РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят Государственной Думой 29 июня 2023 года
Одобрен Советом Федерации 5 июля 2023 года
Статья 1
Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3833) дополнить статьей 131 следующего содержания:
"Статья 131. Плавание автономных иностранных военных кораблей и других автономных государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренних морских водах, в территориальном море
1. Понятие "автономное судно" используется в настоящей статье в значении, определенном Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
2. Плавание автономных иностранных военных кораблей и других автономных государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается, за исключением случаев плавания таких автономных иностранных военных кораблей и других автономных государственных судов с разрешения федерального органа исполнительной власти в области обороны в сопровождении и в соответствии с указаниями командира военного корабля Российской Федерации.".
Статья 2
Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207; 2005, № 52, ст. 5581; 2007, № 46, ст. 5557; № 50, ст. 6246; 2011, № 25, ст. 3534; № 45, ст. 6335; 2012, № 18, ст. 2128; 2013, № 30, ст. 4058; 2014, № 48, ст. 6659; 2015, № 29, ст. 4339; 2016, № 27, ст. 4215; 2018, № 32, ст. 5089; 2019, № 48, ст. 6739; 2021, № 24, ст. 4199; 2023, № 10, ст. 1574) следующие изменения:
1) статью 7 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Под автономным судном в настоящем Кодексе понимается самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту судна частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.
Под полуавтономным судном в настоящем Кодексе понимается судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем.
Под полностью автономным судном в настоящем Кодексе понимается судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту.";
2) статью 8 после слова "судовладельцем" дополнить словами "(владельцем судна)";
3) статью 10 после слов "Для целей статей" дополнить цифрами "1065,";
4) параграф 3 главы II дополнить статьей 211 следующего содержания:
"Статья 211. Идентификация автономного судна
Автономному судну наряду с названием, предусмотренным статьей 20 настоящего Кодекса, присваивается уникальный идентификатор автономного судна, позволяющий определить национальную принадлежность автономного судна и его владельца. Формат уникального идентификатора автономного судна, порядок его присвоения и требования к его нанесению на корпус автономного судна устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";
5) в пункте 2 статьи 24:
а) абзац первый после слова "издают" дополнить словами "(в том числе в отношении автономных судов и судов, осуществляющих перевозки специального персонала)";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают требования к техническим средствам по управлению автономными судами и выдают подтверждения соответствия технических средств по управлению автономными судами указанным требованиям.
Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, выдают свидетельство для перевозки специального персонала, подтверждающее соответствие судна правилам в отношении судов, осуществляющих перевозки специального персонала.";
6) статью 27 дополнить пунктами 3 - 6 следующего содержания:
"3. Судовой билет маломерного полностью автономного судна может не находиться на борту судна и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предъявляется судовладельцем в электронном виде.
4. Маломерное полностью автономное судно не должно иметь судовую роль, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.
5. Предусмотренные пунктом 1 статьи 25 настоящего Кодекса судовой журнал, машинный журнал, радиожурнал и санитарный журнал полностью автономного судна ведутся владельцем полностью автономного судна в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
6. Предусмотренные настоящим Кодексом судовые документы могут не находиться на борту полностью автономного судна и предъявляются судовладельцем в электронном виде при осуществлении государственного портового контроля, предусмотренного статьей 79 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.";
7) пункт 7 статьи 33 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:
"9) автономные суда, которые используются для целей, предусмотренных статьей 2 настоящего Кодекса (за исключением перевозок пассажиров полностью автономными судами).";
8) в главе IV:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Глава IV. ЭКИПАЖ СУДНА. ВНЕШНИЙ ЭКИПАЖ АВТОНОМНОГО СУДНА. КАПИТАН СУДНА. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ";
б) в статье 52:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.
Полуавтономное судно имеет экипаж полуавтономного судна и внешний экипаж полуавтономного судна. Полностью автономное судно имеет только внешний экипаж автономного судна. В состав внешнего экипажа автономного судна входят внешний капитан автономного судна и специалисты по управлению автономными судами, удовлетворяющие требованиям настоящего Кодекса.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Экипаж маломерного судна, за исключением экипажа маломерного полностью автономного судна, может состоять из одного лица, являющегося судоводителем маломерного судна. Экипаж маломерного полностью автономного судна может состоять из одного лица, являющегося внешним судоводителем маломерного судна.";
дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Внешний капитан полуавтономного судна организует работу членов внешнего экипажа полуавтономного судна. Капитан полуавтономного судна в вопросах управления полуавтономным судном руководствуется рекомендациями внешнего капитана полуавтономного судна или члена внешнего экипажа полуавтономного судна, при этом окончательные решения по управлению полуавтономным судном принимает капитан полуавтономного судна.";
в) в статье 53:
наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 53. Минимальный состав экипажа судна, минимальный состав внешнего экипажа автономного судна";
абзац первый пункта 1 после слов "Каждое судно" дополнить словами ", за исключением полностью автономного судна,";
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Каждое автономное судно должно иметь внешний экипаж, члены которого имеют соответствующую квалификацию и численный состав которого достаточен для обеспечения безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения, выполнения требований к соблюдению рабочего времени, недопущения перегрузки членов внешнего экипажа работой.
Свидетельство о минимальном составе внешнего экипажа автономного судна выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";
г) статью 61 изложить в следующей редакции:
"Статья 61. Управление судном и другие обязанности капитана судна
1. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности мореплавания, защите морской среды от загрязнения, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
2. Управление автономным судном, в том числе судовождение, осуществляется в соответствии с положениями главы VI1 настоящего Кодекса.
3. Капитан судна, осуществляющего перевозку специального персонала, после получения от судовладельца информации о судне и сведений о лицах, относящихся к специальному персоналу (фамилии, имена, отчества (при наличии), гражданство, должности, даты и места рождения, виды и номера документов, удостоверяющих личность), составляет список, содержащий следующие информацию и сведения:
1) о судне:
название судна;
сведения об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией;
наименование судовладельца (для российских юридических лиц) или фамилия, имя, отчество (при наличии) судовладельца (для граждан Российской Федерации);
название государства, под флагом которого судну предоставлено право плавания;
позывной сигнал судна;
2) о лицах, относящихся к специальному персоналу в соответствии со статьей 731 настоящего Кодекса:
фамилии, имена, отчества (при наличии);
гражданство;
должности;
даты и места рождения;
виды и номера документов, удостоверяющих личность.
4. Информация и список, указанные в пункте 3 настоящей статьи, оформляются с использованием технических средств или от руки разборчивым почерком и заверяются подписью капитана судна и судовой печатью (при наличии).
5. Капитаном судна или уполномоченным им лицом не допускается к перевозке лицо, относящееся к специальному персоналу, не предъявившее документ, удостоверяющий личность, или предъявившее документ, не соответствующий сведениям, указанным в списке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, а также лицо, относящееся к специальному персоналу, находящееся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения.
6. Капитан судна вправе отказаться от перевозки лиц, относящихся к специальному персоналу, в случае, если число лиц, относящихся к специальному персоналу и требующих перевозки, превышает количество свободных мест, предусмотренных для размещения на судне таких лиц, а также в случае, если на судне недостаточно индивидуальных и (или) коллективных спасательных средств, необходимых для обеспечения безопасности таких лиц.";
д) в статье 62:
пункт 1 после слов "Капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";
в пункте 2 слова "капитан судна несет" заменить словами "капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна несут";
е) статью 63 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Внешний капитан полностью автономного судна после столкновения полностью автономного судна с другим судном обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа. Внешний капитан полностью автономного судна обязан, если это возможно, сообщить капитану другого судна название своего судна, порт его регистрации, а также порт отправления и порт назначения своего судна.";
ж) статью 73 изложить в следующей редакции:
"Статья 73. Возложение обязанностей капитана судна на старшего помощника капитана судна или члена экипажа судна
1. В случае смерти, болезни капитана судна или иной причины, препятствующей выполнению капитаном судна своих служебных обязанностей, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.
2. В случае смерти, болезни капитана полуавтономного судна или иной причины, препятствующей выполнению капитаном полуавтономного судна своих служебных обязанностей, обязанности капитана полуавтономного судна по решению владельца полуавтономного судна возлагаются на члена экипажа полуавтономного судна, имеющего необходимую для выполнения таких обязанностей квалификацию.
3. В случае смерти, болезни внешнего капитана автономного судна или иной причины, препятствующей выполнению внешним капитаном автономного судна своих служебных обязанностей, обязанности внешнего капитана автономного судна по решению владельца автономного судна возлагаются на члена внешнего экипажа автономного судна, имеющего необходимую для выполнения таких обязанностей квалификацию.";
з) дополнить параграфом 3 следующего содержания:
"§ 3. Специальный персонал
Статья 731. Специальный персонал
Под специальным персоналом в настоящем Кодексе понимаются лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами или членами экипажа судна. К специальному персоналу относятся:
1) должностные лица в связи с исполнением ими служебных обязанностей в пределах своих должностных полномочий в сфере пограничного, таможенного, санитарного, портового, транспортного и иного государственного контроля или надзора;
2) лица, участвующие в работах по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, обслуживанию искусственных островов, установок и сооружений, на которых не требуется постоянное присутствие персонала, в проведении строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, в спасательной операции, мероприятиях по охране водных объектов, подъему затонувшего имущества, в расследовании транспортных происшествий, научных исследованиях, лоцманской и ледокольной проводке;
3) лица, перевозимые на другие суда в целях смены экипажей этих судов или выполнения работ на этих судах, а также лица, перевозимые на автономные суда для выполнения работ на автономных судах, в том числе по обслуживанию автономных судов, и управления автономными судами.
Статья 732. Перевозка специального персонала
Перевозка специального персонала допускается на судне, имеющем свидетельство для перевозки специального персонала, подтверждающее соответствие этого судна правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса, в части требований к судам, осуществляющим перевозки специального персонала, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом в пределах полномочий, установленных пунктом 2 статьи 22 настоящего Кодекса, либо на судне, имеющем пассажирское свидетельство, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса.";
9) в пункте 1 статьи 90:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. В районах обязательной лоцманской проводки судов не допускается плавание судна без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";
б) в абзаце втором слова "Капитан судна, нарушивший" заменить словами "Капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна, нарушившие", слово "несет" заменить словом "несут";
10) в статье 91:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна может воспользоваться услугами лоцмана, если сочтет это необходимым.";
б) пункт 3 после слов "капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";
11) пункт 2 статьи 93 после слов "Капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";
12) пункт 1 статьи 94 после слов "Капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";
13) в статье 95:
а) наименование после слов "капитаном судна" дополнить словами "или внешним капитаном полностью автономного судна";
б) в пункте 1:
абзац первый дополнить предложением следующего содержания: "Внешний капитан полностью автономного судна заблаговременно обеспечивает предоставление лоцману точных данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию.";
абзац второй после слов "капитана судна" дополнить словами "либо от внешнего капитана полностью автономного судна";
в) в пункте 2 слова "капитан судна несет" заменить словами "капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна несут";
14) в статье 96 слова "капитан судна следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается" заменить словами "капитан судна и внешний капитан полностью автономного судна следуют разумным рекомендациям лоцмана и не вмешиваются";
15) дополнить главой VI1 следующего содержания:
"Глава VI1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОНОМНЫХ СУДОВ
Статья 1061. Управление автономным судном
1. В зависимости от типа автономного судна управление автономным судном (в том числе судовождение, обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения, взаимодействие с другими судами и их экипажами, с береговыми службами) осуществляется укомплектованными судовладельцем экипажем автономного судна и (или) внешним экипажем автономного судна в соответствии с правилами управления автономными судами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Требования к внешнему экипажу автономного судна устанавливаются указанными правилами управления автономными судами.
2. Владелец автономного судна может поручить организации, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), управление автономным судном. В этом случае внешний экипаж автономного судна укомплектовывается компетентной в области автономного судоходства организацией. Внешний экипаж компетентной в области автономного судоходства организации должен удовлетворять требованиям правил управления автономными судами, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. Владелец автономного судна обеспечивает осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном.
4. Осуществление управления судовыми устройствами, машинами и механизмами автономного судна в автоматическом режиме не снимает с судовладельца обязанности по обеспечению контроля за работой судовых устройств, машин и механизмов в целях обеспечения безопасного плавания автономного судна.
5. Владелец полностью автономного судна должен разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном, в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном. Указанный план действий должен включать мероприятия по взаимодействию с береговыми службами, поисковыми и аварийно-спасательными службами и должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.
6. В случае, если полностью автономное судно способно осуществлять плавание от места отправления до места назначения без непрерывного наблюдения внешним экипажем полностью автономного судна и обеспечить безопасность мореплавания и защиту морской среды от загрязнения, владелец такого полностью автономного судна освобождается от выполнения требований пункта 3 настоящей статьи.
7. Владелец автономного судна должен обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна и его мореходное состо