РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПОСЛАНИЕПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В.ПУТИНА С ПОСЛАНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Добрый день, уважаемые коллеги!
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Уважаемые члены Совета Федерации!
Граждане России!
Сегодня, в соответствии с Конституцией, представляю вам доклад о положении в стране. И прежде всего - подведу некоторые итоги.
Прошлогодние результаты во многом стали продолжением начатого три года назад. За трехлетний период мы не только основательно разобрали "завалы" проблем - а заниматься ими приходилось практически в ежедневном режиме, и это нас заставляла делать сама жизнь. Но и добились некоторых положительных результатов.
Сейчас нужно сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия необходимо подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира.
Это - качественно новая задача, качественно новая ступень для страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого ряда, из-за множества других, неотложных, проблем. Такая возможность у нас есть, и мы обязаны ею воспользоваться.
Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией. В ней в полной мере будут обеспечены права человека, гражданские и политические свободы.
Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Страной, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать без страха и ограничений.
Россия будет сильной страной с современными, хорошо оснащенными и мобильными Вооруженными Силами. С армией, готовой защитить Россию и ее союзников, национальные интересы страны и ее граждан.
Все это должно создать достойные условия для жизни людей. Позволит России на равных находиться в сообществе самых развитых государств. И такой страной люди смогут не просто гордиться. Они будут преумножать ее богатство. Будут помнить и уважать нашу великую историю.
В этом - наша с вами стратегическая линия.
Но чтобы этого добиться, необходима консолидация - мобилизация интеллектуальных сил, соединенные усилия органов власти, гражданского общества, всех людей в стране. На основе понятных и четких целей мы должны добиться консолидации для решения наших самых главных общенациональных проблем.
Почему я считаю это жизненно важным?
Весь наш исторический опыт свидетельствует: такая страна как Россия может жить и развиваться в существующих границах, только если она является сильной державой. Во все периоды ослабления страны - политического или экономического - перед Россией всегда и неотвратимо вставала угроза распада.
Да, определенные достижения последних лет позволили говорить о стабилизации. У некоторых даже возникло ощущение, что все наши проблемы решены, что будущее России - вполне предсказуемо и успешно. И вопрос лишь в том, должна наша экономика расти на 4 или на 6 процентов в год и - сколько нам тратить.
Хочу сказать - это не так. Мы стоим перед лицом серьезных угроз. Наш экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат - малоэффективен. Большинство отраслей экономики - неконкурентоспособны. При этом численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне медленно. Международная обстановка остается сложной. Конкуренция в мировой экономике не снижается.
Вокруг нас - страны с высокоразвитой экономикой. Надо прямо сказать: они оттесняют Россию там, где можно, с перспективных мировых рынков, а их видимые экономические преимущества дают повод для роста геополитических амбиций.
Ядерное оружие продолжает распространяться по планете. Терроризм угрожает миру и безопасности наших граждан. Сильные, хорошо вооруженные национальные армии подчас используются не для борьбы с этим злом, а для расширения зон стратегического влияния отдельно взятых государств.
Может ли Россия всерьез противостоять этим угрозам, если наше общество разбито на мелкие группы, если мы будем жить узкими, только групповыми интересами? Если иждивенческие настроения не отступают, а растут, и сами эти настроения подпитываются благодушным отношением бюрократии к тому, что национальное богатство не бережется, не накапливается, а часто транжирится?
Я убежден: без консолидации - хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей и задач - противостоять этим угрозам будет невозможно.
Хотел бы напомнить: на всем протяжении нашей истории Россия и ее граждане совершали и совершают поистине исторический подвиг. Подвиг - во имя целостности страны, во имя мира в ней и стабильной жизни. Удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире - это не только огромный труд. Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа.
Именно таков тысячелетний исторический путь России. Таков способ воспроизводства ее как сильной страны. И мы не имеем права забывать об этом. Должны это учитывать, оценивая и наши сегодняшние опасности, и наши главные задачи. О том, что мы способны их решить, говорят и наши общие, совместно достигнутые, результаты последних трех лет.
Да, нам уже удалось справиться с очень многими проблемами, включая те, что еще совсем недавно казались просто неразрешимыми.
Мы, наконец, юридически и фактически восстановили единство страны. Укрепили государственную власть, приблизили федеральную власть к регионам. Благодаря восстановлению единого правового пространства смогли вплотную заняться разграничением полномочий между центром и регионами. Здесь еще многое нужно сделать, но мы, во всяком случае, уже вплотную занялись этой проблемой. Приступили к строительству дееспособной, финансово-обеспеченной власти на местах. Говорю, как видите, очень аккуратно: только приступили к этой работе.
Приняв третью часть Гражданского кодекса России, завершили важнейший этап работы по кодификации законодательства. Принят и новый Трудовой кодекс. Обновленное законодательство, систематический диалог с профсоюзами и предпринимателями начали формировать цивилизованный рынок труда.
Серьезно продвинулись в создании реально независимого суда. Приняли новые Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы, обеспечив дополнительные гарантии прав человека.
Мы усовершенствовали избирательную систему. В стране созданы условия для развития полноценного гражданского общества. В том числе - для становления в России по-настоящему сильных политических партий.
Мы существенно продвинулись по пути налоговой реформы, начали военную. В результате непростой работы удалось сдвинуть с "мертвой точки" реформу земельных отношений. Напомню: этот вопрос целое десятилетие оставался серьезным экономическим барьером на пути демократии и рынка.
Сделаны первые шаги по реформированию пенсионной системы, инфраструктурных монополий, жилищно-коммунального хозяйства.
Мы вместе преодолели абсолютно неприемлемую ситуацию, при которой отдельные российские территории, по сути дела, находились вне пределов федеральной юрисдикции. Верховенство Российской Конституции и федеральных законов, как и обязанность платить налоги в общегосударственную казну, стали сегодня нормой жизни для всех регионов Российской Федерации.
Здесь я хотел бы сделать одно важное отступление - по очень чувствительной для всех нас теме. В прошлом Послании говорилось о необходимости возвращения Чеченской Республики в политико-правовое пространство страны. Говорилось о свободных выборах, о создании дееспособных институтов республиканской власти. Прямо скажем - не многие тогда в это верили.
Между тем прошел год - и действительность подтвердила, что вместе мы можем добиться очень многого. Я хотел бы еще раз поблагодарить всех, кто поддерживал эту линию руководства страны, кто принял активное участие в этой политике. И, конечно, тех, кто принял активное участие в подготовке конституционного референдума в самой Чечне.
Сегодня я особо благодарю чеченский народ. За мужество. За то, что не позволил себя запугать и не позволяет запугать сегодня. За мудрость, неизменно присущую простым, но чутким к правде людям. Люди в Чечне сердцем почувствовали и свою ответственность, и свой человеческий интерес. И, наконец, референдум показал, что чеченцы по праву считают себя неотъемлемой частью единого российского многонационального народа.
Да, за восстановление территориальной целостности России всем нам пришлось заплатить высокую цену. И мы склоняем головы перед памятью погибших военнослужащих и мирных жителей Чеченской Республики. Всех, кто ценой жизни не позволил разорвать страну на части и выполнил свой долг до конца.
Прошедший в республике конституционный референдум подвел черту под эпохой безвременья. Под теми годами, когда власть в Чечне была присвоена бандитами и когда жители республики в прямом смысле оказались в средневековье, лишились элементарных человеческих прав. Когда на улицах чеченских городов и сел регулярно и демонстративно проводились публичные казни. Когда тысячи людей оказались живым товаром в руках работорговцев. Когда не работали ни школы, ни институты, ни больницы.
Все это закончилось.
Но чтобы жизнь в республике окончательно нормализовалась, предстоит еще очень многое сделать. Необходимо на демократической основе, в соответствии с принятой на референдуме конституцией, избрать президента и парламент республики, сформировать органы местного самоуправления. Разработать и подписать договор о разграничении полномочий между федеральным центром и республикой. И, конечно, восстановить экономику Чечни.
Нам также предстоит передать в руки чеченской милиции организацию в республике правоохранительной работы. Кроме того, в рамках продолжения процесса политического урегулирования и совместно с вами, уважаемые коллеги, ведется подготовка к амнистии. Она создаст условия для вовлечения в мирную жизнь тех, кто по разным причинам не сделал этого раньше, но кто к этому готов сейчас.
Делать все это придется в сложных условиях. Очевидно, что остатки бандитов будут стремиться путем угроз, убийств, терактов запугать жителей республики, сорвать динамично продвигающийся политический процесс. И мы видим, что совершаемые бандитами теракты все чаще направляются именно против гражданского населения, против простых людей.
Но мы обязательно доведем дело до конца. Люди в Чечне будут жить нормальной человеческой жизнью.
Уважаемое Собрание!
Три года назад мы определили, что наиболее серьезными угрозами для страны являются демографический упадок, экономическая слабость России и неэффективность государства.
Удалось ли нам продвинуться в решении этих проблем? И да и нет. Есть как успехи, так и серьезные просчеты. Поговорим об этом сегодня откровенно.
Так, одной из острейших проблем было названо сокращение численности российского населения - сокращение, вызванное прежде всего падением рождаемости и ростом смертности.
В последние годы смертность населения продолжала расти. За три года она увеличилась на 10 процентов. Продолжала снижаться и ожидаемая средняя продолжительность жизни. Печальные цифры: с 67 лет в 1999 году до 64-х - в 2002-м. Среди причин - высокий уровень заболеваемости, смертность от несчастных случаев, отравлений и травм. Усугубляет ситуацию распространение "новых" эпидемий, включая наркоманию и СПИД.
Однако за эти же три года на 18 процентов выросла рождаемость, на 21 процент снизилась младенческая смертность. Сейчас она находится на рекордно низком уровне за всю нашу историю.
Напоминаю, что недавно в рамках Госсовета мы рассмотрели комплекс вопросов по ускоренному переходу к страховой медицине. Полагаю, что это поможет существенно укрепить финансовую базу здравоохранения. И после отработки во второй половине этого года в 16 регионах России организационных вопросов, уже со следующего года, будет обеспечено медицинское страхование пенсионеров в масштабах всей страны. Очень надеюсь, что это станет серьезной поддержкой нашим пожилым гражданам.
Проведенная Всероссийская перепись показала, что, по предварительным данным, численность постоянного населения страны составляет более 145 миллионов человек. Это почти на 2 миллиона человек больше, чем показывала текущая статистика, но и на 2 миллиона меньше, чем было в 1989 году. О чем эти цифры говорят?
Во-первых, о том, что население страны продолжает сокращаться. Пусть и более медленными темпами, чем показывает текущая статистика, - но продолжает.
Во-вторых, несмотря на некоторый рост рождаемости, мы все же "прирастали" не за счет нее, а за счет легальной иммиграции в страну. Всего за последнее десятилетие к нам переехало около 7 миллионов человек. В основном, конечно, из стран Содружества Независимых Государств.
Это - очень показательный результат. И он свидетельствует, что несмотря на все наши трудности, Россия остается страной, привлекательной для жизни и работы миллионов людей.
Одной из серьезных проблем три года назад была также названа усиливающаяся глобализация экономики, да и всей общественной жизни современного мира. Сегодня ни одна страна - каких бы размеров и какой бы богатой она ни была - не может развиваться успешно, если она изолирована от остального мира. Наоборот, успех сопутствует тем государствам, которые осознанно, грамотно и динамично интегрируются в мировую экономику.
За последние три года на пути международной интеграции нами был сделан ряд серьезных шагов.
Прежде всего, в июне прошлого года Россия была приглашена стать полноправным членом клуба восьми наиболее развитых государств мира. И в нем, совместно с партнерами, мы работаем как над обеспечением наших национальных интересов, так и над решением общих проблем, стоящих перед современной цивилизацией. Важным примером того является глобальное партнерство по нераспространению оружия массового уничтожения. Утилизация этого оружия поможет нам оздоровить экологию некоторых регионов России.
Хотел бы также отметить, что кредитный рейтинг страны стал самым высоким за всю историю новой России. Ряд российских компаний вошли в число крупнейших европейских и мировых. Некоторые из них, впервые за последние 90 лет, начали серьезную экспансию на мировые рынки. Стали заметными участниками международных экономических отношений, серьезными конкурентами зарубежных фирм.
Должен сказать, что мы значительно продвинулись и по пути вступления во Всемирную торговую организацию.
И, наконец, стратегическим и принципиальным вызовом для страны - тогда, три года назад - была названа экономическая слабость России. Что с тех пор изменилось?
С одной стороны, за прошедший период наметились перемены к лучшему. Так, продолжился экономический рост. За три года валовой внутренний продукт страны вырос на 20 процентов, инвестиции в основной капитал - более чем на 30 процентов, физический объем экспорта товаров увеличился на четверть - в том числе экспорта машин, оборудования, транспортных средств более чем на 70 процентов. Неплохой показатель в целом.
Впервые за полвека Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера. С 1999 года продажи наших продовольственных товаров на зарубежных рынках выросли в 3 раза.
Экспорт нефти, нефтепродуктов и газа увеличился на 18 процентов. И сегодня Россия является крупнейшим экспортером топливно-энергетических ресурсов в мире.
Высокими темпами развивались информационные технологии - так называемая "новая экономика" у нас растет. Прирост этой продукции составил от 20 до 30 процентов в год. Значительно вырос уровень телефонизации страны. Число пользователей мобильных телефонных аппаратов ежегодно удваивалось и достигло почти 18 миллионов. По оценкам, сегодня около 10 миллионов человек в России пользуются Интернетом.
Эти цифры показывают, что сбалансированный рост отечественной экономики, базирующейся как на традиционных отраслях, так и на современных технологиях - возможен.
Возросший экономический потенциал страны позволил улучшить жизнь десятков миллионов людей. Благодаря именно экономическому росту за эти годы почти 4 миллиона человек покинули ряды безработных. Возможность трудиться и зарабатывать серьезно сократила и масштабы забастовочной активности: с почти 900 тысяч человек в 1997 году до менее чем 5 тысяч в 2002-м. Заметьте - в условиях не снижающейся, а нарастающей активности профсоюзов.
Реальные доходы населения выросли на 32 процента. Средний размер пенсий еще три года назад составлял 70 процентов от прожиточного минимума пенсионера, а в прошлом году уже сравнялся с ним.
И, наконец, конечное потребление на душу населения увеличилось за три года почти на треть. В прошлом году величина этого показателя превысила уровень не только трехлетней давности, не только значения кризисного 1998 года, но даже и предкризисного 1997 года. И в 2002 году оказалась рекордной за всю отечественную историю.
Конечно, такое перечисление "сухих" цифр может показаться малопонятным. Но, думаю, только не вам. За этими цифрами - значительные средства, ставшие реально доступными миллионам наших граждан. Эти средства способствовали росту благосостояния людей, поддерживали их здоровье, позволяли решать трудные социальные проблемы страны.
И между тем, несмотря на все сказанное, вынужден констатировать: достигнутые нами экономические результаты еще весьма и весьма скромны.
Во-первых, четверть российских граждан по-прежнему имеет доходы ниже прожиточного минимума. Четверть населения страны!
Во-вторых, экономический рост в стране остается крайне неустойчивым. Так, если в 2000 году промышленное производство росло весь год, то в 2002-м - суммарно только в течение 6 месяцев. И, как результат, в последние месяцы уже стала расти безработица.
И, наконец, третье. Снижаются сами темпы экономического роста. В прошлом году, после 10-процентного роста в 2000-м, экономика выросла всего лишь на 4 с небольшим процента. Между тем снижение темпов роста неизбежно влечет за собой уменьшение темпов социального развития; не позволяет решать и многие другие проблемы, стоящие перед страной.
Мы также должны признать: экономическим ростом Россия обязана в первую очередь благоприятному состоянию мировой конъюнктуры последних лет. За счет беспрецедентного улучшения условий внешней торговли для нашей экономики Россия получила значительные экономические преимущества и большие дополнительные доходы.
Часть этих доходов была направлена на повышение уровня жизни наших граждан. Часть - была инвестирована в российскую экономику. Еще одна часть использована на погашение государственного внешнего долга - долга, который нам удалось снизить на четверть. И, наконец, во многом за счет этих доходов мы пополнили резервы - суммарные резервы Центрального банка и Министерства финансов, и собственные золотовалютные резервы ЦБ. При этом последние сегодня составляют рекордную цифру - 61 миллиард долларов. Кстати, более трех лет назад они составляли всего 11 миллиардов.
Думаю, понятно: без этих средств - я имею в виду без удачной внешнеполитической конъюнктуры - наши успехи в социально-экономическом развитии были бы во многом скромнее. И следует помнить, что такая благоприятная для нас ситуация не может быть и не будет вечной.
В этой связи хочу привлечь ваше внимание к еще одной проблеме. Суммарный годовой объем социальных обязательств государства составляет сегодня 6,5 триллионов рублей. Это почти вдвое превышает размеры консолидированного бюджета России. И исполнительн