеет право применять огнестрельное оружие ограниченного поражения в следующих случаях:
1) отражение нападения на телохранителя или охраняемое лицо, если их жизнь и здоровье подвергаются непосредственной опасности;
2) обезвреживание животного, угрожающего жизни и здоровью телохранителя или охраняемого лица;
3) пресечение попытки завладения оружием;
4) производство предупредительного выстрела, а также подача сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен частному охраннику, телохранителю, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника, телохранителя и (или) охраняемого лица, а также при значительном скоплении людей, если в результате применения оружия могут пострадать случайные лица.
4. О каждом случае применения оружия частный охранник, телохранитель обязаны незамедлительно информировать прокурора, орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту применения оружия.
5. Вооруженным нападением и вооруженным сопротивлением, указанными в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, признаются нападение и сопротивление, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием или внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
Глава 6. Оказание частными охранными организациями содействия правоохранительным органам
Статья 26. Обязательные формы содействия частных охранных организаций правоохранительным органам
Частные охранные организации обязаны оказывать содействие правоохранительным органам в следующих формах:
1) участие в совместных плановых мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности охраняемого объекта;
2) информирование правоохранительных органов о готовящихся, совершаемых либо совершенных на охраняемом объекте либо в отношении охраняемого лица правонарушениях, а также о происшествиях и об обстоятельствах, создающих на охраняемом объекте угрозу безопасности людей;
3) незамедлительная передача задержанных лиц, совершивших противоправное деяние на охраняемом объекте или в месте проведения мероприятия либо в отношении охраняемого лица, в органы внутренних дел (полицию);
4) предоставление информации с технических средств охраны, используемых в ходе оказания охранных услуг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) вызов экстренных оперативных служб в случае обращения физических лиц к частному охраннику;
6) участие в охране общественного порядка при возникновении чрезвычайной ситуации на охраняемом объекте или в месте проведения мероприятия.
Статья 27. Иные формы содействия частных охранных организаций правоохранительным органам
1. На основании соглашений (договоров) с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, и (или) органами внутренних дел, и (или) иными органами исполнительной власти частные охранные организации безвозмездно оказывают содействие правоохранительным органам в следующих основных формах:
1) участие в охране общественного порядка совместно с правоохранительными органами;
2) участие в совместном с правоохранительными органами патрулировании общественных мест в целях охраны общественного порядка;
3) содействие в розыске лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;
4) предоставление имеющихся в частной охранной организации помещений, а также технических средств охраны, средств аудио- и видеонаблюдения для использования в целях охраны общественного порядка.
2. При необходимости соглашениями (договорами) могут быть установлены другие формы содействия частных охранных организаций правоохранительным органам, не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации.
Статья 28. Порядок организации содействия правоохранительным органам
1. Правила оказания частными охранными организациями содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Для организации и координации действий частных охранных организаций при оказании содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и обеспечении взаимодействия с ними при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере частной охранной деятельности, и его территориальных органах формируются координационные советы по вопросам частной охранной деятельности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Статья 29. Права работников частных охранных организаций при оказании содействия правоохранительным органам
Частные охранники, телохранители при оказании содействия правоохранительным органам в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах имеют право совместно с должностными лицами указанных органов:
1) требовать от физических лиц соблюдения общественного порядка и (или) прекращения совершения противоправных деяний;
2) пресекать противоправные деяния с применением физической силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом;
3) принимать необходимые меры по охране места происшествия (зоны чрезвычайной ситуации или происшествия), по обеспечению сохранности следов правонарушения до прибытия должностных лиц правоохранительных органов, требовать от физических лиц покинуть место происшествия (зону чрезвычайной ситуации или происшествия);
4) при задержании лиц для передачи сотруднику полиции применять физическую силу и (или) специальные средства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статья 30. Особые условия для частных охранных организаций, осуществляющих содействие правоохранительным органам на договорной основе
Частные охранные организации, с которыми заключены соглашения (договоры) об оказании содействия правоохранительным органам, могут включаться в перечни системообразующих организаций российской экономики и программы государственной поддержки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава 7. Правовая и социальная защита в сфере частной охранной деятельности
Статья 31. Гарантии правовой и социальной защиты работников частных охранных организаций
Работники частных охранных организаций подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование осуществляется за счет средств частной охранной организации и включается в состав ее затрат.
Статья 32. Общественные и профессиональные объединения частных охранных организаций
1. Частные охранные организации вправе определять дополнительные требования, не противоречащие лицензионным требованиям и условиям осуществления частной охранной деятельности, к оказанию охранных услуг на отдельных видах и категориях охраняемых объектов путем объединения в отраслевые саморегулируемые организации, специализирующиеся на их охране.
2. Порядок создания, ликвидации отраслевых саморегулируемых организаций, установления дополнительных требований к частным охранным организациям, входящим в их состав, а также осуществления контроля за их исполнением устанавливается законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях.
Глава 8. Контроль и надзор за частной охранной деятельностью
Статья 33. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности
1. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы.
2. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, в том числе в отношении частных охранных организаций, входящих в состав отраслевых саморегулируемых организаций, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, вправе требовать от частных охранных организаций и работников частных охранных организаций, а также от организаций, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона и осуществляющих образовательную деятельность, представление документов или их копий, в том числе в электронной форме, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных (надзорных) функций.
5. В целях выявления ограничений для физических лиц - учредителей (участников) частных охранных организаций, установленных в соответствии с частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона, должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, могут запрашивать, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, сведения о доходах физических лиц у налоговых органов, иных органов и организаций. Юридические лица и граждане, располагающие сведениями, необходимыми для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, обязаны предоставлять такие сведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальный орган по их требованию.
6. В целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы проводят плановую и внеплановую проверки. Плановая и внеплановая проверки проводятся на основании распоряжений (приказов) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа.
7. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в три года и не ранее чем через один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности. Продолжительность проведения плановой проверки не должна превышать тридцать календарных дней.
8. Основанием для начала проведения плановой проверки является наступление срока проведения плановой проверки в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц, разрабатываемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
9. Внеплановая проверка проводится по одному из следующих оснований:
1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих частную охранную деятельность;
2) поступление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также иной информации о факте нарушения лицензиатом требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих частную охранную деятельность, подтверждаемом доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения;
3) наличие распоряжения (приказа), изданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) поступление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности, в том числе в случае продления срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности;
5) распоряжение (приказ), изданное начальником (заместителем начальника) территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту на