и муниципальной собственности и необходимые для реализации участником договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне либо обеспечения функционирования свободной экономической зоны, уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления предоставляются управляющей компании в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов на срок функционирования свободной экономической зоны в порядке и на условиях, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Условием использования таких земельных участков управляющей компанией наряду с иными требованиями, предусмотренными земельным законодательством, является обязанность использования земельных участков исключительно в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
8. Земельные участки, необходимые для реализации участником договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, передаются управляющей компанией участнику в аренду или субаренду без проведения торгов в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, на срок, не превышающий срока функционирования свободной экономической зоны, но не менее срока реализации участником свободной экономической зоны на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
9. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне договор аренды или субаренды земельного участка, предоставленного для реализации участником договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в соответствии с частью 8 настоящей статьи, подлежит расторжению по требованию управляющей компании.
10. Управляющая компания на основании соглашения с участником обеспечивает за его счет проведение мероприятий, связанных с предоставлением такому участнику земельного участка для реализации им договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Глава 21. Особенности функционирования свободной экономической зоны на прилегающих территориях
(Дополнение главой - Федеральный закон от 22.06.2024 № 147-ФЗ)
Статья 191. Порядок определения Правительством Российской Федерации прилегающих территорий
1. Решение Правительства Российской Федерации об определении прилегающих территорий, в границах которых применяется особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, принимается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации, которое предусматривает:
1) перечень земельных участков, в границах которых применяется особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на прилегающих территориях;
2) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых не применяется особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом.
2. Требования к осуществлению предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на прилегающих территориях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 192. Органы управления свободной экономической зоной на прилегающих территориях
1. Органами управления свободной экономической зоной на прилегающих территориях являются уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере функционирования свободной экономической зоны на прилегающих территориях (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере функционирования свободной экономической зоны на прилегающих территориях) и высшие исполнительные органы соответствующих субъектов Российской Федерации.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере функционирования свободной экономической зоны на прилегающих территориях осуществляет следующие полномочия:
1) ежегодно оценивает эффективность функционирования свободной экономической зоны на прилегающих территориях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на прилегающих территориях и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
1) определяет порядок ведения реестра;
2) устанавливает критерии и методику оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на прилегающей территории;
3) осуществляет ведение реестра и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) заключает договоры об условиях деятельности в свободной экономической зоне или отказывает в заключении таких договоров;
5) выдает участнику, осуществляющему деятельность на прилегающей территории, свидетельство о включении в реестр;
6) представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о включении участника, осуществляющего деятельность на прилегающей территории, в реестр и об исключении из реестра;
7) направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей части документы либо их копии в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
8) осуществляет мониторинг выполнения участником, осуществляющим деятельность на прилегающей территории, условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
9) представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере функционирования свободной экономической зоны на прилегающих территориях ежегодный отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на прилегающей территории;
10) утверждает:
а) примерную форму договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
б) форму свидетельства о включении в реестр индивидуального предпринимателя, юридического лица;
в) примерную форму инвестиционной декларации;
11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
4. По решению высшего исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации отдельные полномочия, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом, могут быть переданы органам исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 193. Информационное взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в свободной экономической зоне на прилегающих территориях
1. Направление договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне и свидетельств о включении в реестр, выданных участникам, осуществляющим деятельность на прилегающих территориях, а также сведений, указанных в пункте 6 части 3 статьи 192 настоящего Федерального закона, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, при наличии технической возможности осуществляется в электронной форме в рамках информационного взаимодействия в автоматическом или автоматизированном режиме без направления запросов о предоставлении таких документов и сведений. Формат и структура предоставления таких документов и сведений устанавливаются высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
2. Предоставление документов и сведений, не предусмотренных статьей 192 настоящего Федерального закона, в целях таможенного контроля осуществляется путем направления запросов о предоставлении таких документов и сведений, а также ответов на указанные запросы в форме электронных документов.
Статья 194. Осуществление предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на прилегающих территориях
1. В свободной экономической зоне на прилегающих территориях может осуществляться предпринимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. В свободной экономической зоне на прилегающей территории могут осуществлять деятельность участники, а также иные лица, не являющиеся участниками.
3. Участник, осуществляющий деятельность на прилегающей территории, вправе реализовывать инвестиционный проект в свободной экономической зоне на прилегающей территории с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на прилегающих территориях, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
4. К деятельности юридических лиц - участников, осуществляющих деятельность на прилегающей территории, и их филиалов, осуществляемой за пределами прилегающей территории и не связанной с реализацией инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на прилегающей территории, особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на прилегающих территориях, а также таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется.
5. Участник, осуществляющий деятельность на прилегающей территории, реализует инвестиционный проект в свободной экономической зоне на прилегающей территории в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
6. Хозяйственная деятельность, не связанная с реализацией инвестиционного проекта, предусмотренного договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне, осуществляется участниками, осуществляющими деятельность на прилегающих территориях, без применения особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на прилегающих территориях, в том числе без применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
7. Право участника, осуществляющего деятельность на прилегающей территории, осуществлять предпринимательскую и иную деятельность с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на прилегающих территориях прекращается со дня внесения в реестр записи о его исключении из реестра.
Статья 195. Порядок предоставления статуса участника
1. Лицо, намеревающееся получить статус участника (далее - претендент), должно быть зарегистрировано на прилегающей территории либо иметь филиал на прилегающей территории.
2. Претендент, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона, представляет в высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации заявление о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением следующих документов:
1) копии учредительного документа юридического лица (за исключением случая, если юридическое лицо действует на основании типового устава) и изменений, внесенных в учредительный документ (при наличии);
2) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации претендента в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
3) копия документа, подтверждающего факт создания филиала на прилегающей территории, в случае, если юридическое лицо зарегистрировано за пределами прилегающей территории;
4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
5) инвестиционная декларация в соответствии с примерной формой, утвержденной высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 части 3 статьи 192 настоящего Федерального закона.
3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, инвестиционная декларация должна содержать в том числе следующие сведения:
1) цель инвестиционного проекта;
2) общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта;
3) график осуществления ежегодного объема капитальных вложений, в том числе в первые три года реализации инвестиционного проекта;
4) количество создаваемых новых рабочих мест.
4. Инвестиционный проект, планируемый к реализации на прилегающей территории, наряду с целями, предусмотренными пунктом 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, для поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг может быть направлен на восстановление (сохранение) эксплуатационных свойств используемых претендентом объектов основных средств, включая их капитальный и текущий ремонт.
5. Сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, могут не содержаться в инвестиционной декларации в случае, если инвестиционный проект направлен на восстановление (сохранение) эксплуатационных свойств используемых претендентом объектов основных средств, включая их капитальный и текущий ремонт.
6. В день получения документов, указанных в части 2 настоящей статьи, высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации уведомляет претендента о принятии одного из следующих решений:
1) принятие документов к рассмотрению;
2) отказ в принятии документов к рассмотрению.
7. Решение об отказе в принятии документов к рассмотрению принимается только в случае непредставления лицом документов, указанных в части 2 настоящей статьи.
8. Высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты подачи претендентом документов, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляет рассмотрение представленных претендентом документов и проводит оценку инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на прилегающей территории в соответствии с критериями и методикой, которые установлены в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 192 настоящего Федерального закона, и на соответствие требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 191 настоящего Федерального закона.
9. Высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения представленных претендентом документов принимает решение о заключении с претендентом договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне или об отказе в заключении такого договора. В день принятия решения высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации направляет претенденту подписанный договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне или решение об отказе в заключении такого договора с указанием мотивированных оснований этого отказа.
10. Претендент в течение десяти рабочих дней со дня получения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, направленного высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации, подписывает такой договор и направляет его в высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации. Неподписание претендентом договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в указанный срок рассматривается как отказ в его заключении.
11. Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне заключается в соответствии с примерной формой, утвержденной высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 части 3 статьи 192 настоящего Федерального закона, и при необходимости может содержать дополнительные условия с учетом особенностей реализации инвестиционного проекта.
12. Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне вступает в силу со дня получения высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации подписанного претендентом такого договора.
13. В течение трех рабочих дней со дня вступления в силу договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне высший исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации вносит в реестр запись о включении претендента в реестр, а также направляет или передает иным способом, свидетельствующим о дате получения:
1) участнику, осуществляющему деятельность на прилегающей территории, свидетельство о включении в реестр;
2) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, выписку из реестра, содержащую информацию, предусмотренную настоящей частью, копию заключенного договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и копию свидетельства о включении в реестр;
3) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, выписку из реестра, содержащую информацию, предусмотренную настоящей частью, и копию заключенного договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
14. Лицо приобретает статус участника со дня внесения в реестр записи о его включении в реестр.
15. Решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне принимается в случае:
1) несоответствия претендента требованиям настоящего Федерального закона;
2) несоответствия инвестиционной декларации претендента требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 191 настоящего Федерального закона;
3) признания высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации по результатам оценки инвестиционной декларации, проведенной в соответствии с частью 8 настоящей статьи, инвестиционного проекта неэффективным.
16. Решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть обжаловано в судебном порядке.
17. Участник, осуществляющий деятельность на прилегающей территории, подлежит исключению из реестра в случае:
1) расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон или по решению суда, за исключением случая, если участником, осуществляющим деятельность на прилегающей территории, заключено несколько договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне на данной прилегающей территории;
2) прекращения деятельности участника, осуществляющего деятельность на прилегающей территории, в связи с ликвидацией юридического лица, его реорганизацией или исключением из единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации юридических лиц, в случае прекращения деятельности всех филиалов такого юридического лица, расположенных на прилегающей территории (при регистрации юридического лица за пределами прилегающей территории), либо в связи с прекращением физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или его исключением из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрац