РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят Государственной Думой 30 июля 2024 года
Одобрен Советом Федерации 2 августа 2024 года
Статья 1
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290; 2007, № 46, ст. 5554; № 50, ст. 6245; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 7, ст. 901; № 15, ст. 2019, 2024; 2012, № 31, ст. 4318; № 53, ст. 7585; 2013, № 23, ст. 2882; № 27, ст. 3477; 2014, № 30, ст. 4254; 2015, № 29, ст. 4356, 4379, 4380; 2016, № 1, ст. 82; № 27, ст. 4224; 2021, № 18, ст. 3061; № 24, ст. 4188, 4226; № 27, ст. 5159; 2022, № 1, ст. 57; № 12, ст. 1783; № 48, ст. 8325; № 52, ст. 9377; 2023, № 1, ст. 24; № 12, ст. 1878; № 14, ст. 2384; № 32, ст. 6219; 2024, № 6, ст. 765) следующие изменения:
1) статью 8 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Ведение реестров сертификатов и документов, подтверждающих соответствие требованиям федеральных авиационных правил, оформляемых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.";
2) дополнить статьей 84 следующего содержания:
"Статья 84. Федеральная государственная информационная система обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники
1. Федеральная государственная информационная система обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации авиационной техники (далее - информационная система обязательной сертификации), является единой централизованной информационной системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление, размещение и использование информации о проведении обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, указанной в подпунктах 2 и 21 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2 и 21 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса авиационной техники (за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров).
2. Информационная система обязательной сертификации создается в целях:
1) создания и автоматизации единого информационного пространства между участниками обязательной сертификации (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, подведомственными ему организациями, аккредитованными им сертификационными центрами, а также заявителями на проведение указанной в пункте 1 настоящей статьи обязательной сертификации);
2) формирования, сбора, обработки, хранения, предоставления, размещения, использования и анализа информации:
о заявителях на проведение обязательной сертификации и сертификационных центрах;
о заявках на проведение обязательной сертификации;
о документации, необходимой для проведения обязательной сертификации;
о планировании и ходе выполнения обязательной сертификации;
3) своевременного выявления рисков нарушения процедур (их сроков) при проведении обязательной сертификации и оперативного принятия мер по их предотвращению;
4) доступности информации для участников обязательной сертификации;
5) осуществления контроля достоверности информации, ее полноты и своевременности размещения в информационной системе обязательной сертификации;
6) идентификации и аутентификации пользователей системы (участников обязательной сертификации) в информационной системе обязательной сертификации посредством взаимодействия с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
7) экспертизы и согласования документации, необходимой для проведения обязательной сертификации;
8) осуществления иных функций при проведении обязательной сертификации.
3. Оператором информационной системы обязательной сертификации является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
4. Субъектами, размещающими информацию в информационной системе обязательной сертификации, являются участники обязательной сертификации.
5. Положение об информационной системе обязательной сертификации, утверждаемое Правительством Российской Федерации, должно содержать положения, определяющие порядок использования информационной системы обязательной сертификации, в том числе:
1) порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации информационной системы обязательной сертификации;
2) порядок, сроки, способы предоставления информации для ее размещения оператором информационной системы обязательной сертификации;
3) порядок предоставления информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, в том числе посредством обеспечения доступа к информационной системе обязательной сертификации;
4) состав информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, и порядок размещения такой информации;
5) порядок взаимодействия информационной системы обязательной сертификации с другими информационными системами, в том числе с единой информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
6) требования к информационной системе обязательной сертификации, базам данных, входящим в состав информационной системы обязательной сертификации, информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу информационной системы обязательной сертификации, оператору информационной системы обязательной сертификации.
6. Обладателем информации, размещаемой в информационной системе обязательной сертификации, является Российская Федерация. Правомочия обладателя такой информации, а также обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав информационной системы обязательной сертификации, от имени Российской Федерации осуществляются оператором информационной системы обязательной сертификации.
7. Участники обязательной сертификации при формировании (размещении) информации в информационной системе обязательной сертификации используют усиленную квалифицированную электронную подпись.
8. Информация, содержащаяся в информационной системе обязательной сертификации, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне.
9. Санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, должен предоставляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Получателями информации, содержащейся в информационной системе обязательной сертификации, являются участники обязательной сертификации.
10. Информация и документы, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, не подлежат размещению в информационной системе обязательной сертификации.";
3) статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Приостановление и возобновление действия сертификатов, введение и снятие ограничений, внесение изменений в сертификаты и аннулирование сертификатов
1. Действие сертификатов может быть приостановлено и возобновлено, в их действие могут быть введены и сняты ограничения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
2. Сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
3. В сертификаты могут быть внесены изменения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.";
4) в пункте 3 статьи 21 слово "для" заменить словами "в целях";
5) в статье 241:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Безопасность полетов в гражданской авиации - состояние авиационной транспортной системы, при котором риски, связанные с деятельностью в области гражданской авиации, относящейся к эксплуатации гражданских воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, в том числе с деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 4 пункта 1 и пункте 3 статьи 8 настоящего Кодекса, снижены до приемлемого уровня безопасности полетов. Показатели приемлемого уровня безопасности полетов в гражданской авиации утверждаются Правительством Российской Федерации.";
б) дополнить пунктами 11 - 16 следующего содержания:
"11. Программа безопасности полетов - совокупность правил и мероприятий, нацеленных на повышение безопасности полетов в гражданской авиации. Программа безопасности полетов утверждается Правительством Российской Федерации.
12. Программа безопасности полетов определяет государственную политику и цели в области безопасности полетов гражданских воздушных судов, мероприятия по управлению рисками для безопасности полетов, мероприятия по повышению уровня безопасности полетов для достижения указанных целей и реализации данных мероприятий, задач, популяризации безопасности полетов на государственном уровне. Правительство Российской Федерации ежегодно обновляет программу безопасности полетов по результатам ежегодного проведения оценки эффективности обеспечения безопасности полетов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
13. Реализация программы безопасности полетов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации посредством реализации плана мероприятий по безопасности полетов, являющегося составной частью программы безопасности полетов.
14. Фактор опасности - состояние или объект, которые могут вызвать авиационное происшествие или инцидент либо способствовать их возникновению.
15. Риск для безопасности полетов - предполагаемая вероятность наступления факторов опасности и серьезность последствий воздействия факторов опасности.
16. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет сбор, регистрацию и анализ данных о факторах опасности и рисках для безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранение этих данных, обмен ими в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации и ежеквартально предоставляет эти данные в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
в) пункт 2 после слов "юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов," дополнить словами "авиационных двигателей, воздушных винтов,", после слов "аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов," дополнить словами "поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,";
г) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 2 настоящей статьи, предоставляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, данные о факторах опасности и рисках для безопасности полетов гражданских воздушных судов в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Состав и формат данных о факторах опасности и рисках для безопасности полетов гражданских воздушных судов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";
6) в статье 28:
а) в пункте 5 слова "осуществляется постоянный рейд" заменить словами "осуществляются постоянный рейд, обязательный мониторинг", дополнить предложением следующего содержания: "Обязательный мониторинг осуществляется в отношении лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации и обязанных соблюдать требования, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, а также лиц, имеющих разрешительные документы, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи.";
б) пункт 6 после слов "постоянного рейда" дополнить словами ", организации и осуществления обязательного мониторинга";
в) дополнить пунктом 61 следующего содержания:
"61. В случае выявления в результате осуществления постоянного рейда нарушений обязательных требований федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан составить акт и выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.";
7) пункт 2 статьи 33 изложить в следующей редакции:
"2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации. Правила формирования и ведения Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации устанавливаются федеральными авиационными правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и должны содержать в том числе:
1) требования к форме, структуре и содержанию Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации;
2) состав данных, включаемых в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, порядок их включения в такой реестр и исключения из такого реестра, порядок изменения и предоставления сведений, содержащихся в таком реестре.";
8) в статье 36:
а) абзац первый пункта 1 после слов "при наличии" дополнить словом "действительного";
б) дополнить пунктом 21 следующего содержания:
"21. Ведение реестров сертификатов летной годности на гражданское воздушное судно возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.";
9) пункт 1 статьи 371 дополнить предложением следующего содержания: "Соблюдение ограничений и процедур, указанных в настоящем пункте, в случае заключения договора аренды (фрахтования на время) гражданского воздушного судна с экипажем в соответствии со статьей 1041 настоящего Кодекса возлагается на эксплуатанта, являющегося арендодателем по такому договору.";
10) дополнить статьей 373 следующего содержания:
"Статья 373. Обязательное подтверждение соответствия обязательным требованиям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ
1. Федеральные авиационные правила, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и устанавливающие обязательные требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ (далее в настоящей статье соответственно - техническое обслуживание, организации по техническому обслуживанию), и правила технического обслуживания должны содержать в том числе:
1) форму заявления на получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил, и требования к структуре и содержанию прилагаемых к данному заявлению документов;
2) виды и категории разрешенных работ по техническому обслуживанию, порядок их определения и порядок ограничения сферы деятельности организаций по техническому обслуживанию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации (далее в настоящей статье - уполномоченный орган);
3) случаи и порядок согласования уполномоченным органом выполнения технического обслуживания и одобрения уполномоченным органом методов выполнения технического обслуживания;
4) порядок утверждения уполномоченным органом программ подготовки персонала организации по техническому обслуживанию;
5) порядок согласования уполномоченным органом руководства по деятельности организации по техническому обслуживанию и вносимых в него изменений;
6) порядок хранения и учета уполномоченным органом документов, подтверждающих соответствие организаций по техническому обслуживанию требованиям федеральных авиационных правил, включая требования к сроку хранения данных документов;
7) виды оборудования, инструментов и материалов, получаемых и используемых организацией по техническому обслуживанию, а также требования к ним;
8) формы документов, подтверждающих выполнение технического обслуживания;
9) требования к сроку действия документа, по