оллеги!
Необходимым условием развития в стране демократии является создание эффективной правовой и политической системы. Но ценой развития демократических процедур не может быть ни правопорядок, ни столь трудно достигнутая стабильность, ни устойчивое проведение взятого экономического курса. В этом вижу самостоятельный характер выбранного нами демократического пути. И потому мы будем двигаться вперед, учитывая наши собственные внутренние обстоятельства и в обязательном порядке - опираясь на закон, на конституционные гарантии.
Разумеется, сама власть также не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами. И она обязана открывать всё новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии.
Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам - это значит не уважать себя и своих сограждан. Это значит - не понимать прошлого и не видеть будущего.
"Государственная власть, - писал великий русский философ Иван Ильин, - имеет свои пределы, обозначаемые именно тем, что она есть власть, извне подходящая человеку. И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться. Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, любви, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество. Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный, повседневный быт и без крайней необходимости стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей". Давайте не будем забывать об этом.
Россия - это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом - с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики - можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии. Как суверенная страна - Россия способна и будет самостоятельно определять для себя и сроки, и условия движения по этому пути. (Аплодисменты.)
Однако, повторю, последовательное развитие демократии в России возможно лишь правовым, законным путем. Всякого рода внеправовые методы борьбы за национальные, религиозные, иные интересы противоречат самим принципам демократии. Государство будет на них законным и жестким образом реагировать. И нам нужны такие правоохранительные органы, работой которых добропорядочный гражданин будет гордиться, а не переходить на другую сторону улицы при виде человека в погонах.
Тем, кто ставит своей главной задачей собственную наживу, а не защиту закона - не место в правоохранительной системе. И потому мотивация сотрудников этих органов должна быть прежде всего связана с качеством защиты прав и свобод граждан.
И наконец, если часть российского общества будет по-прежнему воспринимать судебную систему как коррумпированную, - говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно.
В целом отмечу, что организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов и соответствующие решения будут подготовлены.
* * *
Укрепление правопорядка неотделимо от устранения источников террористической агрессии на территории России. За последние годы нами было сделано достаточно много серьезных шагов в борьбе с террором. Но иллюзий здесь быть не должно - угроза еще очень сильна, мы еще пропускаем очень чувствительные удары. Преступники все еще совершают ужасные злодеяния, целью которых является устрашение общества. И нам нужно набраться мужества продолжить работу по искоренению террора. Стоит только проявить слабость, мягкотелость - потерь будет несоизмеримо больше и они могут обернуться общенациональной катастрофой.
Рассчитываю на энергичную работу по укреплению безопасности на Юге России и утверждению там ценностей свободы и справедливости. Условиями этого являются развитие экономики, создание новых рабочих мест, строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры.
Поддерживаю проведение уже в этом году парламентских выборов в Чеченской Республике. Они должны стать и основой стабильности, и основой развития демократии в этом регионе. Отмечу, что уже сейчас в Северо-Кавказском регионе есть неплохие предпосылки для опережающего экономического роста. Он обладает одной из самых развитых в России транспортных инфраструктур, качественным потенциалом трудовых ресурсов, а число желающих заняться здесь предпринимательством - как показывают опросы - превышает среднероссийский показатель.
В то же время здесь гораздо более высокая доля теневой экономики, криминализации хозяйственных отношений в целом. И в этой связи органы власти должны не только укреплять правоохранительную и судебную системы в этом регионе, но и содействовать развитию деловой активности населения.
Мы не в меньшей степени должны заниматься и другими стратегически важными регионами Российской Федерации. Имею в виду Дальний Восток, Калининградскую область, другие приграничные территории. Здесь необходима концентрация государственных ресурсов на расширении транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктур - включая создание трансконтинентальных коридоров. И именно эти регионы должны стать опорными при сотрудничестве России с сопредельными государствами, с нашими соседями.
Уважаемое Собрание!
Уже очень скоро, 9 Мая мы будем праздновать 60-летие Великой Победы. Этот день по праву можно считать днем торжества цивилизации над фашизмом. Общая победа позволила отстоять принципы свободы, независимости, равенства всех людей и народов. Для нас очевидно, что победа была достигнута не только силой оружия, но и силой духа всех народов, объединенных в то время в союзном государстве. Их сплоченностью против бесчеловечности, геноцида и претензий одной нации помыкать другими.
Между тем страшные уроки прошлого диктуют нам свои императивы и сегодня. И Россия, связанная с бывшими республиками СССР, связанная с независимыми сегодня государствами - и единством исторической судьбы, и русским языком, и великой культурой, - не может оставаться в стороне от общего стремления к свободе. Сегодня, когда на постсоветском пространстве образовались и развиваются самостоятельные, независимые государства, мы вместе хотим соответствовать гуманистическим ценностям, широким возможностям личного и коллективного успеха, выстраданным стандартам цивилизаций. Стандартам - которые могут дать нам единое экономическое, гуманитарное, правовое пространство.
Отстаивая российские внешнеполитические интересы, мы заинтересованы в развитии экономики и укреплении международного авторитета государств - наших ближайших соседей. Заинтересованы в синхронизации темпов и параметров реформаторских процессов в России и государствах Содружества. И готовы перенимать действительно полезный опыт наших соседей, а также делиться с ними своими идеями и своими результатами в работе.
Наши цели на международной арене - предельно понятны: безопасность границ и создание благоприятных внешних условий для решения внутренних российских проблем. Мы не изобретаем никаких новшеств, а стремимся использовать все то, что было накоплено европейской цивилизацией и мировой историей. Безусловно и то, что цивилизаторская миссия российской нации на евразийском континенте должна быть продолжена. Она состоит в том, чтобы демократические ценности, помноженные на национальные интересы, обогащали и укрепляли нашу историческую общность.
Для нас, кроме того, остается важнейшим вопросом международная поддержка в обеспечении прав российских соотечественников за рубежом. И это - не предмет политического или дипломатического торга. (Аплодисменты.) Мы рассчитываем, что новые члены НАТО и ЕЭС на постсоветском пространстве на деле докажут свое уважение к правам человека, включая права национальных меньшинств.
Не имеют права требовать соблюдения прав человека от других те, кто сами их не уважают, не соблюдают или не могут обеспечить. (Аплодисменты.)
Мы также готовы к эффективному партнерству со всеми странами в решении глобальных проблем - от поиска действенного ответа на ухудшение окружающей среды до освоения космоса, от предотвращения глобальных техногенных катастроф до устранения угрозы распространения СПИДа. И конечно - к единению усилий в борьбе с такими вызовами современному миропорядку, как международный терроризм, трансграничная преступность и наркоторговля.
* * *
Несколько слов о приоритетных задачах в сфере развития гражданского общества.
С.Витте как-то писал: "Государство не столь созидает, сколь восполняет, истинными же созидателями являются все граждане... Не налагать руку на самостоятельность, а развивать ее всячески и помогать ей". Этот совет актуален и по сей день.
Полагаю, что мы прежде всего должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это - важнейший политический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справедливости. В этой связи определенные надежды возлагаю на обсуждающийся сейчас законопроект об информационной открытости государственных органов. Важно, чтобы он был принят как можно быстрее. Его реализация позволит гражданам получать больше объективной информации о деятельности государственного аппарата, поможет им защитить свои интересы.
Хотел бы сегодня поговорить и о другой, вполне конкретной теме. А именно - что надо сделать, чтобы на национальном телевидении были в полной мере учтены самые актуальные потребности российского гражданского общества и обеспечены его интересы. Мы должны создать гарантии, при которых государственное телерадиовещание будет максимально объективным, свободным от влияния каких бы то ни было отдельных групп и отражать весь спектр общественно-политических сил в стране. (Аплодисменты.)
Предлагаю усилить полномочия Общественной палаты в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением телеканалами принципов свободы слова. (Аплодисменты.) Для этого в составе палаты может быть создана комиссия из числа уважаемых профессиональным сообществом людей, которые будут обеспечивать независимость вещательной политики, привлекать для работы квалифицированные кадры. С этой целью планирую внести в Государственную Думу соответствующие поправки в законодательство. Кроме того, доступ к СМИ необходимо обеспечить и всем парламентским фракциям. (Аплодисменты.)
Уверен, что предлагаемые меры повысят качество и объективность информации, которую сегодня получает наше общество, интенсифицируют культурную жизнь. Позволят любому гражданину - проживающему даже в самом отдаленном уголке нашей страны - иметь доступ к тем достижениям, которыми так богат современный мир.
И наконец, несколько слов о гарантиях деятельности политических партий в парламенте. Считаю, что каждая фракция должна иметь возможность в равной мере высказывать свою позицию по обсуждаемым вопросам, предлагать свои предложения, свои суждения по ключевым вопросам развития страны; иметь своих представителей в руководстве комитетов и комиссий; добиваться включения в повестку дня интересующих ее тем и проблем. Полагаю также, что нужно утвердить законом процедуру парламентских расследований. (Аплодисменты.)
Кроме того, в целях дальнейшего укрепления роли партии в формировании государственной власти предлагаю внести на обсуждение Государственного совета России вопрос об уточнении нового порядка наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации. В качестве кандидата на этот пост Президентом страны мог бы предлагаться представитель победившей на региональных выборах партии. (Аплодисменты.)
Уважаемые коллеги!
Говоря о фундаментальных проблемах развития государства и гражданского общества, не могу не затронуть ряд конкретных вопросов, решение которых давно назрело. Глубоко убежден, что успех нашей политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем.
Мы не можем мириться с тем, что российские женщины живут почти на десять, а мужчины - почти на шестнадцать лет меньше, чем в Западной Европе. Между тем многие из ныне существующих причин смертности не только устранимы, но даже не требуют особых затрат. Так, в России почти 100 человек в день погибает в дорожно-транспортных происшествиях. Причины этого хорошо известны, и нам следует реализовать целый комплекс мер, позволяющих преодолеть эту ужасную ситуацию.
Мы постоянно возвращаемся и к вопросам состояния здравоохранения. Пути улучшения ситуации в этой сфере в настоящее время активно обсуждаются. Не предвосхищая окончательных решений, уверен, что нам нужно прежде всего обеспечить доступность и высокое качество медицинской помощи, возродить профилактику заболеваний как традицию российской медицинской школы. (Аплодисменты.)
Особо остановлюсь на другой сложной для нашего общества теме - последствиях алкоголизма и наркомании. В России только от отравления алкоголем, и прежде всего - его суррогатами, ежегодно умирает около 40 тысяч человек. В основном это - молодые мужчины, кормильцы семей. Однако эту проблему невозможно решить методом запретов, и результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех.
Между тем, просматривая бюджетные программы следующего года, инвестиционные программы Правительства, не увидел там никакого желания решать эту проблему на федеральном уровне. Понятно, что по законодательству это прежде всего вопросы региональные и муниципальные, но без соответствующей поддержки со стороны федерального Правительства проблему эту нам не решить.
Прошу внести соответствующие изменения. (Аплодисменты.)
Еще одна общенациональная проблема - это низкая рождаемость. В стране все больше семей, имеющих только одного ребенка. Нам необходимо повысить престиж материнства и отцовства, создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей. И, кстати, считал бы правильным отменить налог на имущество, переходящее в порядке наследования. (Аплодисменты.) Потому что миллиардные состояния все равно где-то запрятаны в офшорах и они не передаются у нас здесь по наследству. А какой-нибудь садовый домик - за него нужно заплатить такие деньги, которые человеку часто не по карману. (Аплодисменты.)
Полагаю также, что рост численности населения должен сопровождаться осмысленной стратегией иммиграционной политики. Мы заинтересованы в притоке квалифицированных и легальных трудовых ресурсов. Но еще немалое число предпринимателей в России пользуется выгодами нелегальной иммиграции. Ведь бесправный иммигрант особенно удобен для неограниченной эксплуатации. Он, кстати сказать, и потенциально опасен с точки зрения правонарушений.
Однако речь должна идти не только о сокращении размеров теневого сектора, но и о реальной пользе для всего российского государства и общества. В конечном итоге - каждый легальный иммигрант должен получить возможность стать гражданином России.
Нельзя откладывать решение таких проблем. Меры по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения иммиграции, должны реализовываться одновременно. Уверен, что нашему обществу по силам решить эти задачи и постепенно стабилизировать численность российского населения. (Аплодисменты.)
* * *
Необходимо подвести черту и под рядом других накопившихся годами проблем. Прежде всего это касается заработной платы учителей, врачей, работников культуры, науки и военнослужащих. Они должны, наконец, почувствовать преимущества от роста экономики в стране.
На их плечах лежит забота о том, чтобы новые поколения российских граждан вырастали здоровыми и образованными людьми, сохраняющими традиции и духовные ценности своих предков. Это они задают современные стандарты развития общества, участвуют в формировании нынешней и будущей элиты России. Они являются хранителями богатейшего культурного и духовного наследия нашей страны. И потому от качества труда этих людей зависит не меньше, чем от роста экономических показателей. Зависит - в какой стране мы будем жить завтра, каким будет в ней уровень свободы, справедливости и демократии. И наконец - будет ли страна надежно защищена.
В то же время реальный уровень оплаты труда в этих отраслях все еще ниже, чем в конце 80-х годов. А средняя зарплата в бюджетной сфере - значительно ниже средней зарплаты по стране. Из восемнадцати ставок единой тарифной сетки двенадцать - ниже прожиточного минимума. То есть для большинства работников бюджетных организаций риски попасть в зону бедности - крайне высоки, и столь унизительное положение мешает людям эффективно и творчески работать.
Считаю необходимым в течение трех лет добиться повышения доходов бюджетников в реальном выражении (хочу подчеркнуть - в реальном) не менее чем в полтора раза. То есть в ближайшие годы зарплаты бюджетников должны расти как минимум в полтора раза быстрее, чем цены на потребительские товары. (Аплодисменты.)
Подчеркну, речь идет о необходимом минимуме, ниже которого мы не можем и не должны, не имеем права опускаться. Таким образом, мы сможем добиться приближения средней зарплаты в бюджетном секторе к средней зарплате по стране.
При этом надо иметь в виду, что ответственность за установление размера и своевременная выплата зарплат большинству бюджетников лежит на властях регионов. И нужно выстраивать межбюджетные отношения таким образом, чтобы субъекты Российской Федерации также имели возможность повышать заработную плату в бюджетной сфере опережающими темпами. (Аплодисменты.)
В то же время надо отдавать себе отчет, что простого повышения зарплаты для решения проблем бюджетного сектора экономики недостаточно. Давно назрела необходимость в таких финансовых решениях и механизмах, которые способны мотивировать к достижению эффективных результатов и сами организации социальной сферы. Таким образом, финансовая политика должна стать одним из стимулов к повышению доступности и качества социальных услуг.
И наконец, следует создать условия для активного привлечения инвестиций из других, помимо государственных, источников в здравоохранение, образование, науку и культуру. Подчеркну также, что определенные в предыдущем Послании задачи по модернизации образования, здравоохранения должны решаться, но должны решаться предельно аккуратно. (Аплодисменты.) Реорганизация ради реорганизации не должна становиться самоцелью. (Аплодисменты.) Главное - это качество услуг. Хочу еще раз подчеркнуть - их доступность подавляющему большинству граждан, их реальное влияние на социально-экономические процессы в стране.
* * *
Говоря о наших ценностных ориентирах, затрону еще одну, на мой взгляд, важную тему. Речь пойдет об уровне общественной нравственности и культуры. Известно, что высокая деловая репутация всегда была достойным залогом при заключении сделок, а человеческая порядочность - обязательным условием участия в жизни общества и государства. Безнравственность российским обществом осуждалась, недостойное поведение - всегда публично порицалось.
В России право и мораль, политика и нравственность традиционно признавались понятиями близкими и соотносимыми. Во всяком случае, их взаимосвязь была декларируемым идеалом и целью. При всех известных издержках, уровень нравственности и в царской России, и в советские времена являлся весьма значимой шкалой и критерием репутации людей как на рабочем месте, так и в обществе, и в быту. И вряд ли можно отрицать, что такие ценности, как крепкая дружба, взаимовыручка, доверие, товарищество и надежность, в течение многих веков оставались на российской земле ценностями непреложными и непреходящими. (Аплодисменты.)
Известный российский теоретик государства и права профессор Л.Петражицкий отмечал, что ""обязанность помогать нуждающимся, аккуратно платить рабочим условленную плату... - это в первую очередь этические нормы". Хочу отметить, что написано это было в 1910 году.
Считаю, что без следования общепринятым в цивилизованном обществе нравственным стандартам и современный российский бизнес вряд ли может рассчитывать на то, чтобы признаваться респектабельным. Вряд ли он станет уважаемым, причем не только в мире, но что еще гораздо важнее - внутри своей собственной страны. Ведь многие трудности современной российской экономики и политики уходят своими корнями именно в проблему недоверия к состоятельному классу со стороны подавляющего большинства общества.
Следует также отметить, что коррумпированность чиновничества и рост преступности тоже являются одним из следствий дефицита доверия и моральной силы в нашем обществе. И Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека станет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и его культуры.
Уважаемые граждане! Уважаемое Федеральное Собрание!
Наша страна находится в преддверии юбилея Великой Победы. Она досталась нам огромной ценой, ценой огромных неисчислимых жертв.
Солдат Великой Отечественной по праву называют солдатами свободы. Они принесли миру избавление от человеконенавистнической идеологии и тирании, отстояли суверенитет нашей страны, защитили ее независимость. (Аплодисменты.) Мы всегда будем помнить об этом.
Наш народ сражался против рабства - сражался за право жить на своей земле, за право говорить на родном языке, иметь свою государственность, культуру и традиции. Он сражался за справедливость и за свободу. Он отстоял свое право на самостоятельное развитие.
Он дал тогда нашей Родине будущее. И от нынешних поколений, от нас с вами зависит, каким оно будет.
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)
Москва, Кремль
25 апреля 2005 года