РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О северном завозе
Принят Государственной Думой 20 июля 2023 года
Одобрен Советом Федерации 28 июля 2023 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для осуществления завоза грузов на территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, тарифов на отдельные услуги.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением завоза грузов на территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также отношения, связанные с установлением цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, тарифов на отдельные услуги.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) территории с ограниченными сроками завоза грузов - территории, расположенные в границах муниципальных образований, в которых в связи с географическими, природно-климатическими, инфраструктурными особенностями отсутствует техническая возможность осуществления круглогодичного бесперебойного транспортного сообщения по автомобильным дорогам хотя бы с одним муниципальным образованием, не относящимся к данным территориям;
2) территории северного завоза - территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям;
3) северный завоз - комплекс организационных, транспортно-логистических мероприятий по регулярному, бесперебойному снабжению грузами северного завоза населения территорий северного завоза, а также финансовых механизмов обеспечения такого снабжения;
4) участники северного завоза - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, в том числе единый морской оператор северного завоза, индивидуальные предприниматели, выполняющие функции и (или) осуществляющие деятельность в сфере осуществления северного завоза;
5) грузы северного завоза - грузы, поставляемые участниками северного завоза на территории северного завоза и относящиеся к одной из следующих категорий:
а) грузы первой категории - грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (социально значимые продовольственные товары, непродовольственные товары народного потребления первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы);
б) грузы второй категории - грузы для государственных и муниципальных нужд (за исключением грузов первой категории);
6) федеральный координатор северного завоза - определяемый Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления северного завоза;
7) единый морской оператор северного завоза - уполномоченное Правительством Российской Федерации юридическое лицо, осуществляющее регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами;
8) план северного завоза - правовой акт федерального координатора северного завоза, определяющий ежегодную потребность в грузах северного завоза на трехлетний период, номенклатуру и объем грузов северного завоза;
9) стратегический запас грузов - количество грузов первой категории, необходимое для снижения и (или) предотвращения риска возникновения их дефицита;
10) объекты транспортно-логистической инфраструктуры - технические устройства, здания, сооружения, автомобильные дороги, железнодорожные пути, инфраструктура внутреннего водного, морского и воздушного транспорта, транспортные средства и контейнеры для всех видов транспорта, предназначенные для обеспечения функционального единства транспортной системы в процессе перемещения грузов, их приема, накопления, обработки, отправления и выдачи;
11) опорная сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза - совокупность объектов транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе необщего пользования, необходимых для обеспечения регулярного, бесперебойного снабжения населения территорий северного завоза грузами северного завоза (за исключением транспортных средств и контейнеров);
12) содержание объектов транспортно-логистической инфраструктуры - комплекс работ по поддержанию объектов транспортно-логистической инфраструктуры в надлежащем техническом состоянии;
13) федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза - единая централизованная информационная система, функционирующая на основе информационных технологий, включая программные средства, и технических средств, обеспечивающих формирование, сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение, использование и анализ информации о северном завозе.
Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере осуществления северного завоза
Статья 3. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза
К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза относятся:
1) выработка и проведение единой государственной политики в сфере осуществления северного завоза;
2) определение перечня грузов первой категории;
3) определение перечня территорий северного завоза и порядка внесения изменений в перечень территорий северного завоза;
4) определение перечня объектов транспортно-логистической инфраструктуры, составляющих опорную сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза;
5) определение федерального координатора северного завоза;
6) определение единого морского оператора северного завоза;
7) утверждение положения о едином морском операторе северного завоза, предусматривающего в том числе функции единого морского оператора северного завоза, порядка взаимодействия единого морского оператора северного завоза с другими участниками северного завоза, порядка разработки, согласования и изменения маршрута и графика движения судов в рамках осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза, а также особенностей осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами;
8) определение основ ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза, правил регулирования тарифов на услуги единого морского оператора северного завоза;
9) определение порядка выдачи грузов первой категории из стратегического запаса грузов и правил хранения стратегического запаса грузов;
10) определение порядка специальной маркировки грузов первой категории и грузов второй категории для их идентификации в целях перевозки и обслуживания в приоритетном порядке;
11) утверждение положения о федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза;
12) определение порядка создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза, состава информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, порядка информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза с другими информационными системами;
13) оказание государственной поддержки участникам северного завоза, осуществляющим поставку грузов первой категории;
14) определение порядка установления снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории.
Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере осуществления северного завоза
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере осуществления северного завоза относятся:
1) обеспечение выпуска материальных ценностей из государственного резерва для целей осуществления северного завоза;
2) осуществление официального статистического учета в сфере осуществления северного завоза;
3) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза относятся:
1) участие в проведении единой государственной политики в сфере осуществления северного завоза на территориях субъектов Российской Федерации;
2) планирование, организация и координация северного завоза в рамках единой государственной политики в сфере осуществления северного завоза, реализуемой федеральным координатором северного завоза;
3) определение порядка создания стратегического запаса грузов в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения о создании стратегического запаса грузов;
4) обеспечение своевременного размещения информации о мероприятиях в сфере осуществления северного завоза, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, полноты и достоверности такой информации;
5) подготовка предложений о включении территорий с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в перечень территорий северного завоза или об исключении указанных территорий с ограниченными сроками завоза грузов из такого перечня;
6) подготовка предложений о включении объектов транспортно-логистической инфраструктуры, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры, составляющих опорную сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза;
7) установление методик расчета снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории в случае принятия высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения об установлении таких надбавок, цен, тарифов;
8) осуществление регионального государственного контроля за применением установленных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, установленных предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, установленных тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории (далее - региональный государственный контроль) в случае принятия высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения об установлении таких надбавок, цен, тарифов;
9) утверждение положения о региональном государственном контроле.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере осуществления северного завоза
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере осуществления северного завоза относятся:
1) участие в планировании северного завоза;
2) обеспечение своевременного размещения информации о мероприятиях в сфере осуществления северного завоза, проводимых органами местного самоуправления, в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, полноты и достоверности такой информации;
3) участие в создании стратегического запаса грузов в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения о создании стратегического запаса грузов;
4) участие в подготовке предложений о включении территорий с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных в границах муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в перечень территорий северного завоза или об исключении указанных территорий с ограниченными сроками завоза грузов из такого перечня.
Статья 7. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и частью 12 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Глава 3. Регулирование деятельности в сфере осуществления северного завоза
Статья 8. Территории северного завоза
1. Перечень территорий северного завоза и порядок внесения изменений в перечень территорий северного завоза утверждаются Правительством Российской Федерации на основании предложений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
2. При подготовке предложений о включении территорий в перечень территорий северного завоза и (или) о внесении изменений в перечень территорий северного завоза высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе не представлять к включению в такой перечень территории, соответствующие критериям, установленным пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случае, если на указанные территории возможна круглогодичная бесперебойная поставка грузов северного завоза альтернативными видами транспорта.
3. Органы местного самоуправления участвуют в подготовке предложений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Статья 9. Грузы северного завоза
1. Правительство Российской Федерации оказывает государственную поддержку участникам северного завоза, осуществляющим поставку грузов первой категории.
2. Перечень грузов первой категории утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельные значения розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифы на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории, за исключением случаев, если регулирование таких надбавок, цен, тарифов осуществляется федеральными органами государственной власти.
4. Порядок установления снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Методики расчета снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории устанавливаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
6. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют региональный государственный контроль. Предметом регионального государственного контроля является контроль соблюдения установленных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории. Региональный государственный контроль осуществляется уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с утверждаемым высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации положением о виде регионального государственного контроля.
7. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе оказывать дополнительную государственную поддержку участникам северного завоза, осуществляющим поставку грузов северного завоза, в формах, установленных статьей 18 настоящего Федерального закона.
8. Местная администрация вправе оказывать дополнительную муниципальную поддержку участникам северного завоза, осуществляющим поставку грузов северного завоза, в формах, установленных статьей 18 настоящего Федерального закона.
Статья 10. Федеральный координатор северного завоза
Федеральный координатор северного завоза осуществляет следующие основные функции:
1) издает нормативные и иные правовые акты в сфере осуществления северного завоза;
2) реализует единую государственную политику в сфере осуществления северного завоза;
3) осуществляет мониторинг северного завоза и подготовку предложений по совершенствованию организации и осуществления северного завоза;
4) осуществляет координацию и мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции планирования, организации и координации северного завоза, органов местного самоуправления в сфере осуществления северного завоза;
5) формирует предложения о развитии территорий северного завоза;
6) определяет порядок формирования и корректировки плана северного завоза, форму плана северного завоза, а также утверждает план северного завоза;
7) осуществляет функции оператора федеральной государств