РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях
(Наименование в редакции Федерального закона от 22.06.2024 № 147-ФЗ)
Принят Государственной Думой 20 июня 2023 года
Одобрен Советом Федерации 21 июня 2023 года
(В редакции Федерального закона от 22.06.2024 № 147-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Донецкой Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации и прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области (далее - прилегающие территории), в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, строительной отрасли, туризма, здравоохранения, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, оказания государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на прилегающих территориях, а также повышения уровня и качества жизни граждан. (В редакции Федерального закона от 22.06.2024 № 147-ФЗ)
2. Функционирование свободной экономической зоны на прилегающих территориях регулируется настоящей статьей, пунктами 1, 4, 5, 7 и 8 статьи 2, статьями 3 и 4, пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 18, а также главами 21 и 3 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью - Федеральный закон от 22.06.2024 № 147-ФЗ)
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) свободная экономическая зона - территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, примыкающие к территориям Донецкой Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации и прилегающие территории, в пределах границ которых в соответствии с настоящим Федеральным законом действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны; (В редакции Федерального закона от 22.06.2024 № 147-ФЗ)
2) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление полномочий в сфере создания и функционирования свободной экономической зоны в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
3) управляющая компания - публично-правовая компания "Фонд развития территорий";
4) участник свободной экономической зоны (далее - участник) - индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией российское юридическое лицо, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона и включенные в единый реестр участников свободной экономической зоны (далее - единый реестр) или реестр участников свободной экономической зоны, осуществляющих деятельность на прилегающей территории (далее - реестр); (В редакции Федерального закона от 22.06.2024 № 147-ФЗ)
5) инвестиционный проект - ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений;
6) инвестиционный проект в сфере строительства - инвестиционный проект, реализуемый участником с учетом следующих особенностей:
а) одной из основных целей инвестиционного проекта является развитие территорий, в том числе городов и других населенных пунктов;
б) инвестиционный проект предусматривает осуществление капитальных вложений в создание и (или) реконструкцию объектов капитального строительства;
в) последующая эксплуатация созданных объектов капитального строительства не является обязательным условием реализации инвестиционного проекта;
7) капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, строительство, модернизацию объектов основных средств и на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений затраты на приобретение земельных участков, а также на приобретение легковых автомобилей и их обслуживание;
8) модернизация объектов основных средств - техническое перевооружение, дооборудование, в том числе реконструкция, капитальный ремонт и иные виды работ, которые приводят к улучшению экономических характеристик объектов основных средств и (или) появлению у них новых экономических характеристик.
Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях
(Наименование в редакции Федерального закона от 22.06.2024 № 147-ФЗ)
1. Отношения, связанные с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, регулируются правом Евразийского экономического союза, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 22.06.2024 № 147-ФЗ)
2. Отношения, связанные с функционированием свободной экономической зоны на прилегающих территориях, регулируются правом Евразийского экономического союза, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, отдельные территории которых определены как прилегающие территории в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 22.06.2024 № 147-ФЗ)
Глава 2. Свободная экономическая зона
Статья 4. Срок функционирования свободной экономической зоны
1. Свободная экономическая зона создается на срок до 31 декабря 2050 года. Срок функционирования свободной экономической зоны может быть продлен федеральным законом.
2. Функционирование свободной экономической зоны может быть прекращено досрочно федеральным законом, если это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 5. Органы управления свободной экономической зоной
Органами управления свободной экономической зоной являются уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и управляющая компания.
Статья 6. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:
1) обеспечивает взаимодействие управляющей компании с органами государственной власти и координацию их деятельности;
2) утверждает:
а) примерную форму договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
б) форму свидетельства о включении в единый реестр индивидуального предпринимателя, юридического лица;
в) типовую форму инвестиционной декларации;
3) определяет порядок ведения единого реестра, которым может быть в том числе определена информация об участнике, не подлежащая опубликованию;
4) ежегодно оценивает эффективность функционирования свободной экономической зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны;
5) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Управляющая компания
1. Управляющая компания осуществляет следующие полномочия:
1) осуществляет ведение единого реестра и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) заключает договоры об условиях деятельности в свободной экономической зоне или отказывает в заключении таких договоров;
3) выдает участнику свидетельство о включении в единый реестр;
4) предоставляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о включении участника в единый реестр и об исключении из него;
5) направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части документы либо их копии в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
6) осуществляет мониторинг выполнения участником условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
7) представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ежегодный отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны;
8) организует предоставление участнику земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта, в аренду, осуществляет передачу участнику в субаренду земельных участков, предоставленных управляющей компании в аренду;
9) осуществляет управление переданными ей объектами недвижимого и (или) движимого имущества, которые потенциально могут быть переданы участнику, реализующему инвестиционный проект на территории свободной экономической зоны;
10) может выступать в качестве застройщика объектов инфраструктуры свободной экономической зоны;
11) организует предоставление участникам, осуществляющим деятельность в свободной экономической зоне, услуг, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности (в том числе юридических услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета);
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. В соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также решениями уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти на управляющую компанию может быть возложена реализация отдельных мероприятий в сфере социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в рамках функционирования свободной экономической зоны.
Статья 8. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для функционирования свободной экономической зоны
1. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для функционирования свободной экономической зоны, осуществляется за счет средств федерального бюджета, доведенных до управляющей компании, а также внебюджетных источников финансирования.
2. Обязательства Российской Федерации по финансированию мероприятий, необходимых для функционирования свободной экономической зоны, могут исполняться посредством:
1) внесения взноса в уставный капитал управляющей компании, которая осуществляет финансирование мероприятий, необходимых для функционирования свободной экономической зоны;
2) предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, предоставленным участникам для реализации инвестиционных проектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) использования иных способов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 9. Информационное взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела
1. Направление договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне и свидетельств о включении в единый реестр, выданных участникам, а также сведений, указанных в пункте 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, при наличии технической возможности осуществляется в электронной форме в рамках информационного взаимодействия в автоматическом или автоматизированном режиме без направления запросов о предоставлении таких документов и сведений. Формат и структура предоставления указанных документов и сведений устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
2. Предоставление документов и сведений, не предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, в целях таможенного контроля осуществляется путем направления запросов о предоставлении таких документов и сведений, а также ответов на указанные запросы в форме электронных документов.
Статья 10. Осуществление предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне
1. В свободной экономической зоне может осуществляться предпринимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти могут быть определены виды деятельности, осуществление которых участниками в свободной экономической зоне не допускается.
3. В свободной экономической зоне могут осуществлять деятельность участники, а также иные лица, не являющиеся участниками.
4. Участник вправе реализовывать инвестиционный проект в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
5. К деятельности юридических лиц - участников и их филиалов, осуществляемой за пределами свободной экономической зоны и не связанной с реализацией инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется.
6. Участник реализует инвестиционный проект в свободной экономической зоне в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
7. Хозяйственная деятельность, не связанная с реализацией инвестиционного проекта, предусмотренного договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне, осуществляется участниками без применения особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, в том числе без применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
8. Право участника осуществлять предпринимательскую и иную деятельность с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне прекращается со дня внесения в единый реестр записи об исключении участника из указанного реестра.
Статья 11. Требования к лицу, намеревающемуся получить статус участника
1. Лицо, намеревающееся получить статус участника, должно быть зарегистрировано на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области либо иметь филиал на указанных территориях.
2. Лицо, намеревающееся получить статус участника, не должно осуществлять виды деятельности, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Порядок предоставления статуса участника
1. Лицо, намеревающееся получить статус участника, представляет в управляющую компанию заявление в письменной форме о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (далее - заявитель) с приложением следующих документов:
1) копии учредительного документа юридического лица (за исключением случая, если юридическое лицо действует на основании типового устава) и изменений, внесенных в учредительный документ (при наличии);
2) копия документа, подтверждающего факт создания филиала на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, в случае, если юридическое лицо зарегистрировано за пределами свободной экономической зоны и доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим такие сведения) ограничен;
3) инвестиционная декларация в соответствии с типовой формой, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Инвестиционная декларация должна содержать в том числе следующие сведения:
1) цель инвестиционного проекта;
2) виды деятельности;
3) технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта;
4) количество планируемых для создания рабочих мест, в том числе в первые три года реализации инвестиционного проекта, и размер средней заработной платы;
5) общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в сумме:
а) не менее одного миллиона рублей для лиц, намеревающихся реализовать инвестиционный проект в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг, в области информационных технологий, научных исследований и разработок;
б) не менее трех миллионов рублей для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;
в) не менее тридцати миллионов рублей для иных лиц;
6) график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта;
7) график получения предусмотренных нормативными правовыми актами заключений, согласований и (или