енной информационной системы мониторинга северного завоза непосредственно либо через подведомственную организацию или организацию, созданную в том числе для выполнения соответствующих задач, возложенных на федерального координатора северного завоза;
8) утверждает маршрут и график движения судов в рамках осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами.
Статья 11. Единый морской оператор северного завоза
1. Единый морской оператор северного завоза определяется Правительством Российской Федерации сроком на пятнадцать лет.
2. Положение о едином морском операторе северного завоза, предусматривающее в том числе функции единого морского оператора северного завоза, порядок взаимодействия единого морского оператора северного завоза с участниками северного завоза, порядок разработки, согласования и изменения маршрута и графика движения судов в рамках осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами, а также особенности осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Единый морской оператор северного завоза осуществляет регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц.
4. Маршрут и график движения судов в рамках осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами разрабатываются единым морским оператором северного завоза на основании утвержденного плана северного завоза и утверждаются федеральным координатором северного завоза.
5. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги единого морского оператора северного завоза осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза и правилами регулирования тарифов на такие услуги, утвержденными Правительством Российской Федерации.
6. Единому морскому оператору северного завоза могут предоставляться субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
7. Дата начала деятельности единого морского оператора северного завоза (не позднее 1 января 2026 года) определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Планирование и осуществление северного завоза
1. План северного завоза формируется с учетом стратегического запаса грузов (в случае принятия высшим должностным лицом соответствующего субъекта Российской Федерации решения о создании стратегического запаса грузов) и утверждается федеральным координатором северного завоза на основании предложений высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
2. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют федеральному координатору северного завоза предложения о включении в план северного завоза грузов первой категории и вправе представить предложения о включении в план северного завоза грузов второй категории.
3. Порядок формирования и корректировки плана северного завоза, а также форма плана северного завоза утверждается федеральным координатором северного завоза.
4. План северного завоза утверждается федеральным координатором северного завоза.
5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации определяет исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции планирования, организации и координации северного завоза.
Статья 13. Стратегический запас грузов
1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в целях снижения и (или) предотвращения риска возникновения дефицита грузов первой категории вправе принять решение о создании стратегического запаса грузов.
2. Порядок создания стратегического запаса грузов утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения о создании стратегического запаса грузов.
3. Порядок выдачи грузов первой категории из стратегического запаса грузов и правила хранения стратегического запаса грузов определяются Правительством Российской Федерации.
4. Решение о выдаче грузов первой категории из стратегического запаса грузов принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
5. Органы местного самоуправления участвуют в создании стратегического запаса грузов в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения о создании стратегического запаса грузов.
Статья 14. Взаимодействие субъектов Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в случае необходимости вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, с просьбой о выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" и бюджетным законодательством Российской Федерации.
Глава 4. Инфраструктура северного завоза
Статья 15. Опорная сеть транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза
1. Правительство Российской Федерации определяет перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры, составляющих опорную сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, на территории субъекта Российской Федерации по предложению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, согласованному с собственниками объектов транспортно-логистической инфраструктуры.
2. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе внести в Правительство Российской Федерации предложение о создании новых объектов транспортно-логистической инфраструктуры для включения в опорную сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза на территории субъекта Российской Федерации.
3. Собственники (владельцы) объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования обеспечивают беспрепятственный доступ к таким объектам для целей оказания транспортно-экспедиционных и транспортно-логистических услуг в отношении грузов первой категории и грузов второй категории. По решению собственников (владельцев) объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования беспрепятственный доступ к таким объектам для целей оказания транспортно-экспедиционных и транспортно-логистических услуг в отношении грузов первой категории и грузов второй категории может осуществляться на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе оказывать государственную поддержку собственникам (владельцам) объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования, включенных в перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры, составляющих опорную сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза.
Статья 16. Перевозка грузов северного завоза
1. Перевозка грузов северного завоза осуществляется автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным видами транспорта.
2. Грузы первой категории и грузы второй категории перевозятся и обслуживаются в приоритетном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в области транспорта.
3. Порядок специальной маркировки грузов первой категории и грузов второй категории для их идентификации в целях перевозки и обслуживания в приоритетном порядке утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по содержанию опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности
1. Содержание опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
2. В случае установления Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией нормативов финансовых затрат на содержание объектов транспортно-логистической инфраструктуры с 2026 года финансирование содержания опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется в размере 100 процентов от установленных нормативов.
Глава 5. Государственная и муниципальная поддержка северного завоза
Статья 18. Формы государственной и муниципальной поддержки северного завоза
1. Государственная и муниципальная поддержка северного завоза - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами местных администраций в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере осуществления северного завоза.
2. Государственная и муниципальная поддержка северного завоза может осуществляться в следующих формах:
1) финансовая поддержка;
2) имущественная поддержка;
3) оказание методической и консультативной помощи участникам северного завоза.
Статья 19. Финансовая поддержка северного завоза
1. Финансовая поддержка северного завоза может осуществляться посредством предоставления участникам северного завоза бюджетных кредитов и (или) субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Финансовая поддержка северного завоза может осуществляться в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, утверждаемых соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Статья 20. Имущественная поддержка северного завоза
Имущественная поддержка северного завоза может осуществляться органами государственной власти, местными администрациями посредством передачи во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся участниками северного завоза, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Глава 6. Государственный учет и отчетность в сфере осуществления северного завоза
Статья 21. Федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза
1. Федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза создается в целях обеспечения:
1) формирования, сбора, обработки, хранения, предоставления, размещения, использования и анализа информации о северном завозе;
2) учета грузов северного завоза;
3) мониторинга движения грузов северного завоза;
4) планирования северного завоза;
5) своевременного выявления рисков возникновения сбоев в поставках грузов северного завоза и оперативного принятия мер по их предотвращению;
6) специальной маркировки грузов северного завоза;
7) учета стратегического запаса грузов;
8) учета мер предоставленной государственной и муниципальной поддержки северного завоза;
9) реализации иных функций в сфере осуществления северного завоза.
2. Федеральный координатор северного завоза вправе осуществлять функции оператора федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза непосредственно либо через подведомственную организацию или организацию, созданную в том числе для выполнения соответствующих задач, возложенных на федерального координатора северного завоза.
3. Субъектами, размещающими информацию в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, являются участники северного завоза.
4. Создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Положение о федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза и состав информации, размещаемой в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, утверждаются Правительством Российской Федерации.
6. Обладателем информации, размещаемой в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, является Российская Федерация. Правомочия обладателя такой информации, а также обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза, от имени Российской Федерации осуществляются оператором федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза.
7. Порядок информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза с другими информационными системами, в том числе с единой информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Участники северного завоза при формировании (размещении) информации в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза используют усиленную квалифицированную электронную подпись.
9. Информация, содержащаяся в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне.
10. Санкционированный доступ к информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, должен предоставляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Получателями информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, являются участники северного завоза.
11. Информация и документы, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, не подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза.
Статья 22. Официальный статистический учет в сфере осуществления северного завоза
1. Официальный статистический учет в сфере осуществления северного завоза осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
2. В целях осуществления официального статистического учета в сфере осуществления северного завоза оператор федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза предоставляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, сведения, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, включая административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", в том числе посредством предоставления доступа к федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2024 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
4 августа 2023 года
№ 411-ФЗ