сударствах российских периодических печатных изданий.
72. Следует особо отметить важность деятельности российских средств массовой информации в реализации гуманитарной политики России, формировании ее объективного восприятия за рубежом. Именно средства массовой информации, в первую очередь российские телеканалы и "новые медиа" (социальные сети, мессенджеры и блоги), являются наиболее эффективным инструментом "мягкой силы", способствующим популяризации российской культуры и продвижению русского языка за рубежом, а также обеспечивающим информационное сопровождение различных российских гуманитарных мероприятий.
73. Необходимо активно доносить до зарубежной аудитории информацию о существенных наработках российских компаний в области информационно-коммуникационных технологий, включая цифровое образование. Высокий уровень развития цифровых сервисов, предоставления услуг связи может оказать положительное влияние на формирование на международной арене представления о России как о цифровом государстве.
74. Широкое внедрение современных цифровых технологий создает новые возможности для освещения гуманитарной деятельности России за рубежом, предоставления зарубежной аудитории достоверной информации о нашей стране, позволяет гражданам других государств удаленно участвовать в различных культурных, научных и спортивных мероприятиях, проводимых в России, получать образование на русском языке и повышать свою квалификацию.
75. Расширение российского присутствия в сети "Интернет", активизация работы с русскоязычными пользователями и зарубежной аудиторией сети "Интернет" имеют существенное значение для популяризации отечественных достижений в гуманитарной сфере, развития диалога, повышения интереса к истории и культуре России. Продвижение за рубежом отечественных цифровых образовательных платформ и социальных сетей существенно повысит эффективность инструментов российской "цифровой дипломатии".
IV. Гуманитарное сотрудничество
Многостороннее гуманитарное сотрудничество
76. Важную роль в гуманитарном сотрудничестве играют многосторонние связи, в том числе участие России в деятельности международных организаций и ее взаимодействие с региональными интеграционными объединениями. Большое значение при этом имеет проведение многосторонних культурных, научных, образовательных и спортивных мероприятий, включая международные фестивали, конференции, симпозиумы, олимпиады, универсиады, чемпионаты и другие мероприятия.
77. Необходимо стремиться к расширению участия России на международно-правовой основе в многостороннем гуманитарном сотрудничестве, в том числе с учетом возможного присоединения к наиболее важным и отвечающим интересам страны международным договорам.
78. Одной из целей многостороннего гуманитарного сотрудничества с международными организациями является максимально эффективное использование их возможностей для оказания содействия культурно-гуманитарному развитию нашей страны, активизации обменов на всех уровнях, включая региональный, с учетом требований законодательства Российской Федерации.
79. При осуществлении многостороннего гуманитарного сотрудничества в области культуры, науки, образования, молодежной политики и спорта большое значение имеет продвижение на международной арене российских позиций при определении единых подходов к реализации гуманитарной политики в этих областях в многосторонних форматах, в том числе путем выработки общих правил, обмена передовыми практиками организации деятельности, внедрения лучшего российского опыта за рубежом и использования лучшего зарубежного опыта для содействия совершенствованию гуманитарной политики в России.
80. Российская Федерация как многонациональное и многоконфессиональное государство способствует установлению равноправного взаимовыгодного диалога и партнерства между культурами и религиями, в том числе последовательно проводит эту линию в рамках ООН, СНГ, ЮНЕСКО и других международных универсальных и региональных организаций.
81. Особое место в установлении равноправного взаимовыгодного диалога и партнерства между культурами и религиями принадлежит ООН и ее специализированным учреждениям. ООН играет фундаментальную роль в налаживании полноценного межцивилизационного диалога, направленного на достижение согласия между представителями различных культур, религий и конфессий.
82. Приоритетным направлением гуманитарной политики России является развитие многостороннего гуманитарного сотрудничества с государствами - участниками СНГ, которое осуществляется в соответствии с целями и задачами, определенными в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и плане основных мероприятий по ее реализации.
83. Основной задачей многостороннего гуманитарного сотрудничества с государствами - участниками СНГ является формирование единого культурного, образовательного и информационного пространства, сохранение многовековых духовных связей с народами этих государств, всестороннее развитие таких связей, поиск новых эффективных форм сотрудничества, укрепление исторически сложившихся позиций русского языка в этих государствах.
84. Многостороннее гуманитарное сотрудничество с государствами - участниками СНГ должно осуществляться в тесном взаимодействии с Советом по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. Следует способствовать развитию взаимодействия Фонда с другими международными институтами, занимающимися гуманитарной проблематикой.
85. Необходимо последовательно развивать взаимодействие с ЮНЕСКО, целью которой является содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры. Важно не допускать дальнейшей политизации этой Организации, исключая из ее повестки дня вопросы территориальной целостности и суверенитета, приводящие к возникновению конфликтного потенциала на этой важной международной площадке. В интересах сохранения традиционной для ЮНЕСКО атмосферы консенсуса, всеобщей вовлеченности, взаимного уважения и равноправного диалога следует решительно пресекать попытки продвижения отдельными государствами политически мотивированных и неуниверсальных инициатив, а также противодействовать безосновательному навязыванию обсуждения тематики прав человека в рамках этой Организации. Залогом широкого признания ведущей роли ЮНЕСКО в многостороннем культурном, образовательном и научном сотрудничестве является сохранение ее межправительственного характера, соблюдение положений Устава ЮНЕСКО, а также решений ее руководящих органов.
86. Следует добиваться совершенствования содержательного наполнения и форм деятельности ЮНЕСКО в Российской Федерации, расширения географии ее присутствия в России в целях поддержки отечественной культуры, науки и образования. Необходимо способствовать объединению российской общественности на основе ценностей, закрепленных в Уставе ЮНЕСКО, более активно задействовать интеллектуальный потенциал России в целях реализации задач гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.
87. Важно грамотно использовать возможности сотрудничества со Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Всемирной организацией здравоохранения, Детским фондом ООН, Программой ООН по окружающей среде, Международным советом по охране памятников и достопримечательных мест, Международным исследовательским центром по сохранению и реставрации культурных ценностей, Международным советом музеев, Международным советом архивов, Международным советом по музыке, Международным советом по танцу, Международным театральным институтом, Международной ассоциацией изобразительных искусств, Международной ассоциацией издателей и другими специализированными учреждениями ООН, организациями и структурами системы ООН, а также с межправительственными и неправительственными организациями, организациями и общественными объединениями иностранных государств, осуществляющими деятельность, направленную на развитие международного культурно-гуманитарного сотрудничества.
88. В целях расширения туристских связей необходимо в полной мере использовать потенциал заинтересованных организаций. При этом особое внимание следует уделять работе по развитию взаимовыгодного сотрудничества с соответствующими международными организациями, государственными органами и организациями иностранных государств для продвижения российских интересов в области туризма с учетом его значимой роли в сближении государств и регионов, налаживании гуманитарных и экономических связей.
89. В части, касающейся развития сотрудничества в области реагирования на чрезвычайные ситуации, большое значение имеют партнерские отношения с Международной организацией гражданской обороны.
90. Одним из приоритетов России остается взаимодействие с другими государствами в общеевропейском формате по вопросам, связанным с культурой, наукой, образованием, молодежной политикой и спортом. Следует активнее расширять участие России в отвечающих ее интересам международных договорах в области культуры, образования, и спорта.
91. Необходимо продолжать развивать многостороннее гуманитарное сотрудничество в рамках таких международных региональных организаций и объединений, как ШОС, Организация Черноморского экономического сотрудничества, диалоговое партнерство Россия - АСЕАН, форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество".
Двустороннее гуманитарное сотрудничество
92. Важную роль в гуманитарном сотрудничестве играют двусторонние связи. Россия проводит последовательную многовекторную гуманитарную политику за рубежом и готова развивать практику культурных, научных, образовательных и спортивных обменов со всеми государствами, ориентируясь на двусторонние международные договоры о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, туризма, молодежной политики, средств массовой информации. Политическая, экономическая ситуация, складывающаяся в том или ином государстве, не должна отражаться на развитии отношений в гуманитарной сфере. Россия в вопросах двустороннего гуманитарного сотрудничества открыта для всего мира. В то же время объем и формы двустороннего гуманитарного сотрудничества с разными государствами зависят от истории, традиций, географических факторов, уровня двусторонних отношений, состояния договорно-правовой базы, материальных и финансовых возможностей и заинтересованности участников такого сотрудничества.
93. Необходимо обеспечить проведение на равноправной и взаимовыгодной основе культурных обменов с партнерами России из государств "Группы двадцати". При этом следует добиваться реализации договоренностей, достигнутых в гуманитарной сфере в рамках этого формата, в том числе касающихся сохранения культурного и языкового многообразия, развития системы образования, соблюдения этики научных исследований.
94. Приоритетной задачей остается углубление двустороннего сотрудничества в области культуры, науки, образования, молодежной политики, спорта, туризма с государствами на постсоветском пространстве: с государствами - участниками СНГ, с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.10.2022 № 747)
95. При развитии гуманитарных и культурных связей с прибалтийскими государствами, а также с Молдавией и Грузией следует учитывать вопросы соблюдения прав русскоязычного населения в этих государствах.
96. Необходимо уделять особое внимание развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества со славянскими странами с учетом наших общих культурно-исторических традиций. Целесообразно всемерно содействовать сотрудничеству, осуществляемому в рамках общественных организаций, в частности Форума славянских культур.
97. Одним из направлений двустороннего гуманитарного сотрудничества является сохранение участия России в системе европейского культурного взаимодействия. Необходимо поддерживать сбалансированное взаимовыгодное двустороннее гуманитарное сотрудничество с западноевропейскими государствами, а также способствовать расширению российского культурного присутствия в центрально- и восточноевропейском регионах с учетом готовности к этому государств регионов.
98. В целях развития двустороннего гуманитарного сотрудничества следует активно использовать потенциал многочисленной российской диаспоры для популяризации за рубежом отечественной культуры, науки, образования, спорта, туризма, а также для формирования объективного представления об истории и современной жизни России.
99. Следует расширять двустороннее гуманитарное сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе по линии регионального партнерства) с учетом их возрастающей роли в современных международных отношениях и наличия в этих странах развитой культурной инфраструктуры.
100. Особое значение имеет традиционное и все более динамично развивающееся двустороннее гуманитарное сотрудничество с Китаем. Необходимо продолжать последовательную работу по выведению на новый уровень взаимодействия с Индией. Широкие перспективы у потенциала гуманитарной дипломатии в отношениях с Японией с учетом большого спроса на русскую культуру в японском обществе. Требуются серьезные усилия для дальнейшей активизации двустороннего гуманитарного сотрудничества с Вьетнамом, Лаосом, Монголией, значительная часть политической элиты и творческой интеллигенции которых получила образование в нашей стране и продолжает ориентироваться на российские духовные ценности. Хорошие перспективы имеет практика привлечения в Россию молодежи из азиатских стран в целях получения высшего образования. Весомый потенциал имеет двустороннее сотрудничество в области спорта, в том числе в части, касающейся предоставления командам из азиатских стран площадок для проведения сборов и тренировок по зимним видам спорта.
101. В отношении государств Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки следует стремиться к повышению уровня гуманитарного сотрудничества с ними и культурного присутствия в них России с учетом взаимных интересов, материальных и финансовых возможностей. Важное место в развитии связей с государствами этих регионов занимают культурные и образовательные обмены, расширение практики подготовки иностранных специалистов по российским образовательным стандартам, сотрудничество в области спорта, особенно в части, касающейся обмена опытом проведения крупных спортивных мероприятий, противодействия политизации спорта. Значительный потенциал существует также для развития сотрудничества с этими государствами в области туризма.
102. Особого внимания требует развитие двустороннего гуманитарного сотрудничества с Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Ираком, Ливаном, Ливией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией, Сирией, Ираном, Афганистаном, а также с Государством Палестина.
103. Широкие возможности имеются для развития двустороннего гуманитарного сотрудничества с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Мексикой, Никарагуа, Парагваем, Уругваем и Чили.
V. Межкультурный и межрелигиозный диалог
104. Многовековая история гармоничного сосуществования в нашей стране различных народов, этнических групп и вероисповеданий, сохранение обычаев и традиций многонационального народа Российской Федерации являются важнейшими цивилизационными достижениями, имеющими большое значение для решения задач по обеспечению стабильности в мировом сообществе.
105. Российское государство создавалось как единение народов. Благодаря многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировалось уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм.
106. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всего многонационального народа Российской Федерации.
107. Россия активно поддерживает развитие межкультурного и межрелигиозного диалога как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Особое место в развитии такого диалога занимает религия.
108. Международное межконфессиональное сотрудничество Русской православной церкви, российских исламских организаций и других организаций, представляющих традиционные для нашей страны конфессии (в том числе в части, касающейся организации культурно-просветительских мероприятий за рубежом), вносит существенный вклад в установление и развитие духовных связей между людьми и народами.
109. Участие представителей традиционных для нашей страны конфессий в международных гуманитарных мероприятиях, проводимых в рамках ЮНЕСКО, Совета ООН по правам человека, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, способствует развитию межрелигиозного диалога, укреплению взаимопонимания и уважения, распространению уникального российского опыта совместной работы представителей разных конфессий в гуманитарной сфере.
110. Большое значение для развития межкультурного и межрелигиозного диалога имеет реализация уникального по формату проекта "Дни России в зарубежных странах с включением мероприятий духовного характера", который позволяет демонстрировать достижения российской культуры и богатейшее духовное наследие нашей страны. Работа в рамках реализации этого проекта открывает новые возможности для популяризации богатейшего исторического и культурного наследия России, создает благоприятный фон для осуществления внешнеполитической деятельности, акцентирует внимание на важности морально-нравственных основ политики, необходимости объединения усилий в борьбе с религиозной нетерпимостью, результатом которой нередко становится варварское уничтожение культурного наследия.
VI. Формирование и основные механизмы реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом
111. Президент Российской Федерации определяет основные направления гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.
112. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий проводят работу по законодательному обеспечению реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, а также способствуют выполнению задач парламентской дипломатии.
113. Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.
114. Министерство иностранных дел Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации предложения о направлениях гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, осуществляет реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации в сфере гуманитарной политики, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и международных связей субъектов Российской Федерации в этой сфере.
115. Иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также заинтересованные организации осуществляют деятельность в сфере гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом в соответствии с принципом единства внешней политики Российской Федерации при координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации.
116. Большое значение при реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом имеет деятельность российских загранучреждений.
117. Настоящая Концепция служит основой для разработки государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, межотраслевых и отраслевых программ и проектов, программ в сфере международного межрегионального и приграничного сотрудничества, направлеенных на укрепление международного авторитета России, формирование объективного восприятия нашей страны за рубежом, обеспечение ее долгосрочных интересов.
____________________