РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПОСЛАНИЕПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Порядок во власти - порядок в стране(О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)
Введение
В 1997 год Россия вошла с тяжелым грузом проблем. Более половины граждан страны страдают от задержек выплаты зарплат и пенсий; удавка неплатежей парализует экономику; государственный аппарат разъедает коррупция; власть слабо обеспечивает выполнение законов и указов. И это только небольшая часть нерешенных задач.
До президентских выборов большинство не хотело движения вспять, после выборов - негодует, не видя перемен к лучшему. Нельзя спокойно относиться к тому, что большая часть жителей России недовольна сегодняшним днем и боится завтрашнего.
Исчерпаны все ресурсы людского терпения. У нас нет времени для топтания на месте и политических маневров. Тяжелая экономическая ситуация, бедственное положение в социальной сфере требуют совместных энергичных действий.
В Послании говорится о самом главном - о наведении порядка во власти. Без этого невозможны движение вперед, решение самых насущных проблем. Свой долг как Президента Российской Федерации вижу в том, чтобы не только определить этим Посланием основные направления нашей работы, но и обеспечить выполнение поставленных задач.
Как бы ни было тяжело сейчас, я верю в Россию и наш народ. Не сомневаюсь - мы справимся с сегодняшними проблемами. У России есть для этого все возможности.
В соответствии с полномочиями, определенными пунктом "е" статьи 84 Конституции Российской Федерации, обращаюсь к членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания, ко всем гражданам России с ежегодным Посланием о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации.
1. Приоритет - правовой порядок
Учитывая масштаб и сложность стоящих перед страной проблем, жизненно важно сосредоточиться на приоритетных задачах. Усилия должны быть направлены и на решение сегодняшних проблем, и на достижение стратегических целей.
Мы создали основные институты рыночной экономики, укротили рост цен, стабилизировали национальную валюту, замедлили спад производства. Началось приспособление к условиям рынка и низкой инфляции. Стало яснее, где мы забежали вперед, а в чем отстали, когда можно перенимать мировой опыт, а в каких случаях - искать свои пути.
Но надо признать: длительная политическая схватка затормозила нормальный ход экономических реформ. Более того, усугубились многие дефекты недостроенного экономического механизма, обострились социальные проблемы. Кризис неплатежей приобрел черты хронического. Продолжается снижение инвестиционной активности и, следовательно, откладывается начало экономического роста. Регулярно воспроизводятся бюджетный кризис и кризис пенсионной системы. В первую очередь за это ответственно государство. Оно берет на себя обязательства, которые не в состоянии реализовать полностью, и не обеспечивает выполнения необходимых регулирующих функций. В этом вина и законодательной, и исполнительной ветвей власти.
В 1992 году у России был единственный путь спасения экономики от краха: довериться энергии экономической свободы. Однако из-за слабости власти, недостатка умения и ошибок побочные явления не замедлили сказаться. Рыночные отношения захватили сферы, для них противопоказанные. Когда "свободная купля-продажа" распространяется на принятие законов, действия чиновников, решения судов, это не только безнравственно, но смертельно опасно для общества и государства.
Эффективное рыночное хозяйство - это не только свобода частной инициативы, но и строгий правовой порядок, единые, стабильные и неукоснительно соблюдаемые всеми правила экономической деятельности. Задача государства - установить эти правила и обеспечить их выполнение.
Критическая масса преобразований заставляет пересмотреть методы государственного участия в экономике. А накопленный опыт подсказывает, как это следует делать.
Огромные изменения произошли в государственном устройстве страны. Всего три года назад Россия впервые в своей многовековой истории обрела Конституцию, принятую открытым и свободным волеизъявлением народа. Она стала одним из важнейших факторов политической стабильности, реализовав принцип сильной президентской власти, соответствующий и потребностям общества, и условиям нынешней переходной ситуации. Конституция ограничила возможность власти подмять общество и стала реальным инструментом, с помощью которого граждане отстаивают свои права. Прежде чем менять Конституцию, нужно научиться ее уважать, научиться жить по ней, используя весь ее потенциал.
В прошлом году впервые в истории России на демократических выборах переизбран действующий глава государства. Выборы законодательной и президентской власти прошли в срок и в соответствии с избирательным законодательством. Важным событием в жизни страны стали выборы органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Еще раз подтверждено: нам удалось привести в действие демократический механизм смены и преемственности власти.
Необходимо объективно проанализировать опыт всех прошедших выборов и внести изменения в избирательное законодательство. Главная задача - усилить гарантии избирательных прав граждан. Полагаю, что более важную роль здесь должна играть система избирательных комиссий.
Мы вправе по достоинству оценить тот путь политического, государственного и гражданского взросления, который прошло наше общество за считанные годы. Скорости почти невероятные, исторически беспрецедентные.
Выборы, прошедшие в субъектах Российской Федерации, завершили важнейший этап в строительстве российского федерализма. Рост самостоятельности региональных властей означает одновременно и рост их ответственности перед гражданами и страной. Поэтому политическим руководителям регионов предстоит держать серьезный экзамен. Наша совместная задача - сохранить достигнутое и двигаться дальше, строя полноценную федерацию.
Тяжелой раной для страны стала Чечня. В 1996 году боевые действия в Чеченской Республике были остановлены, но "тугой чеченский узел" остался.
В течение пяти последних лет в решении чеченских проблем допускались ошибки, в том числе - высшим политическим руководством страны, были просчеты, непоследовательные, противоречивые действия. Большие человеческие жертвы глубоко травмировали российское общество. Велик ущерб, нанесенный экономике всей страны.
Сейчас после выборов в Чеченской Республике формируются законные органы власти. Какую политику они будут проводить - покажет будущее. Однако нет такой проблемы во взаимоотношениях федеральных органов власти и руководителей Чеченской Республики, которая не имеет политического решения.
Вопрос о статусе Чечни отложен до 2001 года. Нужно, чтобы затянулись раны, чтобы эмоции уступили место здравому смыслу. Но это не означает, что все это время мы будем просто ждать. Процесс урегулирования ситуации не прекращался и прекращен не будет.
Чеченский кризис выявил наши общие проблемы: слабость новых государственных институтов, разобщенность власти и общества перед лицом реальных угроз. Сейчас очень важно, какие уроки мы извлечем из недавней трагедии. От этого во многом зависит будущее России.
Один урок ясен уже сейчас: России нужен порядок. Однако необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить?
То обстоятельство, что проблема установления порядка чрезвычайно актуальна сегодня в России, объясняется комплексом политических и экономических причин. Наиболее существенные среди них таковы:
- унаследованные институты и традиции власти были принципиально не приспособлены для решения новых задач. Не было в достаточном количестве и обученных кадров, умеющих решать эти задачи;
- отсутствовала правовая база новых политических и экономических отношений, которые, кроме того, вступали в противоречие с практикой, формировавшейся в течение десятилетий;
- строительство новой государственности осуществлялось в условиях жесткого политического противостояния. В поисках компромисса в проведении реформ приходилось принимать не самые эффективные решения, что растягивало преобразования и усиливало связанные с ними тяготы.
Сегодня ситуация изменилась и есть реальные возможности успешного довершения начатых реформ.
Сформированы и укреплены базовые принципы новой российской государственности, влияющие на все стороны нашей жизни. Формируется новый корпус управленцев.
Создается практически новая правовая база. При всех издержках законотворчества, при всех политических баталиях Федеральное Собрание сыграло важную роль в обустройстве правового пространства страны.
Происходят серьезные сдвиги в общественном сознании. Люди постепенно осваивают новые, правовые возможности, открываемые свободой частной деятельности и инициативы. Идет активное освоение гражданами возможностей Конституции и законов для защиты своих прав. Крайне важно поддержать эту активность, снять старые и новые препоны на пути ее свободного и естественного развития, сделать все, чтобы она получила общественное признание.
Сегодня большинство политиков, трезво оценивая настроения избирателей, не связывают решение каждого конкретного вопроса со сменой общественно-политической и социально-экономической системы. Радикализм теряет опору в российском обществе. Как правило, спорят не о том, куда идти, а о том, как идти; не о том, нужна ли была новая Конституция, а о том, как и когда ее совершенствовать; не о том, быть ли рыночной экономике в России, а о том, какой ей быть.
Появился реальный шанс перейти от непримиримой политической борьбы к нормальной политической жизни, от конфронтации к сотрудничеству. В этом вижу основу для консолидации всех конструктивных политических сил, всего общества. В этом - важнейшее условие преодоления кризиса.
Самый эффективный способ навести порядок на стройплощадке - завершить строительство. Но мы уже два года топчемся на месте, не решаясь приступить к насущно необходимому оздоровлению финансовой и налоговой систем, к социальным реформам. До сих пор не налажены новые земельные отношения. Нетерпимо промедление в становлении судебной системы, в военной реформе, в государственном строительстве в целом. Нерешенность этих, казалось бы общих, вопросов прямо влияет на такие конкретные проблемы, как задержка выплаты зарплат и пенсий, кризис неплатежей, высокая преступность.
Поэтому наш первый и главный ресурс наведения порядка в стране - энергичное завершение экономической, социальной и правовой реформ.
Об этом говорилось неоднократно, составлялись программы, издавались распоряжения, но пробуксовка продолжается. Вывод ясен: главное препятствие становлению нового экономического строя, новой политической системы низкая эффективность власти, отсутствие надлежащего порядка в деятельности государственного аппарата. Иначе говоря, даже когда мы строим, мы делаем это медленно, хаотично, недисциплинированно, с чрезмерными затратами.
В течение нескольких лет мы не могли добиться подавления инфляции, которая маскировала многие трудности. С укрощением роста цен эти трудности целиком обрушились на нас, живущих сегодня. Причем распределились они явно несправедливо: бедным и слабым стало еще тяжелее. В этих условиях отсутствие порядка стало не только отчетливо видимым, но и в буквальном смысле слова нетерпимым.
Абсолютное большинство возникших проблем в России порождено, с одной стороны, пренебрежительным отношением к правовым нормам, а с другой - неумелыми действиями власти или ее пассивностью.
В этих условиях порядок в стране начнется только с наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качество управления, не решить другие проблемы, главная из которых - улучшение жизни россиян.
Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить их эффективное исполнение, в состоянии выполнить свои обязанности: дать гарантии для активности сильных и достойно поддержать слабых, обеспечить развитие культуры, образования и науки, реформировать Вооруженные Силы, стать естественным и надежным центром интеграции для партнеров по СНГ, отстоять российские национальные интересы.
Итак, сегодня именно управленческую сферу я объявляю "зоной особого внимания", приоритетом номер один среди всех направлений текущей политики.
У этого приоритета есть простое короткое имя - Правовой Порядок.
Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из сказанного выше вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок - начать с власти, коренным образом усовершенствовать систему управления страной, начиная с ее верхних эшелонов.
2. Порядок в работе власти
Граждане России обоснованно отказываются понимать, почему реформы затянулись, почему социальные издержки их проведения столь велики. Если власть принимает разумные решения, но они не реализуются, если решения нереальны или продиктованы сиюминутными интересами, идущими вразрез с интересами долгосрочными, наконец если общество не понимает, чем обусловлены государственные решения, - все это означает неэффективность власти. Проще говоря, это плохое качество управления, из-за которого постоянно возникает социальная напряженность, усиливаются кризисные явления в экономике, а в отношениях государства и общества начинает доминировать взаимное недоверие.
Главная причина неэффективности власти - несоответствие между новой конституционной организацией государства, новыми задачами, которые должна решать власть, и во многом сохранившимися старыми подходами, структурами, методами управления.
Чтобы повысить эффективность власти, нам придется навести порядок в нормотворчестве, в работе исполнительной власти, усилить контрольную функцию государства. При этом наши усилия будут распределяться между неотложными и стратегическими задачами: принятием мер по максимальной реализации имеющихся властных ресурсов и реформированием системы исполнительной власти.
2.1. Порядок в нормотворчестве
Правовая основа государственного порядка - федеральные законы. О повышении качества законодательства, необходимости соблюдения законотворческих приоритетов говорилось в каждом Послании Президента Федеральному Собранию. Но законотворческой деятельности по-прежнему не хватает качества и темпа.
Россия нуждается сегодня прежде всего в базовых, системообразующих законах. Однако, несмотря на то, что Федеральное Собрание принимает немало законов, многие из них не относятся к числу остро необходимых, зачастую отражают отраслевые или корпоративные интересы.
По-прежнему законы изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотворчества. Законы фактически перестают быть актами прямого действия. Значительное место занимает внесение не всегда неотложных изменений и дополнений в действующее законодательство.
Трехлетние попытки сделать планомерным процесс законотворчества до сих пор не увенчались успехом. Объединенная комиссия по координации законодательной деятельности констатирует, что Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы так и не стала тем документом, который реально упорядочивает законотворческую деятельность. На конец 1996 года Примерная программа была выполнена лишь на треть в отношении федеральных конституционных законов и других законов, предусмотренных Конституцией. Принято только около 40 процентов намеченного числа кодифицированных актов и законов, необходимость которых вытекает из Гражданского кодекса.
Особенно разрушительна для страны практика принятия законов, не учитывающих реальную финансово-экономическую ситуацию, вступающих в противоречие с федеральным бюджетом, с другими принятыми законами. Любой закон, предусматривающий выделение государственных средств, должен быть обеспечен ресурсами. Без этого обязательного условия мы множим обманутые ожидания. Одним социально привлекательным названием закона людей не накормишь и не оденешь.
Как бы ни различались политические интересы депутатов Государственной Думы, все они представители власти. Следовательно, сам их статус не позволяет принимать законы, отмахиваясь от отрицательных заключений Правительства. Как глава государства не могу и не буду допускать, чтобы не обеспеченные материальными ресурсами законы выходили в свет, разрушая финансовую систему - одну из основ любого государства. Но было бы гораздо эффективнее, если бы депутаты сами ограничили себя либо регламентными нормами, либо, что лучше, законодательно.
Немало претензий имеется и к законопроектной деятельности Правительства. Из почти 750 законопроектов, внесенных в Государственную Думу в 1996 году, только 188 были внесены Правительством. Причем из них 53 были законопроектами о ратификации международных договоров и соглашений.
В то же время процветает закулисное лоббирование тех или иных законопроектов ведомствами. Некоторые из подобных законопроектов противоречат направлениям политики, определяемым Президентом, а также позиции Правительства.
В большой степени несистемность законодательной деятельности обусловлена неясными представлениями о необходимых структуре и содержании российского правового пространства. Отсюда - стихийность появления многих законопроектов. Фактически ни общество, ни государственный аппарат не имеют четкого представления о том, какие сферы общественных отношений в первую очередь следует законодательно регулировать и в каком объеме. Это также задача прежде всего правительственных ведомств.
Вывод ясен - необходимо, наконец, навести порядок в законотворческой деятельности.
1. Должен быть принят закон "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов", проект которого внесен Президентом. Государственная Дума может реализовать на практике свои призывы к наведению порядка, начав со своей профессиональной сферы законодательной деятельности.
Если этот призыв снова не будет услышан, придется Президенту в первом полугодии текущего года принимать соответствующее решение об условиях принятия законов для подписания. Возможность такого решения обусловлена конституционным полномочием главы государства по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
2. Правительство Российской Федерации обязано в ближайшее время коренным образом улучшить свою законопроектную работу, а министерства и ведомства сконцентрировать внимание на разработке крупных законопроектов по своей проблематике. Нужны принципиально новые решения, а не латание дыр.
Качество и своевременность представления в Правительство законопроектов по соответствующему профилю должны стать одним из главных критериев оценки работы того или иного министерства, ведомства.
3. Представители Президента и Правительства в палатах Федерального Собрания обязаны незамедлительно докладывать о фактах ведомственного лоббирования законопроектов.
В то же время взаимоотношения депутатского корпуса с негосударственными организациями, выступающими инициаторами и защитниками тех или иных законопроектов, давно пора ввести в правовое русло.
4. Необходимо разработать проект закона, который бы не допускал принятия законодательных актов, не обеспеченных финансовыми средствами, и в то же время предусматривал обязанность Правительства более аргументированно обосновывать свою позицию.
5. Считаю полезным предложение, внесенное Объединенной комиссией по координации законодательной деятельности, о совместном формировании всеми ветвями власти небольшого перечня действительно первоочередных законопроектов. Он должен соответствовать приоритетам во внутренней и внешней политике, определяемым Президентом.
Целесообразно закрепить в Регламенте Государст