ловия доступа к российской культуре с учетом соблюдения ими законодательства Российской Федерации. Большое значение при этом имеет работа, осуществляемая учрежденными в соответствии с международными договорами Российской Федерации российскими информационно-культурными центрами за рубежом и информационно-культурными центрами иностранных государств в России.
33. Прочной основой для продвижения российской культуры за рубежом является практика подготовки и реализации комплексных масштабных проектов в рамках "перекрестных" годов Российской Федерации с другими государствами и международного проекта "Русские сезоны". Весомый вклад в реализацию гуманитарной политики Российской Федерации вносит организация празднования за рубежом российских юбилейных и памятных дат, дней культуры России и других значимых для нашей страны событий, осуществление взаимных поездок деятелей культуры в целях развития творческих контактов, обмена опытом, участия в конференциях, симпозиумах и иных тематических мероприятиях.
34. Серьезным преимуществом многогранной отечественной культуры является возможность максимально широко представлять за рубежом выдающиеся образцы музыкального, театрального (в том числе оперного, балетного и драматического), циркового и эстрадного искусства, а также песенного и танцевального творчества народов России. В целях расширения присутствия Российской Федерации в мировом кинематографе необходимо продвигать на зарубежные рынки лучшие отечественные кинофильмы, содействовать проведению за рубежом фестивалей российского кино, участию российских кинематографистов в международных кинофестивалях, совместному кинопроизводству и сотрудничеству в иных формах.
35. Участие в международных книжных ярмарках, содействие привлечению иностранных партнеров к литературным, библиотечным и книжным форумам, проходящим в России, поддержка зарубежных библиотек, предлагающих своим читателям российские издания, перевод лучших произведений российских авторов на иностранные языки будут способствовать укреплению международных гуманитарных связей и высокой оценке за рубежом вклада России в мировое литературное наследие.
36. Необходимо создавать условия для открытого диалога и обмена опытом между специалистами в области культуры, представителями органов государственной власти, политическими деятелями, представителями бизнеса разных стран в целях широкого обсуждения на международных площадках проблем и тенденций развития мировой и российской культурной жизни. Организация комфортного пространства для общения и сотрудничества деятелей культуры, потенциальных партнеров и инвесторов становится важной задачей в контексте взаимообогащения культур и дальнейшей интеграции России в мировое культурное пространство.
Продвижение российской науки и образования за рубежом
37. Основным направлением гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом в области науки и образования является повышение конкурентоспособности российского образования, научных исследований и разработок, продвижение их на мировом рынке.
38. Необходимо активно использовать достижения в научно-технической сфере и инновационные разработки, освещать роль российских ученых в развитии мировой академической науки в целях укрепления объективного восприятия нашей страны в мире.
39. Важно добиваться признания российских научно-образовательных проектов в международном образовательном пространстве, способствовать продвижению российских образовательных услуг на мировом рынке, расширению сети русских школ за рубежом, увеличению объемов подготовки иностранных специалистов в российских образовательных организациях высшего образования, в том числе на некоммерческой основе, повышению привлекательности российского образования. Особого внимания требует усиление роли российских образовательных организаций высшего образования в рамках сетевых образовательных проектов (Сетевого университета СНГ, Сетевого университета БРИКС, Университета ШОС и других).
40. Необходимо продолжать международное взаимодействие по линии образовательных сетей ЮНЕСКО, включая ассоциированные школы ЮНЕСКО, Межправительственную программу всемирного межвузовского сотрудничества и академической мобильности (ЮНИТВИН) и Всемирную сеть институтов профессионально-технического образования и подготовки кадров (ЮНЕВОК).
41. Возрастает потребность в содействии установлению и поддержанию двусторонних связей между образовательными организациями высшего образования Российской Федерации и иностранных государств путем реализации совместных проектов, обмена специалистами, учеными, преподавателями, обучающимися, а также научной и методической литературой, информационными материалами.
42. Одной из перспективных форм продвижения российского образования на мировом рынке образовательных услуг является создание в лицензированных за рубежом иностранных образовательных организациях отделений, в которых осуществляется обучение на русском языке и по российским стандартам высшего образования. Актуальным становится продвижение, распространение и масштабирование практики реализации программ двойного диплома, создание совместных с иностранными государствами образовательных организаций высшего образования на их территориях, организация совместных подготовительных курсов, открытие филиалов российских образовательных организаций высшего образования за рубежом.
43. Важно обеспечивать проведение в России научных форумов, конференций, симпозиумов, семинаров, повышение академической мобильности обучающихся, научных и педагогических работников, их участие в зарубежных научных мероприятиях, программах, проектах и исследованиях, в обменных программах научных институтов, а также привлечение талантливых молодых ученых, студентов и школьников к участию в международных конкурсах и олимпиадах.
44. С учетом передового мирового опыта необходимо повышать интерес иностранной молодежи к получению образования в России, в том числе путем предоставления грантов, разработки и реализации соответствующих образовательных программ, а также посредством использования потенциала некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в иностранных государствах, сотрудничество с которыми отвечает национальным интересам Российской Федерации.
45. Важной составляющей продвижения российского образования и науки за рубежом является взаимодействие с выпускниками российских образовательных организаций высшего образования - гражданами иностранных государств, которые составляют политическую и интеллектуальную элиту этих государств.
46. Особое внимание следует уделять организации информационно-аналитического сопровождения продвижения российских образовательных услуг и научно-исследовательских программ за рубежом, включающего в себя комплекс мероприятий по информированию иностранных граждан через российские загранучреждения, представительства российских информационных агентств, находящиеся в иностранных государствах, сотрудничество с которыми отвечает национальным интересам Российской Федерации, а также через медиаресурсы и социальные сети о возможности получения качественного высшего образования в России и о достижениях отечественных ученых.
Международное сотрудничество в области физической культуры и спорта
47. Достижение взаимопонимания, выражение доброй воли и установление контактов между людьми неразрывно связаны с международным сотрудничеством в области физической культуры и спорта, которое способствует укреплению межкультурного диалога и положительного образа Российской Федерации на международной арене. В связи с этим особенно важна поддержка Россией международного олимпийского и паралимпийского движения, широкое участие представителей российского спорта в крупнейших международных физкультурных и спортивных мероприятиях. Дальнейшему укреплению сотрудничества с международными и национальными спортивными федерациями, организациями, клубами, обществами и государственными структурами способствует проведение обменов делегациями, спортсменами, командами, тренерами и иными специалистами в области спортивной подготовки, их участие в международных физкультурных и спортивных мероприятиях различного уровня и учебно-тренировочных сборах, проводимых как в России, так и за рубежом.
48. Значимой составляющей международного сотрудничества в области физической культуры и спорта является взаимодействие в рамках ЮНЕСКО и Всемирного антидопингового агентства. Россия последовательно выступает за развитие такого сотрудничества, за честный, справедливый спорт и недопущение его политизации.
49. Полноценное участие России в соревнованиях во всех олимпийских спортивных дисциплинах не должно зависеть от конъюнктурной политики отдельных государств и ангажированных подходов представителей профильных международных организаций. Важно защищать права российских спортсменов и не допускать их дискриминации.
50. Работа в рамках многосторонних механизмов не только придаст импульс развитию физической культуры и спорта в нашей стране с учетом применения передового мирового опыта, но и будет способствовать укреплению ведущей роли Российской Федерации в международном сотрудничестве в области физической культуры и спорта, принятию международными спортивными организациями и федерациями решений о реализации в России крупных международных спортивных проектов: Олимпийских и Паралимпийских игр, универсиад, чемпионатов мира и Европы по отдельным видам спорта. Следует уделять постоянное внимание участию в деятельности руководящих и рабочих органов международных спортивных организаций и федераций, профильных структур спортивных международных организаций, стремиться к включению в их состав авторитетных российских экспертов в области физической культуры и спорта.
51. Важным аспектом международного сотрудничества в области физической культуры и спорта является активизация взаимодействия с иностранными государствами в следующих сферах: спорт высших достижений; массовый спорт; физическая культура и спорт инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья; спортивная медицина; спортивная наука; государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта; строительство и эксплуатация спортивных объектов; организация спортивных соревнований; проведение обменов тренерами и иными специалистами в области физической культуры и спорта.
52. Массовый спорт давно стал действенным инструментом политики поощрения населения к ведению здорового образа жизни. Повышенное внимание в мире уделяется также развитию детско-юношеского спорта. Россия поддерживает включение в международную спортивную повестку детско-юношеского спорта, в том числе разработку и реализацию программ, направленных на развитие детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, а также на организацию и внедрение различных форматов международного сотрудничества в данной области. К работе на этом направлении необходимо привлекать неправительственные организации, детско-юношеские спортивные союзы, ассоциации и федерации, олимпийские и паралимпийские объединения.
Международное сотрудничество в сфере туризма
53. Важной социальной функцией туризма является развитие личности, творческого потенциала, расширение кругозора, получение знаний об истории, культуре и традициях страны. Посещение России позволяет иностранным гражданам знакомиться с историей, культурой и традициями многонационального народа нашей страны, благодаря чему у них формируется ее объективное восприятие.
54. Большое значение имеют международные туристские обмены, способствующие налаживанию добрососедских связей, контактов между людьми, распространению информации о России из первых рук.
55. Необходимо уделять особое внимание повышению туристской привлекательности Российской Федерации за рубежом: распространять информационные и рекламные материалы, обеспечивать участие представителей нашей страны в международных туристских форумах, проводить презентации российских туристских программ и маршрутов.
Международное молодежное сотрудничество
56. Международное молодежное сотрудничество - одно из значимых направлений гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, позволяющее развивать дружеские, добрососедские и партнерские отношения между государствами. Реализация проектов в этой сфере является действенным инструментом укрепления положительного образа России на международной арене.
57. Международное молодежное сотрудничество осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и включает в себя как двустороннее взаимодействие на основе межправительственных и межведомственных соглашений, так и многостороннее сотрудничество в рамках ООН, СНГ, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, ШОС, БРИКС, Евразийского экономического союза, Арктического совета, Организации Исламского сотрудничества и других международных и региональных организаций.
58. Эффективным механизмом развития международного молодежного сотрудничества является вовлечение молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы, а также в волонтерское движение путем реализации программ международного молодежного партнерства и проведения молодежных обменов.
59. Основные усилия на этом направлении должны быть сосредоточены на выстраивании равноправных партнерских отношений между российскими и иностранными молодежными общественными организациями, поиске совпадающих интересов таких организаций и межгосударственных объединений и, как следствие, на развитии двустороннего и многостороннего молодежного сотрудничества.
60. Важно регулярно проводить мероприятия, направленные на дальнейшее укрепление и развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поддержка инициатив активных молодых граждан России в сфере международного сотрудничества будет содействовать расширению географии молодежных проектов, укреплению авторитета российского молодежного движения за рубежом. Этому способствуют такие международные форматы, как Международный молодежный форум "Евразия Глобал", Международная премия "#МыВместе", программы и мероприятия проектных офисов международного молодежного сотрудничества по направлениям "Россия - БРИКС", "Россия - Арктический совет", "Россия - Центрально-Азиатский регион", "Россия - Организация Исламского сотрудничества", включая международные акселерационные программы развития молодежного предпринимательства, советы волонтерских организаций России и иностранных государств, а также Всероссийский конкурс "Лидеры международного сотрудничества".
61. Особую роль в международном молодежном сотрудничестве играет гуманитарная деятельность молодых соотечественников, проживающих за рубежом, в частности успешно реализованный проект - автоматизированная информационная система "Молодые соотечественники", представляющая собой интерактивную платформу для сотрудничества, общения и развития сообщества молодых соотечественников, проживающих за рубежом.
Оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом
62. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.
63. В мире проживают десятки миллионов российских соотечественников. Это одна из самых больших по численности диаспор. Будучи включенными в другую систему ценностей, соотечественники, проживающие за рубежом, остаются носителями не только русского языка, русской культуры и традиций, но и языков, культуры и традиций народов России. Благодаря установлению прочных связей с соотечественниками по всему миру, оказанию им поддержки и содействия в сохранении родного языка и культуры Россия укрепляет на международной арене свой образ демократического государства, стремящегося к формированию многополярного мира, сохранению его культурно-цивилизационного многообразия.
64. Значительной остается роль организаций соотечественников, проживающих за рубежом, в популяризации русского языка, культуры, науки, образования, спорта и туризма, в развитии двустороннего сотрудничества в гуманитарной сфере и межкультурного диалога.
Сохранение исторического и культурного наследия
65. Сохранение исторического и культурного наследия является приоритетной задачей государства. Формирование представления об историческом и культурном наследии как о важном факторе передачи будущим поколениям культурного (цивилизационного) кода имеет большое значение для поддержания самобытной национальной культуры.
66. Следует поощрять международное сотрудничество в области сохранения, реставрации и охраны культурных ценностей, вырабатывать надежные гарантии возвращения в Российскую Федерацию временно направленных в другие государства музейных экспонатов, принимать меры по предотвращению незаконного вывоза из Российской Федерации культурных ценностей и незаконной передачи права собственности на них. При осуществлении контактов с компетентными органами иностранных государств необходимо добиваться восстановления права собственности на культурные ценности, признанные культурным достоянием народов Российской Федерации и нелегально вывезенные за пределы страны, их возвращения в Россию.
67. В целях укрепления положительного образа России в мире следует активно использовать в рамках международных форматов различные инструменты "дипломатии наследия", способствующие охране и популяризации российского исторического и культурного наследия за рубежом. Необходимо содействовать сохранению и приумножению объектов культурного наследия иностранных государств, находящихся в России, и оказывать помощь в восстановлении иностранных памятников культуры за пределами нашей страны.
68. Распространение объективной информации об истории России (включая периоды Российской империи и СССР), в том числе содержащейся в архивных материалах, имеет важное значение для сохранения достоверной памяти о прошлом и противодействия попыткам фальсификации истории. Немаловажную роль играет оказание содействия иностранным государствам, сталкивающимся с вольной интерпретацией исторических событий отдельными государствами в своих геополитических интересах.
69. Необходимо проводить активную работу в целях пресечения попыток ряда стран переписать историю Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, преуменьшить роль советского народа в Великой Победе и, как итог, умалить гордость россиян, особенно молодежи, за свою Родину. Продвижение в международном информационном пространстве разноплановой информации о достижениях нашей страны и обеспечение влияния такой информации на общественное мнение должны способствовать распространению за рубежом убежденности в высоком научном и культурном потенциале России, ее исторической и первопроходческой роли в освоении космоса, развитии мирного атома и в других областях.
Использование возможностей средств массовой информации и современных технологий в формировании объективного восприятия России на международной арене
70. Средства массовой информации играют важную роль в формировании образа государства на международной арене. В условиях глобализации средства массовой информации могут содействовать интеграции культур, в первую очередь через сеть "Интернет", способствовать развитию диалога и достижению взаимопонимания между представителями различных культур. Средства массовой информации являются мощным инструментом влияния на сознание людей, продвижения информации, выполняют просветительскую функцию.
71. Необходимо развивать международное сотрудничество информационных агентств, проводить журналистские обмены, обеспечивать трансляцию российских телеканалов, ориентированных в том числе на зарубежную аудиторию, включая соотечественников, проживающих за рубежом, а также содействовать распространению в иностранных го