яние в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц.
Статья 1062. Обязанность владельца автономного судна в случае военных действий или иных случаях военной опасности
В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения автономного судна либо в районе, через который автономное судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности внешний капитан полностью автономного судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата автономного судна, находящихся на нем людей, документов, грузов и другого имущества, в том числе по поддержанию судна в мореходном состоянии.
Статья 1063. Представление интересов владельца автономного судна и грузовладельца
Интересы владельца автономного судна и грузовладельца представляются соответственно судовладельцем и грузовладельцем самостоятельно или уполномоченными ими лицами.
Статья 1064. Лоцманская проводка автономного судна
1. Владелец автономного судна должен обеспечить на автономном судне безопасные условия посадки и высадки лоцмана, а также доступ лоцмана к органам управления автономным судном. Если длительность лоцманской проводки автономного судна составляет более четырех часов, на автономном судне должно быть предусмотрено отдельное помещение для лоцмана, а также обеспечено бесплатное питание лоцману и его стажеру (при наличии). Лоцман поднимается на борт полностью автономного судна в сопровождении представителя владельца полностью автономного судна, имеющего соответствующую квалификацию по управлению судном, либо после подъема на борт судна представителя владельца полностью автономного судна. Лоцманское удостоверение лоцман предъявляет представителю владельца полностью автономного судна.
2. Лоцманская проводка полуавтономного судна осуществляется в соответствии с положениями главы VI настоящего Кодекса.
3. Лоцман не вправе без согласия внешнего капитана полностью автономного судна оставить полностью автономное судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в море или будет сменен другим лоцманом.
4. Присутствие на полностью автономном судне лоцмана не устраняет ответственность внешнего капитана полностью автономного судна за управление полностью автономным судном. Ответственность за вред, причиненный полностью автономному судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки полностью автономного судна, определяется в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса.
5. При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана внешний капитан полностью автономного судна в целях обеспечения безопасности мореплавания вправе отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка автономного судна является обязательной, внешний капитан полностью автономного судна должен потребовать заменить лоцмана.
Статья 1065. Внешний экипаж автономного судна
Дистанционное управление автономным судном, оказание помощи в управлении полуавтономным судном капитану полуавтономного судна и экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж автономного судна, в состав которого входят внешний капитан автономного судна и специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана морского судна вместимостью не менее чем 3000 и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы и профессиональной подготовке внешних капитанов автономных судов и специалистов по управлению автономными судами, порядок выдачи капитанами морских портов квалификационных свидетельств внешнего капитана автономного судна и квалификационных свидетельств специалиста по управлению автономными судами, формы указанных свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о дипломировании членов внешних экипажей автономных морских судов.
Статья 1066. Компетентная в области автономного судоходства организация
1. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь в своем распоряжении технические средства, необходимые для осуществления управления автономными судами, соответствующие требованиям к техническим средствам по управлению автономными судами, предусмотренным пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса, а также специалистов по управлению автономными судами, удовлетворяющих требованиям статьи 1065 настоящего Кодекса, и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям.
2. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь свидетельство, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, подтверждающее соответствие компетентной в области автономного судоходства организации требованиям настоящего Кодекса.
3. Компетентная в области автономного судоходства организация несет ответственность за вред, причиненный автономному судну или третьим лицам в результате ненадлежащего управления автономным судном.
Статья 1067. Ответственность за причинение вреда автономным судном
Владелец автономного судна, собственник автономного судна, компетентная в области автономного судоходства организация, осуществляющая управление автономным судном, производитель оборудования и разработчик программного обеспечения, предназначенных для обеспечения автономного судовождения, несут солидарную ответственность за причинение вреда третьим лицам, а также за причинение вреда морской среде вследствие эксплуатации автономного судна или в связи с эксплуатацией автономного судна.
Статья 1068. Правовой статус внешнего капитана автономного судна, члена внешнего экипажа автономного судна
1. Внешний капитан полуавтономного судна, член внешнего экипажа полуавтономного судна дают рекомендации капитану полуавтономного судна в части режимов работы судовых двигателей и рулевого устройства, маршрута движения полуавтономного судна или осуществляют дистанционное управление полуавтономным судном.
2. Внешний капитан полностью автономного судна при управлении полностью автономным судном является лицом, ответственным за управление полностью автономным судном, и выполняет все функции и обязанности, возложенные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации на капитана судна по управлению судном, обеспечению безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения.
3. Член внешнего экипажа автономного судна подчиняется внешнему капитану автономного судна и несет ответственность за выполнение функций по управлению автономным судном, возложенных на него внешним капитаном автономного судна.
Статья 1069. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном
1. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Владелец автономного судна, если иное не предусмотрено договором морской перевозки или настоящим Кодексом, несет ответственность за мореходное состояние автономного судна, безопасную перевозку груза и (или) пассажиров в соответствии с договором морской перевозки.
2. Перевозка пассажиров полностью автономными судами не допускается.";
16) в статье 117:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Договор морской перевозки груза заключается в письменной форме, в том числе в форме электронного документа (далее - электронный договор морской перевозки груза).";
б) пункт 2 после слов "коносаментом или" дополнить словами "коносаментом, сформированным в форме электронного документа (далее - электронный коносамент), либо";
в) дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Форматы и формы электронного договора морской перевозки груза и электронного коносамента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Электронный договор морской перевозки груза и электронный коносамент подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.
4. Электронный договор морской перевозки груза и электронный коносамент подлежат направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - государственная информационная система электронных перевозочных документов).
Порядок обмена электронными договорами морской перевозки груза и электронными коносаментами, сведениями, содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем, а также порядок направления электронных договоров морской перевозки груза и электронных коносаментов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов устанавливается Правительством Российской Федерации.";
17) пункт 1 статьи 124 после слов "укомплектовать его экипажем" дополнить словами "(за исключением полностью автономного судна)", дополнить предложением следующего содержания: "При перевозке груза на автономном судне перевозчик обязан укомплектовать внешний экипаж автономного судна для безопасного управления автономным судном.";
18) в статье 153:
а) в пункте 2 слова "капитан судна вправе выгрузить груз" заменить словами "перевозчик вправе выгрузить груз", слова "по мнению капитана судна" заменить словами "по мнению перевозчика";
б) в пункте 3 слова "капитан судна" заменить словом "перевозчик", слова "Капитан судна" заменить словом "Перевозчик";
19) в статье 203:
а) пункт 1 после слов "по укомплектованию судна экипажем" дополнить словами "(для автономного судна внешним экипажем)";
б) пункт 3 дополнить словами "(при наличии)";
20) статью 206 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Члены внешнего экипажа автономного судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению и распорядку работы. Для членов внешнего экипажа автономного судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.";
21) в статье 338 слова "Капитан судна имеет" заменить словами "Капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна имеет";
22) пункт 1 статьи 394 после слов "капитан судна" дополнить словами "или владелец полностью автономного судна";
23) пункт 1 статьи 399 после слов "капитан судна" дополнить словами "или владелец полностью автономного судна";
24) статью 400 изложить в следующей редакции:
"Статья 400. Составление акта о морском протесте
Морской протест подается капитаном судна либо на основании заявления капитана судна или внешнего капитана автономного судна судовладельцем при заходе судна в первый порт после инцидента или ряда происшествий одного и того же происхождения. Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, внешнего капитана полностью автономного судна или владельца автономного судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна либо на основании иных представленных владельцем автономного судна доказательств составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.".
Статья 3
Внести в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 30; 2011, № 15, ст. 2020; № 29, ст. 4294; 2012, № 18, ст. 2128; № 25, ст. 3268; № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4320; 2015, № 1, ст. 55; № 29, ст. 4356; 2016, № 27, ст. 4300; 2018, № 1, ст. 34; 2019, № 31, ст. 4453) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"автономное судно - самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме;
полуавтономное судно - судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем;
полностью автономное судно - судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту судна.";
2) статью 13 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Автономному судну наряду с названием или номером, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, присваивается уникальный идентификатор автономного судна, позволяющий определить национальную принадлежность автономного судна и его владельца. Формат уникального идентификатора автономного судна, порядок его присвоения и требования к его нанесению на корпус автономного судна устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";
3) статью 14 дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9. Предусмотренный подпунктом 8 пункта 1 настоящей статьи судовой журнал ведется владельцем полностью автономного судна в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Судовой журнал и иные предусмотренные настоящим Кодексом судовые документы могут не находиться на борту автономного судна и предъявляются владельцем полностью автономного судна в электронном виде при осуществлении государственного портового контроля, предусмотренного статьей 381 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.";
4) в статье 26:
а) в наименовании слово "судна" заменить словами "судна. Внешний экипаж автономного судна";
б) пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:
"Полуавтономное судно имеет экипаж полуавтономного судна и внешний экипаж полуавтономного судна. Полностью автономное судно имеет только внешний экипаж автономного судна. В состав внешнего экипажа автономного судна входят внешний капитан автономного судна и специалисты по управлению автономными судами, удовлетворяющие требованиям настоящего Кодекса.
Внешний капитан полуавтономного судна организует работу членов внешнего экипажа полуавтономного судна. Капитан полуавтономного судна в вопросах управления полуавтономным судном руководствуется рекомендациями внешнего капитана полуавтономного судна или члена внешнего экипажа полуавтономного судна, при этом окончательные решения по управлению полуавтономным судном принимает капитан полуавтономного судна.";
в) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Минимальный состав внешнего экипажа автономного судна устанавливается в соответствии с положением о минимальном составе внешнего экипажа автономного судна, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";
г) пункт 5 дополнить предложением следующего содержания: "Для полностью автономного судна судовая роль не составляется.";
д) пункт 6 дополнить предложением следующего содержания: "Маломерное полностью автономное судно имеет только внешний экипаж, который может состоять только из одного лица, являющегося специалистом по управлению автономными судами.";
5) в абзаце втором пункта 2 статьи 34 после слов "укомплектование экипажа судна" дополнить словами "(за исключением внешнего экипажа для полностью автономного судна)", слова "Судно не допускается" заменить словами "Судно (за исключением полностью автономного судна) не допускается", дополнить предложением следующего содержания: "Каждое автономное судно должно иметь внешний экипаж автономного судна в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.";
6) абзац четвертый пункта 2 статьи 35 после слов "плавучих объектов" дополнить словами ", правила классификации автономных судов, правила освидетельствования технических средств, предназначенных для обеспечения управления автономными судами,";
7) в статье 41:
а) абзац первый пункта 2 после слов "капитану судна" дополнить словами "или представителю владельца полностью автономного судна", после слов "Капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";
б) пункт 5 после слов "капитана судна" дополнить словами "или внешнего капитана полностью автономного судна", после слов "капитан судна" дополнить словами "или внешний капитан полностью автономного судна";
8) дополнить главой VI1 следующего содержания:
"Глава VI1. Особенности эксплуатации автономных судов
Статья 411. Управление автономным судном
1. В зависимости от типа автономного судна управление автономным судном (в том числе судовождение, обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности плавания и защиты водной среды, взаимодействие с другими судами и их экипажами, с береговыми службами) осуществляется укомплектованными владельцем автономного судна экипажем автономного судна и (или) внешним экипажем автономного судна в соответствии с правилами управления автономными судами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Требования к внешнему экипажу автономного судна устанавливаются указанными правилами управления автономными судами.
2. Владелец автономного судна может поручить организации, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), управление автономным судном. В этом случае внешний экипаж автономного судна укомплектовывается компетентной в области автономного судоходства организацией. Внешний экипаж компетентной в области автономного судоходства организации должен удовлетворять требованиям правил управления автономными судами, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. Владелец автономного судна обеспечивает осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном.
4. Осуществление управления судовыми устройствами, машинами и механизмами автономного судна в автоматическом режиме не снимает с судовладельца обязанности по обеспечению контроля за работой судовых устройств, машин и механизмов в целях обеспечения безопасного плавания автономного судна.
5. Владелец полностью автономного судна должен разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном, в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном. Указанный план действий должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.
6. В случае, если полностью автономное судно способно осуществлять пла