Копия в формате PDF
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят Государственной Думой 14 декабря 2017 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года
(В редакции федеральных законов от 24.04.2020 № 147-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 21.12.2021 № 414-ФЗ, от 21.11.2022 № 459-ФЗ, от 29.12.2022 № 572-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые условия функционирования внеуличного транспорта и основы организации транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом в Российской Федерации.
Статья 2. Правовые основы функционирования внеуличного транспорта
Правовое регулирование функционирования внеуличного транспорта основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) внеуличный транспорт - технологический комплекс, включающий в себя подвижной состав внеуличного транспорта и объекты инфраструктуры внеуличного транспорта и обеспечивающий перевозку пассажиров и провоз ручной клади по договорам перевозки пассажиров;
2) график (расписание) транспортного обслуживания - документ, устанавливающий время и (или) интервалы прибытия подвижного состава внеуличного транспорта на станции внеуличного транспорта и (или) отправления подвижного состава внеуличного транспорта со станций внеуличного транспорта;
3) линия внеуличного транспорта - совокупность объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, использующаяся для перевозок пассажиров и провоза ручной клади по установленному маршруту регулярных перевозок без пересадки;
4) маршрут регулярных перевозок - путь следования подвижного состава внеуличного транспорта между станциями отправления и назначения, предназначенный для перевозок пассажиров и провоза ручной клади по графику (расписанию) транспортного обслуживания;
5) межмуниципальный маршрут - маршрут регулярных перевозок, проходящий в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, или в границах не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации, или в границах не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;
6) межрегиональный маршрут - маршрут регулярных перевозок, проходящий в границах не менее двух субъектов Российской Федерации;
7) метрополитен - вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по двум рельсам;
8) монорельсовый транспорт - вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется на электротяге по ходовой балке, расположенной на эстакаде;
9) муниципальный маршрут - маршрут регулярных перевозок, проходящий в границах городского поселения, городского округа, в том числе с внутригородским делением, муниципального района, а также маршрут регулярных перевозок, проходящий в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;
10) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта - пути внеуличного транспорта, станции, межстанционные переходы для пассажиров, электродепо, устройства систем электроснабжения, сигнализации, управления движением, сети связи, другие устройства, здания и сооружения, в том числе тоннели и вентиляционные шахты, предназначенные для выполнения производственных процессов, связанных с эксплуатацией внеуличного транспорта, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов в подвижном составе внеуличного транспорта, использования в качестве объектов гражданской обороны, а также машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации внеуличного транспорта;
11) пассажир - физическое лицо, заключившее с перевозчиком договор перевозки пассажира;
12) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые приняли на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и провезти ручную кладь внеуличным транспортом;
13) подвесная канатная дорога транспортная - вид внеуличного транспорта, подвижной состав которого перемещается, в том числе над землей, по несущему канату, тяговым канатам или посредством несуще-тягового каната, которые поддерживаются опорами; (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
14) подвижной состав внеуличного транспорта - устройство (вагон, кабина или иное устройство, кроме кресел и буксировочных устройств (бугелей) или совокупность таких устройств, предназначенных для перевозок пассажиров и провоза ручной клади, а также для перевозок грузов, оборудования, работников внеуличного транспорта в целях обеспечения функционирования объектов инфраструктуры внеуличного транспорта; (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
15) проездной документ - билет, квитанция на провоз ручной клади или кассовый чек с указанными на нем обязательными реквизитами проездного документа, в том числе записанные на электронный носитель информации, либо жетон, подтверждающие право пассажира на перевозку и провоз ручной клади, подлежащие оплате в соответствии с правилами пользования внеуличным транспортом; (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
16) пропускной пункт - пункт прохода пассажира через автоматическое или иное устройство, обеспечивающее проверку подтверждения оплаты пассажиром перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм; (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
17) пути внеуличного транспорта - инженерно-технические сооружения, которые предназначены для движения по ним подвижного состава внеуличного транспорта и не имеют пересечений на одном уровне с автомобильными дорогами, железнодорожными путями общего пользования, железнодорожными путями необщего пользования, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
18) ручная кладь - вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой во внеуличном транспорте и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;
19) станция внеуличного транспорта - объект инфраструктуры внеуличного транспорта, имеющий пропускные пункты, места для посадки пассажиров в подвижной состав внеуличного транспорта, высадки пассажиров из подвижного состава внеуличного транспорта и ожидания подвижного состава внеуличного транспорта;
20) фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная) - вид внеуличного транспорта, движение подвижного состава которого осуществляется по рельсовому пути либо эстакаде одним или несколькими тяговыми канатами.
2. Под перевозкой в целях настоящего Федерального закона понимается нахождение пассажира во внеуличном транспорте с момента его входа на станцию внеуличного транспорта через пропускной пункт до момента его выхода через пропускной пункт станции внеуличного транспорта, а в случае отсутствия на станции внеуличного транспорта пропускного пункта для выхода пассажиров до момента его выхода со станции внеуличного транспорта включительно. (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
3. Под периодом перевозки пассажира монорельсовым транспортом, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 года № 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", понимается период, в течение которого пассажир находится в подвижном составе, момент входа пассажира в подвижной состав и момент выхода пассажира из подвижного состава.
Статья 4. Виды внеуличного транспорта
К видам внеуличного транспорта относятся:
1) метрополитен;
2) монорельсовый транспорт;
3) подвесная канатная дорога транспортная (далее - канатная дорога);
4) фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная) (далее - фуникулер).
Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области внеуличного транспорта
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области внеуличного транспорта относятся:
1) определение основных направлений государственной политики и установление основ правового регулирования в области внеуличного транспорта;
2) проведение единой государственной политики в области развития объектов инфраструктуры внеуличного транспорта;
3) утверждение типовых правил пользования внеуличным транспортом;
4) утверждение типовых правил технической эксплуатации внеуличного транспорта;
5) определение порядка расследования и учета транспортных происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера на внеуличном транспорте (за исключением канатных дорог, фуникулеров, входящих в состав инфраструктуры внеуличного транспорта лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, а также иных объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, относящихся к опасным производственным объектам, указанным в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"); (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
6) руководство мобилизационной подготовкой, гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на объектах инфраструктуры внеуличного транспорта;
7) определение порядка работы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров внеуличным транспортом, в режимах военного и чрезвычайного положений, контртеррористической операции, а также в условиях чрезвычайной ситуации;
8) осуществление полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Статья 6. Передача осуществления полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом органам государственной власти субъектов Российской Федерации
(Наименование в редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом (далее - переданные полномочия). (В редакции Федерального закона от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
2. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из годовых объемов перевозки пассажиров внеуличным транспортом, а также эксплуатационной длины линий внеуличного транспорта в однопутном исчислении.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также утверждать методические указания и инструкции по вопросам осуществления переданных полномочий. (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта:
1) осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, принимаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по вопросам осуществления переданных полномочий; (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)
2) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)
3) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
4) устанавливает содержание и формы, а также сроки представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации отчетности об осуществлении переданных полномочий. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, вправе:
1) выносить высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок; (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
2) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 21.11.2022 № 459-ФЗ)
3) давать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе в случаях, если требуется координация их осуществления органами государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
6. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации представляет в установленные сроки в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, отчетность об осуществлении переданных полномочий по установленной форме, а также экземпляры нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
7. Переданные полномочия могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
8. Со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации об изъятии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий не предоставляются, а предоставленные и не использованные до дня вступления в силу указанного решения субвенции подлежат возврату в федеральный бюджет.
9. Изъятые полномочия осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта.
Статья 61. Порядок изъятия переданных полномочий
1. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в течение двадцати рабочих дней со дня выявления нарушений при осуществлении переданных полномочий, в том числе непредставления в установленные сроки отчетности об осуществлении переданных полномочий, предусмотренной частью 6 статьи 6 настоящего Федерального закона, направляет высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации предписание (представление) об устранении выявленных нарушений. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
2. В предписании (представлении) указываются:
1) место составления предписания (представления);
2) дата составления предписания (представления);
3) наименование и место нахождения высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, которому адресовано предписание (представление); (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
4) ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания (представления);
5) описание выявленных нарушений и (или) требование о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также других мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, положения которых были нарушены;
7) сроки устранения выявленных нарушений;
8) способы извещения об устранении выявленных нарушений и подтверждения устранения выявленных нарушений.
3. Руководитель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в тридцатидневный срок со дня получения предписания (представления) уведомляет руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о принятом в соответствии с предписанием (представлением) решении, в том числе о мерах по устранению выявленных нарушений в указанный в предписании (представлении) срок. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
4. В случае неисполнения или исполнения не в полном объеме предписания (представления) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в течение двадцати рабочих дней со дня окончания указанного в предписании (представлении) срока для устранения выявленных нарушений направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации повторное предписание (представление) и представление об освобождении от занимаемой должности соответствующих должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за осуществление переданных полномочий. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации уведомляет руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в тридцатидневный срок со дня получения повторного предписания (представления) о принятом решении, в том числе о мерах по устранению выявленных нарушений в указанный в повторном предписании (представлении) срок, а также о результате рассмотрения представления руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об освобождении от занимаемой должности соответствующих должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации в десятидневный срок со дня получения представления. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
5. В случае неисполнения или исполнения не в полном объеме повторного предписания (представления) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в течение двадцати рабочих дней со дня окончания указанного в повторном предписании (представлении) срока устранения выявленных нарушений вносит в