Показать предыдущую страницу документа Показать следующую страницу документа
<p>избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязаны в срок, указанный в пункте 3 статьи 32 настоящего Положения, представить окружной избирательной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы городской избирательной комиссией в средства массовой информации одновременно с представлением городской избирательной комиссией в городскую Думу отчета о расходовании средств в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Положения. Статья 32. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд избирательного объединения или кандидата в депутаты городской Думы, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается окружной избирательной комиссией после регистрации кандидата в депутаты. 2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается городской избирательной комиссией. 3. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по округу избирательное объединение или кандидат в депутаты обязаны представить в окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается городской избирательной комиссией по согласованию с департаментом финансов правительства Москвы. 4. Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере пропорциональном размеру денежных средств, которые были выделены окружной избирательной комиссией кандидату, направляются в бюджет города Москвы. Глава 7. Голосование и определение результатов выборов Статья 33. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий префектами административных округов и супрефектами муниципальных округов. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует подходящие здания у частных собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 34. Избирательный бюллетень 1. Текст избирательного бюллетеня утверждает окружная избирательная комиссия. 2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты в депутаты Московской городской Думы с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства каждого кандидата в депутаты. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения. 4. Избирательные бюллетени печатаются по решению городской избирательной комиссии и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до проведения выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за день до выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. 5. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию городской избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Статья 35. Порядок голосования 1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. 2. Избиратель, который за 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 15-4 дня до выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемых ему избирательных бюллетеней ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей в своем списке. 3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или удостоверения личности и расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого избирателя. 5. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 6. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. 9. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного избирательного ящика. Данных ящиков не может быть более двух на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Статья 36. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целость печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. 3. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, без печати окружной или участковой избирательной комиссии либо подписей двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. 4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования, в котором указываются: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями; г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; д) число недействительных избирательных бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными; ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов; и) число голосов, поданных против каждого из кандидатов; к) число голосов, поданных против всех кандидатов; л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение. 6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, другой вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в комиссии до окончания ее работы. 7. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующую окружную избирательную комиссию после подведения результатов голосования. Статья 37. Определение результатов выборов в городскую Думу 1. Окружная избирательная комиссия по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. 2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу; б) число выданных избирательных бюллетеней; в) число бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования; г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными; д) число недействительных бюллетеней; е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них, число голосов, поданных против каждого из них; ж) число голосов, поданных против всех кандидатов; з) одно из следующих решений: признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше; признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в них приняло участие меньше 25 процентов зарегистрированных избирателей; и) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в городскую избирательную комиссию, другой хранится в комиссии до окончания ее работы и формирования окружной избирательной комиссии в новом составе. Статья 38. Установление общих итогов выборов 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий городская избирательная комиссия в течение 5 дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. 2. Городская избирательная комиссия признает выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Статья 39. Регистрация избранных депутатов 1. Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом городской Думы. В соответствии с требованиями настоящего Положения кандидат, избранный депутатом городской Думы, в 3-дневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата городской Думы. 2. Городская избирательная комиссия на основании поступивших в нее протоколов окружных избирательных комиссий и сообщений комиссий о выполнении избранным депутатом требований пункта 1 настоящей статьи регистрирует избранных депутатов городской Думы и не позднее чем через 5 дней после выборов публикует в печати сообщение об итогах выборов. 3. После опубликования общих итогов выборов в городскую Думу окружная избирательная комиссия производит выдачу депутату удостоверения об избрании при условии выполнения им требований пункта 1 настоящей статьи. Глава 8. Разрешение жалоб и споров Статья 40. Оспаривание списков избирателей 1. Любой гражданин Российской Федерации в соответствии со статьей 2 настоящего Положения может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке. Статья 41. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов 1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов в депутаты городской Думы избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному им лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивами отказа может являться только невыполнение требований настоящего Положения. 2. Отказ в регистрации отдельного кандидата в депутаты городской Думы или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, избирательное объединение либо кандидат могут обжаловать в суд в установленном законом порядке. Статья 42. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах 1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению избирателем права избирать и быть избранным депутатом городской Думы, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, общественных объединений, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, несут установленную законом ответственность. 2. При нарушении кандидатом в депутаты настоящего Положения окружная избирательная комиссия делает ему предупреждение, а при повторном нарушении окружная избирательная комиссия может отменить решение о регистрации этого кандидата в депутаты, о чем доводится до сведения избирателей округа. Глава 9. Повторные выборы. Выборы депутатов вместо выбывших Статья 43. Повторные выборы Если по избирательному округу выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, городская избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов окружной и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. В случае проведения повторных выборов кандидатами в депутаты не могут вновь баллотироваться граждане, не набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе. Статья 44. Проведение выборов депутатов городской Думы вместо выбывших В случае признания полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае отзыва депутата, досрочного прекращения депутатских полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах в 3-месячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы. Выборы назначаются городской избирательной комиссией не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением настоящего Положения. В случае досрочного прекращения полномочий, выбытия депутата менее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий городской Думы выборы депутата вместо выбывшего не проводятся. _____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Московской городской Думы по 15-ому избирательному округу Иванова Ивана Ивановича, родившегося 13 марта 1940 г., учителя, проживающего в г. Москве. +-----------------------------------------------------------------+ ¦NN¦ Фамилия, имя,¦ Дата ¦ Адрес ¦ Паспорт ¦ Подпись ¦</p>