ии индивидуальных предпринимателей;
3) окончания срока действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, за исключением случая, если участником, осуществляющим деятельность на прилегающей территории, заключено несколько договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне на данной прилегающей территории.
18. При расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в связи с нарушением участником, осуществляющим деятельность на прилегающей территории, условий такого договора лицо, утратившее статус участника, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном таким договором.
19. Высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня наступления хотя бы одного из случаев, предусмотренных частью 17 настоящей статьи, вносит в реестр запись об исключении участника, осуществляющего деятельность на прилегающей территории, из реестра.
20. Высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации направляет выписку из реестра об исключении участника, осуществляющего деятельность на прилегающей территории, из реестра в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение рабочего дня, следующего за днем внесения в реестр соответствующей записи.
21. По соглашению сторон в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне могут быть внесены изменения в порядке, установленном настоящей статьей для заключения такого договора. При внесении изменений в такой договор оценка инвестиционной декларации не проводится.
22. Основаниями для отказа во внесении изменений в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне являются:
1) изменение цели инвестиционного проекта;
2) несоответствие инвестиционного проекта требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 191 настоящего Федерального закона.
23. Замена свидетельства о включении в реестр производится высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации в случае:
1) изменения наименования участника, осуществляющего деятельность на прилегающей территории, являющегося юридическим лицом, или изменения фамилии, имени, отчества участника, осуществляющего деятельность на прилегающей территории и являющегося индивидуальным предпринимателем;
2) установления неточностей (опечаток, ошибок) в указанном свидетельстве.
24. Выдача дубликата свидетельства о включении в реестр производится высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации в случае:
1) непригодности указанного свидетельства для использования;
2) утраты указанного свидетельства.
25. Высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня получения от участника, осуществляющего деятельность на прилегающей территории, заявления о замене свидетельства о включении в реестр или заявления о выдаче дубликата свидетельства о включении в реестр изготавливает новое свидетельство о включении в реестр или дубликат свидетельства о включении в реестр и направляет участнику, осуществляющему деятельность на прилегающей территории, или передает иным способом, свидетельствующим о дате получения указанных свидетельства или дубликата.
Статья 196. Осуществление мониторинга выполнения участником, осуществляющим деятельность на прилегающей территории, условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне
1. Высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мониторинг выполнения участником, осуществляющим деятельность на прилегающей территории, условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
2. Целью мониторинга выполнения участником, осуществляющим деятельность на прилегающей территории, условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне является обеспечение реализации инвестиционного проекта с соблюдением установленных таким договором условий.
3. Порядок осуществления мониторинга выполнения участником, осуществляющим деятельность на прилегающей территории, условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне устанавливается таким договором.
4. При установлении в ходе мониторинга выполнения участником, осуществляющим деятельность на прилегающей территории, условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне фактов нарушения им условий такого договора такой договор может быть досрочно расторгнут по соглашению сторон или по решению суда на основании заявления высшего исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
Глава 3. Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны
Статья 20. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободной экономической зоны
1. Применение на территории свободной экономической зоны таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
2. На территории свободной экономической зоны могут размещаться и использоваться иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары Евразийского экономического союза, не помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры.
3. Содержание и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяются правом Евразийского экономического союза.
4. Таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется на территории свободной экономической зоны на земельных участках, расположенных в свободной экономической зоне, которые находятся во владении, в том числе в аренде, у участников и на которых создана зона таможенного контроля, и (или) в границах водных участков, которые располагаются во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Донецкой Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и находятся во владении, в том числе в аренде, у участников и на которых создана зона таможенного контроля (далее - участок территории свободной экономической зоны, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны).
5. Решение о создании зоны таможенного контроля на участке территории свободной экономической зоны, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны принимается таможенным органом на основании составленного в произвольной форме заявления участника в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, при одновременном соблюдении участником следующих условий:
1) представление в таможенный орган обязательства о соблюдении условий использования товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с соблюдением определяемого в соответствии с частью 7 настоящей статьи срока перевозки и размещения иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на участке территории свободной экономической зоны, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны;
2) оборудование и обустройство участка территории свободной экономической зоны, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, для целей осуществления таможенного контроля с учетом положений частей 8 и 10 настоящей статьи.
6. Решение, указанное в части 5 настоящей статьи, должно содержать следующие сведения:
1) об участнике, во владении, в том числе в аренде, которого находится участок территории свободной экономической зоны, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, с указанием полного наименования организации - для юридического лица, фамилии, имени, отчества (при наличии) - для физического лица, идентификационного номера налогоплательщика, реквизитов свидетельства о включении в единый реестр;
2) о месте нахождения зоны таможенного контроля с указанием адреса участка территории свободной экономической зоны в пределах его места нахождения;
3) о границе зоны таможенного контроля и местах ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;
4) о средствах, используемых для обозначения границы зоны таможенного контроля;
5) о графическом отображении границы и территории зоны таможенного контроля.
7. Срок перевозки и размещения иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на участке территории свободной экономической зоны, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, - это интервал времени, необходимый для перевозки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, от места их нахождения при таможенном декларировании до участка территории свободной экономической зоны, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Указанный срок с согласия таможенного органа определяется лицом, имеющим право в соответствии с настоящим Федеральным законом помещать товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и (или) использовать товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в том числе с учетом вида транспорта, используемого при перевозке таких иностранных товаров. При этом срок перевозки и размещения таких иностранных товаров на участке территории свободной экономической зоны, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, не может превышать сроки, установленные пунктом 3 статьи 144 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Течение срока перевозки и размещения товаров начинается со дня, следующего за днем выпуска товаров, в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны.
8. Территория свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, должна быть обустроена и оборудована для осуществления таможенного контроля. В целях обеспечения эффективности осуществления таможенного контроля федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, устанавливает требования к обустройству и оборудованию территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, с учетом положений части 10 настоящей статьи.
9. Требования к оснащению зданий, сооружений, помещений, открытых площадок, расположенных на территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, техническими средствами таможенного контроля, инженерными, информационными, телекоммуникационными системами и средствами их обеспечения для целей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
10. Оборудование и обустройство зоны таможенного контроля в целях применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляются в соответствии со статьей 217 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если:
1) участником предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;
2) участник для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещает исключительно товары, являющиеся производственным, технологическим оборудованием, которое предназначено для использования этим участником и в соответствии с установленным порядком подлежит вводу в эксплуатацию, а также запасные части для такого оборудования;
3) участник обеспечивает таможенному органу доступ, в том числе удаленный, к сведениям, формируемым в автоматизированной системе учета в соответствии с частями 12 и 13 статьи 21 настоящего Федерального закона.
11. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Евразийского экономического союза, могут размещаться и использоваться только на участке территории свободной экономической зоны, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, за исключением случаев, установленных частью 25 настоящей статьи.
12. Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров (включая транспортные средства), ввозимых (ввезенных) на территорию свободной экономической зоны и вывозимых с территории свободной экономической зоны, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
13. Условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой определяются правом Евразийского экономического союза.
14. Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут быть помещены товары, предусмотренные в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, а также:
1) товары Евразийского экономического союза;
2) подакцизные товары;
3) товары, декларантом которых является участник, в отношении которого:
а) возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
б) начата процедура реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации юридического лица в форме преобразования), принято решение о ликвидации юридического лица или решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
в) судом или уполномоченным органом принято решение о приостановлении деятельности юридического лица;
г) в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлено действие разрешительного документа на осуществление определенного вида деятельности, если участник осуществляет только такой вид деятельности;
4) товары в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации.
15. Товары помещаются участником под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в целях исполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
16. Декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, может выступать только участник.
17. При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны участником или уполномоченным им лицом в таможенный орган представляется документ, подтверждающий включение лица в единый реестр или реестр и осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а также в установленных случаях дополнительно договор об оказании услуг при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. (В редакции Федерального закона от 22.06.2024 № 147-ФЗ)
18. В отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и предназначенных для совершения в отношении таких товаров операций по переработке (обработке), в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также по их ремонту, таможенный орган по заявлению декларанта проводит идентификацию таких товаров в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с учетом положений части 19 настоящей статьи.
19. В целях идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, используются способы идентификации, установленные пунктом 1 статьи 206 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Приемлемость заявленного способа идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, устанавливается таможенным органом с учетом характерных признаков товаров и совершения в отношении их операций, указанных в части 18 настоящей статьи. Если предложенный декларантом способ идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, таможенный орган не сочтет приемлемым, указанный орган самостоятельно вправе определить способ идентификации. Порядок проведения идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
20. Если в целях идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяется предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 206 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза способ идентификации путем исследования представленных документов, содержащих подробные сведения об использовании иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в технологическом процессе совершения операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также о технологии их производства, то идентификация иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, может осуществляться исходя из допущения, что товары одного наименования и одного классификационного кода в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и отраженные в бухгалтерском учете в более ранние сроки, первыми были использованы при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 205 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
21. Допущение, указанное в части 20 настоящей статьи, может применяться, если:
1) учетной политикой участника предусмотрено, что при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином их выбытии оценка указанных запасов производится по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);
2) иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободн