настоящего Кодекса.
11. Члены экипажа гражданского воздушного судна, предоставленного в аренду по договору аренды воздушного судна с экипажем, в течение срока аренды остаются работниками арендодателя. Если договором аренды воздушного судна с экипажем не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель.
12. За арендодателем сохраняются все обязанности работодателя перед членами летных и кабинных экипажей, в том числе по установлению гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством.
13. Обязанность по соблюдению требований к обязательному страхованию жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна, предусмотренных статьей 132 настоящего Кодекса, возлагается на арендодателя, если иное не предусмотрено договором аренды воздушного судна с экипажем.
14. Ответственность перед пассажирами, грузоотправителями, грузовладельцами в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 116, со статьей 117, с пунктами 1 - 3 статьи 118, со статьями 119, 120, 122, 123 - 1271, с пунктом 1 статьи 130 настоящего Кодекса несет арендатор. Установление указанной ответственности арендатора не исключает право пассажира, грузовладельца и грузоотправителя или иных лиц предъявить требования к арендодателю и (или) иному лицу, причинившим вред, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, статьей 14 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей".
15. Арендатор вправе требовать возмещения от арендодателя или иного лица, действия или бездействие которых повлекли за собой ненадлежащее исполнение арендатором договоров воздушной перевозки пассажира, багажа, груза, почты, расходов, понесенных арендатором в связи с ненадлежащим исполнением арендатором таких договоров, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
16. Ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации гражданского воздушного судна, а также обязанность по страхованию ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса несет арендодатель. Установление ответственности арендодателя не исключает прав третьих лиц на предъявление требований к арендатору и (или) иному лицу, причинившим вред, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, статьей 14 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей".
17. Арендодатель вправе требовать возмещения от арендатора, действия или бездействие которого повлекли за собой причинение вреда жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, расходов, понесенных арендодателем в связи с ненадлежащим исполнением арендатором обязательств по договору аренды воздушного судна с экипажем, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. Арендатор вправе застраховать свою ответственность перед арендодателем.
18. Договор аренды воздушного судна с экипажем заключается в письменной форме.
19. При исполнении обязательств по договору аренды воздушного судна с экипажем обязанность по соблюдению требований, установленных пунктом 1 части 3, пунктами 1, 3 части 31, частями 5, 51, 51-1, 52, 53, 54, 55, 61 статьи 11, пунктом 5 части 2 статьи 12, частями 2, 11 статьи 122, частью 15 статьи 123 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", возлагается на арендатора. Обязанность по соблюдению иных требований, не указанных в настоящем пункте, установленных Федеральным законом от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и предъявляемых к перевозчикам, субъектам транспортной инфраструктуры, возлагается на арендодателя.
20. Доходы, полученные в результате аренды воздушного судна с экипажем, являются собственностью арендатора.
21. Арендодатель в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения, расторжения договора аренды воздушного судна с экипажем должен направить уведомление в произвольной форме, содержащее информацию о реквизитах договора аренды воздушного судна с экипажем, его сторонах с указанием государственного и регистрационного опознавательных знаков гражданского воздушного судна, предоставленного в аренду, и с приложением перечня обязанностей, принятых каждой из сторон договора аренды воздушного судна с экипажем, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области гражданской авиации, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, посредством почтового отправления или направления электронного сообщения, подписанного простой электронной подписью, по адресу электронной почты, размещенному на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
22. Требования, установленные абзацем первым пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяются к случаям предоставления арендодателем гражданского воздушного судна по договору аренды воздушного судна с экипажем в порядке, установленном настоящей статьей.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2011, № 30, ст. 4590; 2014, № 6, ст. 566; 2015, № 29, ст. 4356; 2019, № 31, ст. 4429; № 49, ст. 6974; 2021, № 24, ст. 4188; 2023, № 10, ст. 1576; № 14, ст. 2384; № 23, ст. 4013; № 31, ст. 5813; 2024, № 6, ст. 765) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Перечень угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.";
2) статью 111 дополнить частями 7 и 8 следующего содержания:
"7. На объектах транспортной инфраструктуры, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных объектов, федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется в режиме постоянного федерального государственного контроля (надзора).
8. В случае, если в рамках выездного обследования или наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены признаки нарушений обязательных требований, может быть принято решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".";
3) части 13 и 14 статьи 122 изложить в следующей редакции:
"13. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
14. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности включают в себя в том числе особенности их проведения на видах транспорта, перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, перечень опасных веществ и предметов, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах.";
4) в части 81 статьи 123 слова "объекты транспортной инфраструктуры" заменить словами "объекты транспортной инфраструктуры и (или) группы объектов транспортной инфраструктуры", слова "закона, и" заменить словами "закона, если иное не установлено особенностями защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры и (или) групп объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности, и", дополнить предложением следующего содержания: "Правительство Российской Федерации вправе определять особенности защиты от актов незаконного вмешательства с использованием беспилотных аппаратов объектов транспортной инфраструктуры и (или) групп объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 31, ст. 5007; 2021, № 24, ст. 4188; 2023, № 43, ст. 7605) следующие изменения:
1) статью 66 дополнить частью 121 следующего содержания:
"121. При поступлении от органов федеральной службы безопасности информации о возможном нарушении обязательных требований в области транспортной безопасности, содержащей сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере обороны страны и безопасности государства, внеплановая выездная проверка и внеплановый рейдовый осмотр проводятся с извещением об этом (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.";
2) в части 12 статьи 71 слова "частью 12 статьи 66" заменить словами "частями 12 и 121 статьи 66";
3) в части 5 статьи 73 слова "частью 12 статьи 66" заменить словами "частями 12 и 121 статьи 66";
4) в статье 75:
а) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. По результатам проведения выездного обследования не может быть принято решение, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.";
б) дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, может быть принято решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля.";
5) часть 2 статьи 97 дополнить словами ", федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности".
Статья 4
Внести в Федеральный закон от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 14, ст. 2384; 2024, № 10, ст. 1303) следующие изменения:
1) абзац третий подпункта "е" пункта 5 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"12. Структура и содержание планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, программ обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.";";
2) в части 1 статьи 5 слова "1 сентября 2024 года" заменить словами "1 марта 2025 года".
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 24 июля 2023 года № 387-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 31, ст. 5813) следующие изменения:
1) подпункт "г" пункта 7 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"г) часть 9 изложить в следующей редакции:
"9. Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, продление срока действия аккредитации, аннулирование аккредитации, приостановление и возобновление действия аккредитации осуществляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, продления срока действия аккредитации, аннулирования аккредитации, приостановления и возобновления действия аккредитации, а также требования к таким юридическим лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", для получения аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности юридическим лицом, находящимся под контролем иностранного инвестора или группы лиц, установление такого контроля иностранного инвестора или группы лиц должно быть согласовано в порядке, установленном указанным Федеральным законом.";";
2) в статье 2:
а) часть 1 после слов "подпункта "б" пункта 2" дополнить словами ", подпункта "г" пункта 7";
б) дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Подпункт "г" пункта 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2025 года.".
Статья 6
Подпункт "г" пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 30 января 2024 года № 2-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, № 6, ст. 765) исключить.
Статья 7
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Пункт 2 статьи 2, статьи 3 - 6 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Пункты 1 - 4, 6, 8, 9, 10, абзац первый и подпункт "в" пункта 13, пункты 18, 19 и 26 статьи 1, пункты 1 и 4 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2024 года.
4. Подпункты "а" и "б" пункта 13 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2025 года.
5. Пункты 7, 11, 20, 21, 23 и 25 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2026 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
8 августа 2024 года
№ 289-ФЗ