УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом
(В редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.10.2022 № 747)
В целях определения задач и основных направлений гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
5 сентября 2022 года
№ 611
УТВЕРЖДЕНАУказом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. № 611
КОНЦЕПЦИЯгуманитарной политики Российской Федерации за рубежом
(В редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.10.2022 № 747)
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.
2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. № 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере гуманитарной политики.
3. Настоящая Концепция дополняет и развивает положения Основных направлений политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, учитывает основные положения документов стратегического планирования Российской Федерации, затрагивающих вопросы международных отношений Российской Федерации.
4. В современном мире повышенное внимание уделяется роли человека и человеческого капитала, вследствие чего социально-гуманитарный потенциал активно используется в различных областях международных отношений и мировой политики, включая культуру, науку, образование, спорт и туризм. Деятельность в этих областях направлена на укрепление сотрудничества, взаимного доверия, развитие человеческого капитала, что приобретает особую значимость в период трансформации мировой политической системы. При реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом необходимо учитывать взаимосвязанный и взаимозависимый характер современных международных отношений.
5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Ее уникальность демонстрировали миру не только труды выдающихся представителей литературы, музыки и науки, таких как Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский и Д.Д.Шостакович, Д.И.Менделеев и И.В.Курчатов, но и богатое культурное и духовное наследие многонационального народа России.
6. Несмотря на сложный исторический путь России, ее культура всегда объединяла российский народ. Накопленный веками исторический опыт, богатейшее культурное наследие и духовный потенциал России позволили ей занять особое место в мировом культурном пространстве и создали возможности для успешного продвижения за рубежом традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также лучших отечественных достижений в области культуры, науки, образования, спорта и информационно-коммуникационных технологий.
7. Уникальное географическое положение России предопределило синтез европейского и азиатского начал в культуре ее многонационального народа. Важным элементом формирования ценностных основ жизни российского общества, ее культурного своеобразия и национального менталитета стал общинный характер развития, выразившийся в том числе в стремлении как каждого человека, так и всего общества к социальной справедливости и реализации долгосрочных целей. Кроме того, многовековое мирное сосуществование на одной территории различных народов и религиозных групп способствовало развитию и взаимообогащению культур, уважению обычаев и традиций, терпимости к различным верованиям, инакомыслию, а также пониманию неприемлемости навязывания ценностей извне.
8. Гуманитарная политика Российской Федерации за рубежом является неотъемлемой частью внешней политики Российской Федерации. Особую роль в гуманитарной сфере играет культура как эффективный инструмент сглаживания противоречий между государствами и формирования объединительной международной повестки дня.
9. На мировой арене продолжает усиливаться борьба за культурное влияние с широким вовлечением в нее новых центров силы. Глобализация по-прежнему не только способствует взаимообогащению национальных культур, но и ставит под угрозу культурную самобытность стран и народов. В связи с этим при реализации настоящей Концепции следует учитывать увеличение количества попыток принизить значимость российской культуры и российских гуманитарных проектов, распространить и навязать искаженную трактовку истинных целей России по ознакомлению мировой общественности с ее культурным наследием и достижениями в различных гуманитарных областях, дискредитировать Русский мир, его традиции и идеалы, подменяя их псевдоценностями.
10. Кризис существующего миропорядка, многочисленные грубые нарушения прав человека, участившиеся случаи игнорирования Устава Организации Объединенных Наций (ООН), попытки политизации гуманитарной сферы и ее использования в качестве инструмента давления на государства и отдельных лиц, в том числе путем спекуляции на их гражданской, национальной и религиозной принадлежности, угрожают глобальной безопасности и действующим международно-правовым механизмам защиты прав человека.
11. На этом фоне особую актуальность приобретают многосторонние усилия и действия отдельных государств по укреплению системных основ международных отношений, прежде всего по обеспечению неукоснительного соблюдения Устава ООН. Российская Федерация исходит из того, что формирование международным сообществом политики в гуманитарной сфере и в области защиты прав человека должно осуществляться коллективно, с учетом мнения всех заинтересованных государств, многообразия цивилизаций и культур, традиций и особенностей исторического развития. Одним из приоритетов России в международных отношениях является отстаивание в рамках международных универсальных и региональных организаций значимости общечеловеческих ценностей и международного гуманитарного сотрудничества.
12. Духовно-культурный фундамент Российской Федерации будет способствовать упрочению позиций нашей страны на международной арене и достижению долгосрочных целей ее устойчивого развития.
II. Национальные интересы Российской Федерации вгуманитарной сфере за рубежом.
Цели, задачи и принципы гуманитарной политикиРоссийской Федерации за рубежом
13. Национальными интересами Российской Федерации в гуманитарной сфере за рубежом являются:
1) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
2) ознакомление мировой общественности с историческим и культурным наследием многонационального народа Российской Федерации и его достижениями;
3) взаимообогащение культур народов Российской Федерации и иностранных государств, в том числе повышение доступности российского и мирового культурного достояния;
4) развитие международного гуманитарного сотрудничества на справедливой, взаимной, открытой и недискриминационной основе.
14. Целями гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом являются формирование и укрепление объективного восприятия нашей страны в мире, содействие пониманию исторического пути, роли и места России в мировой истории и культуре, расширение контактов между людьми.
15. Задачами гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом являются:
1) формирование представления о России как о государстве, которое бережно сохраняет свою богатую историю и культурное наследие, традиционные духовно-нравственные ценности и в котором динамично развивается социально-культурная жизнь в условиях свободы литературного, художественного и других видов творчества, плюрализма мнений, отсутствия цензурных ограничений;
2) защита, сохранение и продвижение традиций и идеалов, присущих Русскому миру;
3) продвижение преимуществ федеративного устройства Российского государства, в котором признается равное достоинство культур всех народов, проживающих на его территории;
4) усиление роли, значения и конкурентоспособности русского языка в современном мире;
5) популяризация отечественных достижений в области культуры, науки, образования, спорта, информационно-коммуникационных технологий;
6) повышение конкурентоспособности отечественного образования и использование его потенциала для расширения российского гуманитарного влияния в мире;
7) развитие международного сотрудничества в области культуры, науки, образования, спорта и туризма;
8) повышение туристской привлекательности России для иностранных граждан;
9) поощрение международного молодежного сотрудничества, в том числе в культурной, научной и спортивной областях;
10) расширение использования инновационных технологий в информационном сопровождении реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.
16. Принципами гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом являются:
1) единство системы конституционных ценностей, которые характеризуют Россию как социально ориентированное государство, формирующее условия для всестороннего развития личности, реализации ее творческого потенциала, продвижения традиционных духовно-нравственных ценностей;
2) партнерство, заключающееся в реализации участниками международного гуманитарного сотрудничества совместных проектов, основанных на объединении ресурсов и координации деятельности в целях повышения эффективности такого сотрудничества;
3) невмешательство во внутренние дела других государств;
4) координация, предусматривающая открытость участников международного гуманитарного сотрудничества и их готовность учитывать интересы иных игроков на мировой арене.
III. Основные направления гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом
Формирование объективного восприятия Российской Федерации за рубежом, продвижение традиционных российских духовно-нравственных ценностей
17. В целях эффективного продвижения на мировой арене национальных интересов Российской Федерации в гуманитарной сфере необходимо активно добиваться формирования объективного восприятия России за рубежом с учетом следующих аспектов, влияющих на такое восприятие:
1) совокупность позитивных общепонятных культурных кодов, ассоциирующихся с Россией у международного сообщества;
2) поддержка в России традиционных духовно-нравственных ценностей;
3) наиболее значимые достижения отечественной науки и техники;
4) наиболее значимые события мировой истории, участником которых являлась Россия и которые демонстрируют освободительную, просветительскую и первопроходческую миссии нашей страны;
5) оказание Россией другим государствам помощи в чрезвычайных ситуациях;
6) реализация проектов в сфере содействия международному развитию;
7) развитие российского общества, включая наиболее успешные социально-гуманитарные проекты государства, направленные на повышение доступности образования и здравоохранения, поддержку материнства и детства, молодых семей, а также малообеспеченных и других социально незащищенных слоев населения;
8) высокое качество российского образования и наличие доступных для иностранных граждан образовательных программ, включая образовательные обмены;
9) выдающиеся российские спортивные достижения, наличие возможностей для развития международного сотрудничества в области спорта, а также открытость России такому сотрудничеству.
18. Успешное формирование объективного восприятия Российской Федерации за рубежом требует применения комплексного подхода к информационному сопровождению всех значимых событий, происходящих в нашей стране, и международных мероприятий с ее участием (подготовка зарубежной аудитории к объективному восприятию такого события или мероприятия, освещение непосредственно самого события или мероприятия, продолжение работы в информационном пространстве по итогам события или мероприятия).
19. Важно регулярно доводить до максимально широкой целевой зарубежной аудитории достоверную информацию о том, чем живет российское общество, чем гордится, какие ценности защищает. При этом следует учитывать растущий в мире запрос на традиционные ценности, в первую очередь семейные, обусловленный агрессивным насаждением рядом государств неолиберальных взглядов. Российское государство за рубежом все больше воспринимается как хранитель и защитник традиционных духовно-нравственных ценностей, духовного наследия мировой цивилизации (приоритет духовного над материальным, защита прав и свобод человека, семья, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие). Российскому менталитету присущи взаимопомощь, коллективизм, вера в добро и справедливость. Наряду с приверженностью традиционным духовно-нравственным ценностям, в российском обществе на протяжении тысячелетней истории нашей страны формировалось уважение к чужой культуре, вере, обычаям.
20. Россия оказывает помощь иностранным государствам, пострадавшим от стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических актов, стремится повышать эффективность деятельности в области чрезвычайного гуманитарного реагирования за рубежом, укреплять потенциал в области реагирования на кризисные ситуации. Наша страна поддерживает создание эффективных форматов взаимодействия в указанной области под эгидой ООН и других международных универсальных и региональных организаций, а также обмен передовым опытом по этим вопросам. Широкое информирование мировой общественности о деятельности России по оказанию помощи иностранным государствам в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций будет способствовать усилению позиций нашей страны как одного из влиятельных центров современного многополярного мира, формированию ее объективного восприятия за рубежом, укреплению взаимовыгодного международного гуманитарного сотрудничества.
21. Россия привержена принципам равенства, справедливости, невмешательства во внутренние дела других государств, готова к взаимовыгодному сотрудничеству без предварительных условий, признает национальную и культурную идентичность, традиционные духовно-нравственные ценности величайшими достижениями человечества и видит их основой для последующего благополучного развития человеческой цивилизации.
Поддержка и продвижение русского языка в качестве языка международного общения за рубежом
22. Русский язык занимает важное место среди языков мира и является одной из самых развитых, богатых и востребованных языковых систем вследствие общемировой значимости российской культуры. Это подтверждается тем, что русский язык является официальным или рабочим языком международных универсальных и региональных организаций, таких как ООН, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийский экономический союз, Содружество Независимых Государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и другие. Следует активно продвигать принцип многоязычия в деятельности международных универсальных и региональных организаций, включая сохранение и расширение использования русского языка.
23. Поддержка и продвижение русского языка являются ключевыми элементами гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом и способствуют формированию положительного отношения к нашей стране в мире, ускорению ее научно-технологического и социально-экономического развития, привлечению высококвалифицированных специалистов, созданию условий для обеспечения межнационального согласия, а также возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
24. Поддержка и продвижение русского языка - неотъемлемая часть просветительской миссии Российской Федерации за рубежом, важнейший инструмент политико-экономического, культурно-гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества нашей страны с иностранными государствами.
25. Русский язык является универсальным средством общения многонационального российского народа. Важную роль играет доступность образования на русском языке как в нашей стране, так и за рубежом.
26. Прочные позиции русский язык занимает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Продвижение за рубежом различных защищенных онлайн-технологий, в которых используется русский язык, будет способствовать формированию благоприятной среды для развития человека, обеспечению гармоничного становления будущих поколений. Все большее значение приобретают разработки русскоязычных интернет-платформ и онлайн-сервисов для общения и обучения. Важным и актуальным направлением в этой области является взаимодействие с использованием средств массовой информации, в том числе "новых медиа" (социальных сетей, мессенджеров и блогов), как эффективного инструмента "мягкой силы".
27. Накоплен положительный опыт в области преподавания русского языка как иностранного, а также методического и методологического сопровождения зарубежных школ, в которых осуществляется обучение русскому языку. Особое внимание уделяется проведению образовательных и культурных мероприятий, таких как олимпиады по русскому языку и русской литературе (классической и современной), мастер-классы на русском языке по музыке, живописи, балету, шахматам, зодчеству, математике, программированию (области, в которых россияне традиционно занимают лидирующие позиции).
28. Необходимо развивать сотрудничество с иностранными партнерами в области книгоиздания и библиотечной деятельности, обеспечивать российское участие в международных и национальных книжных выставках и ярмарках, поддерживать организацию переводов на иностранные языки произведений русской литературы.
Продвижение российской культуры за рубежом
29. Для целей настоящей Концепции культура рассматривается в качестве инструмента достижения взаимопонимания и сглаживания противоречий между государствами и народами.
30. Российская культура является важнейшей неотъемлемой частью мировой культуры. В качестве инструмента "мягкой силы" она способствует укреплению международного авторитета России, формированию ее объективного восприятия за рубежом и нейтрализации антироссийских настроений политико-идеологического происхождения. Международное культурно-гуманитарное сотрудничество призвано создавать благоприятные условия для реализации внешнеполитических задач и наряду с этим способствовать налаживанию конструктивного диалога, преодолению разногласий с иностранными партнерами.
31. В Российской Федерации культура является уникальным наследием ее многонационального народа. Россия ориентирована на взаимообогащение культур населяющих ее народов и готова делиться своим опытом с иностранными партнерами. При этом иностранным партнерам предоставлена возможность освещать свою национальную культуру в России и на площадках российских загранучреждений, что способствует не только ознакомлению российской общественности с культурными ценностями других государств и народов, но и формированию объективного восприятия России как дружественного и демократического государства, открытого для взаимодействия с культурами других народов.
32. Для всех заинтересованных иностранных партнеров обеспечиваются равные ус