й проезд и (или) права на льготу по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм в соответствии с порядком, указанным в абзаце первом части 3 настоящей статьи.
7. Проездной документ, предназначенный для лица, которому предоставлено право на льготу по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм, в случае непредставления документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, изымается контролером в соответствии с порядком, указанным в абзаце первом части 3 настоящей статьи.
8. В случае нарушения порядка, указанного в абзаце первом части 3 настоящей статьи, контролер вправе потребовать от совершившего такое нарушение лица документ, удостоверяющий личность этого лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, а это лицо обязано предъявить указанный документ. Уплата административного штрафа за такое нарушение не освобождает лицо от обязанности оплатить перевозку и провоз ручной клади сверх установленных норм, перевозку детей, следующих вместе с ним.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
Статья 13. Установление тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм
1. Тарифы на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм устанавливаются собственниками внеуличного транспорта.
2. Тарифы на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм устанавливаются:
1) при проезде по муниципальному или межмуниципальному маршруту - в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в границах которого проходит такой маршрут;
2) при проезде по межрегиональному маршруту - в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в соответствии с соглашениями, заключенными между исполнительными органами субъектов Российской Федерации, в границах которых проходит такой маршрут. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
3. В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения может предусматриваться государственное регулирование тарифов (установление регулируемых тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм, осуществляемое органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.
4. Потери в доходах перевозчика, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм, возмещаются перевозчику в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Порядок расчета и возмещения недополученных перевозчиком доходов в случаях, если законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации отдельным категориям граждан установлены льготы по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм по маршруту регулярных перевозок, на котором осуществляется государственное регулирование тарифов, устанавливается исполнительными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отдельным категориям граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации льготы по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм по маршруту регулярных перевозок, на котором не осуществляется государственное регулирование тарифов, при условии согласования с перевозчиком, осуществляющим перевозки по такому маршруту, размеров и порядка возмещения недополученных перевозчиком доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
7. Недополученные перевозчиком доходы в случае установления законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм возмещаются перевозчику в порядке и на условиях, которые предусмотрены таким законодательством.
(Статья в редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
Статья 14. Права и обязанности перевозчика
1. Перевозчик вправе расторгнуть договор перевозки пассажира при несоблюдении пассажиром правил пользования внеуличным транспортом.
2. Перевозчик обязан:
1) предоставить услуги по перевозке пассажиров внеуличным транспортом в соответствии с графиком (расписанием) транспортного обслуживания и по установленным тарифам;
2) при осуществлении перевозок пассажиров метрополитеном и монорельсовым транспортом соблюдать правила технической эксплуатации внеуличного транспорта;
3) при осуществлении перевозок пассажиров соблюдать относящиеся к нему требования правил пользования внеуличным транспортом;
4) заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозке пассажира монорельсовым транспортом в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 года № 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном";
5) заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (канатной дороге, фуникулере или эскалаторе метрополитена) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" в случае, если перевозчик является владельцем указанного опасного объекта;
6) возместить вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также третьим лицам, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
7) соблюдать иные требования в сфере внеуличного транспорта, установленные законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Права и обязанности пассажира
1. Пассажир вправе:
1) требовать предоставления оплаченных услуг по перевозке и провозу ручной клади;
2) провозить с собой ручную кладь в пределах установленных норм, в том числе бесплатно;
3) требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу, причиненного при перевозке пассажиров внеуличным транспортом;
4) получать информацию о работе внеуличного транспорта и об условиях перевозки пассажиров внеуличным транспортом;
5) провозить с собой бесплатно детей, не достигших возраста семи лет, без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. В случаях, если типовыми правилами пользования внеуличным транспортом в подвижном составе внеуличного транспорта запрещена перевозка пассажиров и (или) детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право провозить с собой двоих детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов от установленной платы.
3. Пассажир обязан:
1) оплатить услуги по перевозке и провозу ручной клади;
2) оплатить провоз ручной клади сверх установленных норм;
3) соблюдать правила пользования внеуличным транспортом;
4) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
5) сохранять проездной документ до окончания перевозки (за исключением жетонов).
4. Иные права и обязанности пассажира устанавливаются правилами пользования внеуличным транспортом.
Статья 16. Ответственность перевозчика
1. За несоблюдение предусмотренных настоящим Федеральным законом требований перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. За несоблюдение перевозчиком требований правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом ответственность устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов
1. Перевозчики в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают пассажирам из числа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) без взимания дополнительной платы:
1) условия для беспрепятственного доступа к станциям, межстанционным переходам для пассажиров и предоставляемым в них услугам, включая возможность входа на станции, межстанционные переходы для пассажиров, самостоятельного передвижения по ним, а также выхода со станций, межстанционных переходов для пассажиров, посадки в подвижной состав внеуличного транспорта и высадки из него, в том числе с использованием кресел-колясок и собак-проводников;
2) условия для беспрепятственного пользования внеуличным транспортом, средствами связи и информации;
3) сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и (или) самостоятельного передвижения, и оказание им необходимой помощи;
4) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа пассажиров из числа инвалидов к станциям и межстанционным переходам для пассажиров и предоставляемым услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
5) дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
6) допуск при перевозке пассажиров из числа инвалидов собак-проводников при наличии документов, подтверждающих их специальное обучение и выдаваемых по форме и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
7) оказание помощи пассажирам из числа инвалидов в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;
8) перевозку сурдопереводчика и (или) тифлосурдопереводчика, если они сопровождают пассажиров из числа инвалидов.
2. Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
3. В случаях, если существующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом ограничений жизнедеятельности инвалидов, владельцы таких объектов инфраструктуры до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территориях поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа пассажиров из числа инвалидов к месту предоставления на таком объекте услуг либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг, в том числе продажу, возврат проездных документов, по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
4. Перевозчики обеспечивают оборудование принадлежащих им подвижного состава, объектов инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий пассажирам из числа инвалидов для беспрепятственного пользования подвижным составом внеуличного транспорта, объектами инфраструктуры.
5. Пассажиры из числа инвалидов, которым необходимы сопровождение и оказание помощи при перемещении по станции внеуличного транспорта или межстанционному переходу для пассажиров, в том числе к месту посадки в подвижной состав внеуличного транспорта, при входе в подвижной состав внеуличного транспорта и выходе из него, предварительно уведомляют перевозчика о предстоящей поездке в порядке, установленном правилами пользования внеуличным транспортом.
Статья 18. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников внеуличного транспорта
1. Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением подвижного состава внеуличного транспорта, обеспечением безопасности движения подвижного состава внеуличного транспорта или обеспечением безопасности перевозки пассажиров либо маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
2. На работу, непосредственно связанную с движением подвижного состава внеуличного транспорта, обеспечением безопасности движения подвижного состава или обеспечением безопасности перевозки пассажиров либо маневровой работой, не принимаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
3. Работники внеуличного транспорта, которые выполняют работы, непосредственно связанные с движением подвижного состава внеуличного транспорта, обеспечением безопасности движения подвижного состава или обеспечением безопасности перевозки пассажиров либо маневровой работой и включенные в перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, проходят обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены) и в конце рабочего дня (смены). Для выявления возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения работодатель организует для указанных категорий работников проведение медицинских осмотров в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).
4. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников внеуличного транспорта, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены) и в конце рабочего дня (смены), а также медицинских осмотров для выявления возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с работником внеуличного транспорта, который осуществляет деятельность, непосредственно связанную с движением подвижного состава внеуличного транспорта, обеспечением безопасности движения подвижного состава либо обеспечением безопасности перевозки пассажиров или маневровой работой, может быть расторгнут в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Трудовой договор по этому основанию может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение такого административного правонарушения.
Статья 19. О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации
Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410; Российская газета, 2017, 8 декабря) следующие изменения:
1) в статье 786:
а) в абзаце втором пункта 2 слова "транспортными уставами и кодексами" заменить словами "транспортными уставами, кодексами и иными законами";
б) в абзаце первом пункта 3 слова "транспортным уставом или кодексом" заменить словами "транспортным уставом, кодексом или иным законом";
2) в части второй статьи 787 слова "транспортными уставами и кодексами" заменить словами "транспортными уставами, кодексами и иными законами";
3) в статье 792 слова "транспортными уставами и кодексами" заменить словами "транспортными уставами, кодексами и иными законами";
4) в пункте 1 статьи 793 слова "транспортными уставами и кодексами" заменить словами "транспортными уставами, кодексами и иными законами".
Статья 20.
(Статья утратила силу - Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ)
Статья 21. О внесении изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации
Пункт 8 части 1 статьи 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6237; 2010, № 49, ст. 6410; 2011, № 29, ст. 4281; № 49, ст. 7015; 2013, № 9, ст. 874; 2014, № 26, ст. 3386; 2016, № 27, ст. 4305) изложить в следующей редакции:
"8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;".
Статья 22. О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности"
Внести в пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837; 2013, № 30, ст. 4058; 2014, № 6, ст. 566) следующие изменения:
1) подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;";
2) подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;".
Статья 23. О внесении изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 18, ст. 2140; № 29, ст. 3601; № 52, ст. 6441; 2010, № 17, ст. 1988; № 31, ст. 4160, 4193; 2011, № 7, ст. 905; № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3873; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6728; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4041; № 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4220, 4235, 4243; № 42, ст. 5615; № 48,