РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)
Уважаемое Федеральное Собрание, уважаемые граждане России!
В Послании 2005 года затрону ряд принципиальных идеологических и политических вопросов. Считаю, что на данном этапе развития России такой разговор - необходим.
Самые актуальные из стоящих перед нами социально-экономических задач, включая конкретные национальные проекты, были названы еще в предыдущем Послании. Намерен развить их в Бюджетном Послании, а также в ряде других документов. При этом прошу рассматривать прошлогоднее и нынешнее Послания Федеральному Собранию как единую программу действий, как нашу совместную программу на ближайшее десятилетие.
Главной политико-идеологической задачей считаю развитие России как свободного, демократического государства. Мы довольно часто произносим эти слова, однако глубинный смысл ценностей свободы и демократии, справедливости и законности - в их практическом преломлении в нашей жизни - раскрываем достаточно редко. Между тем потребность в таком анализе есть. Идущие в России объективно непростые процессы все больше и больше становятся предметом активных идеологических дискуссий. И они связываются именно с разговорами о свободе и демократии. Порой можно слышать, что поскольку российский народ веками безмолвствовал, то и свобода для него якобы непривычна и не нужна. И будто бы поэтому наши граждане нуждаются в постоянном начальственном присмотре.
Хотел бы вернуть тех, кто так считает, - к реальности, к тому, что есть на самом деле. Для этого еще раз напомню, как зарождалась новейшая российская история.
Прежде всего следует признать (и об этом я уже говорил), что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию. Накопления граждан были обесценены, старые идеалы - разрушены. Многие учреждения - распущены или реформированы просто "на скорую руку". Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией и последовавшей хасавюртовской капитуляцией.
Олигархические группировки, обладая неограниченным контролем над информационными потоками, обслуживали исключительно собственные, корпоративные интересы. Массовая бедность стала восприниматься как норма. И все это происходило на фоне тяжелейшего экономического спада, нестабильных финансов, паралича социальной сферы.
Многие тогда думали, многим тогда казалось, что наша молодая демократия является не продолжением российской государственности, а ее окончательным крахом. Является - затянувшейся агонией советской системы.
Те, кто так думали, - ошиблись. Именно в этот период в России происходили крайне значимые события. В нашем обществе вырабатывалась не только энергия самосохранения, но и воля к новой, свободной жизни. И в те непростые годы народу России предстояло одновременно отстоять государственный суверенитет и безошибочно выбрать новый вектор в развитии своей тысячелетней истории.
Надо было решить труднейшую задачу - как сохранить собственные ценности, не растерять безусловных достижений и подтвердить жизнеспособность российской демократии. Мы должны были найти собственную дорогу к строительству демократического, свободного и справедливого общества и государства.
Говоря о справедливости, имею в виду, конечно же, не печально известную формулу "все отнять и поделить", а открытие широких и равных возможностей развития для всех, успеха для всех, лучшей жизни для всех. В конечном счете - на базе утверждения именно таких принципов - мы и должны стать свободным обществом свободных людей. И в этой связи нелишне вспомнить, как исторически в российском обществе формировалось стремление к свободе и справедливости, как оно вызревало в общественном сознании.
Прежде всего, Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром.
В течение трех столетий мы вместе с другими европейскими народами рука об руку прошли через реформы просвещения, трудности становления парламентаризма, муниципальной и судебной власти, формирование схожих правовых систем. Шаг за шагом, мы вместе продвигались к признанию и расширению прав человека, к равному и всеобщему избирательному праву, к пониманию необходимости заботы о малоимущих и слабых, к эмансипации женщин, к другим социальным завоеваниям.
Повторю, все это мы делали вместе - в чем-то отставая, а в чем-то иногда и опережая общеевропейские стандарты.
* * *
Убежден, для современной России ценности демократии не менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей.
Во-первых, только в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты. И без сомнения, обеспечение прав и свобод человека является критически важным как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни России. Право быть избранным или назначенным на государственные должности, как и возможность получить публичные услуги, публичную информацию, должны быть доступны в равной степени всем гражданам страны. При этом любой преступивший закон должен знать, что наказание - неотвратимо.
Во-вторых, только в свободном обществе каждый трудоспособный гражданин имеет право на равных участвовать в конкурентной борьбе и свободно выбирать себе партнеров, а соответственно этому - и зарабатывать. Достаток каждого должен определяться его трудом и способностями, квалификацией и затраченными усилиями, а он сам - вправе распорядиться заработанным по своему усмотрению, в том числе и передать по наследству своим детям.
Таким образом, соблюдение принципов справедливости прямо связано с равенством возможностей, и это, в свою очередь, должно быть обеспечено не кем иным, как государством.
В-третьих, российское государство - если оно хочет быть справедливым - обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам: инвалидам, пенсионерам, сиротам. С тем чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были бы для них доступными.
Все эти функции и обязанности прямо поручены государству обществом.
И наконец, свободное и справедливое общество не имеет внутренних границ, ограничений на передвижение, а оно само - открыто для остального мира. Это дает гражданам нашей страны в полной мере пользоваться богатствами всей человеческой цивилизации, включая достижения образования, науки, мировой истории и культуры.
Именно наши ценности определяют и наше стремление к росту государственной самостоятельности России, укреплению ее суверенитета. Мы - свободная нация, и наше место в современном мире (хочу это особо подчеркнуть) будет определяться лишь тем, насколько сильными и успешными мы будем. (Аплодисменты.)
Я подробно остановился на этих ключевых - и в целом общих - понятиях, чтобы показать, как названные принципы должны отражаться в нашей каждодневной практике. Полагаю, что эти действия можно условно осуществлять, как минимум, в трех направлениях.
Первое - меры по развитию государства. Второе - укрепление закона и развитие политической системы, повышение эффективности правосудия. И наконец, третье - развитие личности и гражданского общества в целом.
* * *
Сначала - о государстве. Вы знаете, что в течение последних пяти лет мы были вынуждены решать трудные задачи по предотвращению деградации государственных и общественных институтов. Но в то же время - обязаны были создавать основы для развития на годы и десятилетия вперед. Мы вместе разбирали завалы и постепенно продвигались дальше. И в этой связи политика стабилизации фактически была политикой реагирования на накопленные проблемы.
Эта политика в целом оправдала себя. Но к настоящему времени - себя уже исчерпала. Теперь ей на смену должна прийти политика, устремленная в будущее. И для этого нам крайне необходимо эффективное государство.
Однако, несмотря на многие позитивные изменения, эта действительно центральная проблема в полной мере не решена. Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас - просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению.
Особенностью последнего времени стало то, что недобросовестная часть бюрократии (как федеральной, так и местной) научилась потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах. Стала использовать появившиеся у нас, наконец, благополучные условия и появившийся шанс для роста не общественного, а собственного благосостояния.
Кстати сказать, партийная и корпоративная бюрократия в этом смысле ведут себя не лучше бюрократии государственной. И если сейчас, когда созданы предпосылки для серьезной и масштабной работы, государство поддастся соблазну простых решений - то верх возьмет бюрократическая реакция. Вместо прорыва мы можем получить стагнацию. При этом потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм - будут стремительно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации, все большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей.
Повторю, наша действительность не может нас удовлетворить. Ведь, освободив крупнейшие средства массовой информации от олигархической цензуры, мы не защитили их от нездорового рвения отдельных начальников. Направляя правоохранительные органы на справедливую борьбу с преступлениями - в том числе с налоговыми преступлениями, - то и дело обнаруживаем грубые нарушения прав предпринимателей, а порой и просто откровенный рэкет со стороны государственных структур.
Многим чиновникам кажется, что так будет всегда и что подобные издержки - это и есть результат. Должен их огорчить. В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной и коррумпированной бюрократии. (Аплодисменты.)
Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры - не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге - политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это - наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать. (Аплодисменты.)
Следующая по значимости крупная задача в сфере государственного строительства - это укрепление Федерации. При этом главная задача, решения которой мы добиваемся, - это построение эффективного государства в существующих границах.
Вы знаете, в последнее время все активнее проявляется желание некоторых субъектов Федерации объединяться. Это - положительная тенденция, и важно не превратить ее в очередную политическую кампанию. При этом следует помнить, что субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики. В конечном счете - ради роста благосостояния людей.
Конечно, процесс объединения субъектов Федерации - дело сложное, но иначе, и хочу это подчеркнуть - не всегда и не везде, а в отдельных случаях, мы не сможем сконцентрировать ресурсы государства для управления огромной и уникальной по своему составу территорией. Ведь многие субъекты у нас являются сложноподчиненными. Проблемы распределения властных полномочий между их государственными органами (в первую очередь в налоговой и бюджетной сферах) возникают постоянно. Однако вся энергия пока что уходит на споры и согласования, а порой и на выяснение отношений в судах, в том числе - в Конституционном Суде. И это происходит тогда, когда уже появились и новые возможности, и необходимость реализовать целый ряд крупных национальных проектов.
Конкретные примеры вам хорошо известны. Идущее сейчас объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов должно помочь освоению новых месторождений и энергообеспечению восточных регионов Сибири. А ясные и четкие административные решения должны открыть выгоды масштабных инвестиций в развитие российских территорий.
Третьей серьезной задачей считаю проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства. И здесь прежде всего выделю меры по стабилизации гражданского оборота, кардинальному расширению возможностей для свободного предпринимательства и сферы приложения капиталов.
Во-первых, надо принять меры по укреплению гражданского оборота. Я уже говорил, что мы должны в ближайшее время сократить до трех лет срок давности по применению последствий недействительности ничтожных сделок. Этот срок в настоящее время составляет десять лет. Такое предложение уже широко обсуждается, и потому хотел бы еще раз подчеркнуть мотивы, которыми мы руководствовались, делая это предложение.
Незыблемость права частной собственности - это основа основ ведения всякого бизнеса. Правила, которых придерживается в этой области государство, должны быть ясны для всех и, что немаловажно, - быть стабильны. Это позволяет нормально планировать и ведение бизнеса, и жизнь каждого, кто развивает свое дело. Это позволяет гражданам спокойно, без опасений, заключать соглашения по таким жизненно важным вопросам, как, например, приобретение жилья или его приватизация, которая в основном уже прошла в нашей стране. Это в целом - мотивирует к приобретению имущества и к расширению производства.
В то же время нельзя безразлично относиться к тем, кто, совершая сделки, отступал от закона. Конечно, государство должно на это реагировать, но обязан заметить: три года - это тоже большой срок, который вполне позволяет и заинтересованным лицам, и государству выяснять в суде свои взаимоотношения. Подчеркну также, что именно трехлетний срок исковой давности был самым длительным в нашем законодательстве в течение последних ста лет.
Десять лет - это неоправданно долго, исходя из общеэкономических и правовых соображений. Такой срок порождает массу неопределенностей, расхолаживая прежде всего государство. Он расхолаживает не только государство, но и других участников процесса. Кстати говоря, соответствующие предложения по поправкам в законодательство внесены нами в Правительство Российской Федерации. К сожалению, пока ни ответа ни привета, а поправить-то нужно только одно слово в одной статье. Я прошу ускорить формальное согласование. (Аплодисменты.)
Во-вторых, надо помочь гражданам легализовать в упрощенном порядке принадлежащие им фактически объекты жилой недвижимости, а именно: гаражи, жилье, садовые участки в различных кооперативах и садоводческих товариществах и соответствующие земельные участки. (Аплодисменты.)
Такой порядок легализации должен быть максимально прост для граждан, а само оформление документов не должно создавать для них дополнительных проблем. Это, кстати, даст и такие дополнительные возможности, как законная передача имущества в наследство, получение кредитов в банках под залог данного имущества.
И в-третьих, необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопровождаться только двумя условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российских банках. Эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не болтаться в офшорных зонах. (Аплодисменты.)
Остановлюсь еще на одной, на мой взгляд, системообразующей задаче в сфере развития государства. Она касается работы налоговых и таможенных органов. Считаю, что приоритетом в их деятельности должна стать проверка исполнения налогового, таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин.
Очевидно, что фискальные органы в любой стране должны проводить контроль за правильностью уплаты налогов. Но справедливо будет признать и то, что в последние годы наша налоговая система находилась в стадии формирования. Потребовались время и богатая правоприменительная, судебная практика, чтобы у нас появились четкие ответы на очень многие вопросы.
Фискальные органы не должны проходить мимо нарушения законов - ни в коем случае не должны. Вместе с тем должны быть найдены такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бизнес в тупик. Налоговые органы не вправе "терроризировать" бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам. Они должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения - при этом главное внимание уделяя проверкам текущего периода.
Полагаю, что все вышеназванные меры помогут стабилизировать гражданский оборот, создать дополнительные гарантии для долгосрочного развития бизнеса, в конечном счете - для обеспечения большей свободы предпринимательства и справедливого отношения к нему со стороны государства.
И наконец, еще один важный вопрос. Россия крайне заинтересована в масштабном притоке частных - в том числе иностранных - инвестиций. Это - наш стратегический выбор и стратегический подход. Однако на практике инвесторы подчас сталкиваются с ограничениями, которые объясняются соображениями самого разного порядка, в том числе и соображениями национальной безопасности. При этом все это - не оформлено юридически.
Такая неопределенность создает проблемы как государству, так и инвесторам. И нам пора четко определить те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе государственного, капитала. (Аплодисменты.) Имею в виду некоторые объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, месторождения полезных ископаемых, имеющие стратегическое значение для будущего страны, для будущих поколений россиян, а также - инфраструктурные монополии.
Необходимо разработать и закрепить на законодательном уровне систему критериев, определяющих ограничения для иностранного капитала по участию в таких сферах экономики. И одновременно - обязательно определиться с соответствующим перечнем отраслей или объектов, который не будет подлежать расширению и не будет расширительно толковаться. Именно такой подход используется сегодня в ряде стран с развитой рыночной экономикой, и мы его тоже должны использовать.
Сохраняя такой контроль и ограничения в ряде секторов экономики, мы должны в целом создать благоприятные условия для прихода частного капитала во все привлекательные отрасли. И думаю, вы со мной согласитесь - нужно прямо сказать, что пока, к сожалению, в этом отношении сделано слишком мало.
Повторю, все решения должны быть закреплены на законодательном уровне. Цель таких мер очевидна - инвесторам не нужны загадки и шарады, их деньги придут только туда, где есть стабильность, а правила игры ясны и понятны. И такой подход будет справедлив и по отношению к обществу, и к государству - которое обязано защищать свои перспективные интересы, думая о развитии страны на годы и на десятилетия вперед.
Уважаемые к