Утратили силу - Федеральный закон
от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об охране здоровья граждан
(В редакции федеральных законов от 02.03.98 г. N 30-ФЗ;
от 20.12.99 г. N 214-ФЗ; от 02.12.2000 г. N 139-ФЗ;
от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ; от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ;
от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ;
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 01.12.2004 г. N 151-ФЗ;
от 07.03.2005 г. N 15-ФЗ; от 21.12.2005 г. N 170-ФЗ;
от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ; от 02.02.2006 г. N 23-ФЗ;
от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ; от 24.07.2007 г. N 214-ФЗ;
от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ; от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ;
от 08.11.2008 г. N 203-ФЗ; от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ;
от 30.12.2008 г. N 309-ФЗ; от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ;
от 25.11.2009 г. N 267-ФЗ; от 27.12.2009 г. N 365-ФЗ;
от 27.07.2010 г. N 192-ФЗ; от 28.09.2010 г. N 243-ФЗ;
от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ; от 07.12.2011 г. N 420-ФЗ)
В соответствии с Конституцией Российской Федерации,
общепризнанными принципами и нормами международного права,
международными договорами Российской Федерации, (В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как
неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность
государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской
Федерации,
стремясь к совершенствованию правового регулирования и
закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области
охраны здоровья,
настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и
экономические принципы в области охраны здоровья граждан. (В
редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Р А З Д Е Л I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Охрана здоровья граждан
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического,
экономического, правового, социального, культурного, научного,
медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического
характера, направленных на сохранение и укрепление физического и
психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней
активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае
утраты здоровья.
Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану
здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
общепризнанными принципами и международными нормами и
международными договорами Российской Федерации, Конституциями
(уставами) субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального
закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны
здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных
гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья
граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов
местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций
независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение
прав граждан в области охраны здоровья. (В редакции Федерального
закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране
здоровья граждан
Законодательство Российской Федерации об охране здоровья
граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской
Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации,
настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных
правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов
государственной власти и органов местного самоуправления,
хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и
частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
(В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые
акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права
граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими
Основами. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Особенности правового регулирования отношений в области охраны
здоровья граждан на территории инновационного центра "Сколково"
устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре
"Сколково". (Часть дополнена - Федеральный закон
от 28.09.2010 г. N 243-ФЗ)
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан
Задачами законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан являются:
1) определение ответственности и компетенции Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны
здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации
и федеральными законами, а также определение ответственности и
компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны
здоровья граждан; (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан
деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от
формы собственности, а также государственной, муниципальной и
частной систем здравоохранения;
3) определение прав граждан, отдельных групп населения в
области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;
4) определение профессиональных прав, обязанностей и
ответственности медицинских и фармацевтических работников,
установление гарантий их социальной поддержки. (В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
РАЗДЕЛ II
ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ
(В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной
власти в области охраны здоровья граждан
К полномочиям федеральных органов государственной власти в
области охраны здоровья граждан относятся следующие полномочия:
1) принятие и изменение федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации в области охраны здоровья
граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;
2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина
в области охраны здоровья граждан;
3) установление и проведение единой государственной политики в
области охраны здоровья граждан, разработка и реализация
федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике
заболеваний, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому
образованию населения и по другим вопросам в области охраны
здоровья граждан;
4) организация оказания специализированной медицинской помощи
гражданам Российской Федерации в федеральных специализированных
медицинских учреждениях, перечень которых утверждается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти; (В редакции Федерального закона
от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
5) организация оказания медицинской помощи, предусмотренной
федеральными законами для определенных категорий граждан Российской
Федерации, в том числе формирование государственного задания на
оказание этой помощи в медицинских организациях, в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации; (В редакции
Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
6) формирование государственного задания на оказание
высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской
Федерации в медицинских организациях в порядке, определяемом
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти; (В редакции Федерального закона
от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
7) управление федеральной государственной собственностью,
используемой в области охраны здоровья граждан;
8) организация обеспечения донорской кровью и ее компонентами,
лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского
назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными
средствами федеральных организаций здравоохранения;
9) организация и обеспечение федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора; (В редакции Федерального
закона от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ)
10) организация системы санитарной охраны территории
Российской Федерации;
11) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и
защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование
населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о
принимаемых мерах;
12) обеспечение единой технической политики в области
фармацевтической и медицинской промышленности, утверждение
государственных стандартов Российской Федерации, технических
условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора
за их соблюдением;
13) установление стандартов медицинской помощи, стандартов
оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием и
других федеральных стандартов в сфере здравоохранения;
14) подтверждение соответствия (регистрация, испытание и
разрешение применения) лекарственных и дезинфекционных средств,
иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения,
сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств,
психотропных веществ, контроль за их производством, оборотом и за
порядком их использования; подтверждение соответствия продукции,
работ и услуг;
15) организация и осуществление контроля за соответствием
качества оказываемой медицинской помощи, качества лекарственных и
дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий
медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ,
наркотических средств, психотропных веществ, качества донорской
крови и ее компонентов установленным федеральным стандартам в сфере
здравоохранения (за исключением контроля, переданного в
соответствии с частью первой статьи 5-1 настоящих Основ для
осуществления органам государственной власти субъектов Российской
Федерации);
16) разработка и утверждение программы государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи, включающей в себя базовую программу
обязательного медицинского страхования;
17) установление единой федеральной системы статистического
учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;
18) разработка единых критериев и программ подготовки
медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры
специальностей в здравоохранении и номенклатуры организаций
здравоохранения;
19) координация деятельности органов государственной власти,
органов местного самоуправления, субъектов государственной,
муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих
субъектов в области охраны здоровья граждан; охрана здоровья семьи
(охрана материнства, отцовства и детства);
20) установление порядка организации и производства
медицинских экспертиз;
21) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере
здравоохранения, за исключением лицензирования видов деятельности,
переданного в соответствии с частью первой статьи 5-1 настоящих
Основ для осуществления органам государственной власти субъектов
Российской Федерации;
22) установление порядка создания и деятельности комитетов
(комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан;
23) координация научных исследований, финансирование
федеральных программ научных исследований в области охраны здоровья
граждан;
24) международное сотрудничество Российской Федерации и
заключение международных договоров Российской Федерации в области
охраны здоровья граждан;
25) выдача разрешений на применение новых медицинских
технологий, включая новые методы профилактики, диагностики и
лечения;
26) ведение федеральных баз данных и иных информационных
ресурсов в области охраны здоровья граждан;
27) медико-санитарное обеспечение работников организаций,
включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации
перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо
опасными условиями труда;
28) медико-санитарное обеспечение населения закрытых
административно-территориальных образований, наукоградов Российской
Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими,
химическими и биологическими факторами, включенных в утвержденный
Правительством Российской Федерации перечень территорий, население
которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских
учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной
власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению
населения отдельных территорий.
(Статья в редакции Федерального закона
от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ)
Статья 5-1. Полномочия Российской Федерации в области охраны
здоровья граждан, переданные для осуществления
органам государственной власти субъектов
Российской Федерации
К полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья
граждан, переданным для осуществления органам государственной
власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие
полномочия:
1) осуществление контроля за соответствием качества
оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам
в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества
высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи,
оказываемой в федеральных организациях здравоохранения);
2) лицензирование следующих видов деятельности:
медицинской деятельности организаций муниципальной и частной
систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию
высокотехнологичной медицинской помощи);
фармацевтической деятельности (за исключением деятельности,
осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными
средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);
деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и
психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой
организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками
федеральных организаций здравоохранения).
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью
первой настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде
субвенций из федерального бюджета.
Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде
компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской
Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью
первой настоящей статьи полномочий, определяется на основании
методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя
из:
1) численности населения;
2) количества организаций здравоохранения, контроль за
качеством медицинской помощи в которых передан органам
государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) количества аптечных организаций, осуществляющих реализацию
населению лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и
изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых
веществ, наркотических средств, психотропных веществ;
4) количества организаций здравоохранения, полномочия по
лицензированию медицинской деятельности которых переданы органам
государственной власти субъекта Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения
федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Средства на осуществление указанных в части первой настоящей
статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть
использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить
взыскание указанных средств в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения:
1) принимает нормативные правовые акты по вопросам
осуществления переданных полномочий, в том числе административные
регламенты предоставления государственных услуг и исполнения
государственных функций в сфере переданных полномочий; (В редакции
Федерального закона от 27.12.2009 г. N 365-ФЗ)
2) издает обязательные для исполнения методические указания и
инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной
власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий;
3) согласовывает структуру органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные
полномочия;
4) согласовывает назначение на должность руководителей органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих
переданные полномочия;
5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности,
а также к порядку представления отчетности об осуществлении
переданных полномочий;
6) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и
вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации
предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов
государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения:
1) осуществляет ведение единого реестра лицензий, в том числе
выданных органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии с переданными полномочиями, в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством
осуществления органами государственной власти субъектов Российской
Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об
устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к