ая, и законодательная власти за многие годы наобещали людям столько, сколько российская экономика дать просто не в состоянии. Мало того, под популистскими лозунгами и, обманывая граждан страны, невыполнимые обещания наращиваются. Некоторые политики, к сожалению, стремятся нарастить их и сегодня.
Кроме обманутых ожиданий, серьезным последствием роста пустых обещаний становится снижение качества текущей экономической политики. Это также порождает перекосы и конфликты в межбюджетных отношениях. В условиях, когда рост государственных расходов происходит более быстрыми темпами, чем рост реальной экономики, - иного трудно и ожидать.
Думаю, уважаемые члены обеих палат Федерального Собрания и уважаемые главы регионов, нам всем вместе давно пора положить конец подобной политике. Власть не может, не должна, не имеет права обманывать граждан своей собственной страны. Уж если мы с вами людям что-то и пообещали, то нужно обязательно выполнять. Или лучше тогда не обещать, не делать этого.
И последнее. Регулируемые государством тарифы на продукцию и услуги инфраструктурных монополий повышаются темпами, опережающими рост цен в свободном секторе российской экономики. В результате этого увеличивается перераспределение экономических ресурсов в пользу монопольного сектора, а его удельный вес в российской экономике возрастает. При этом высокой эффективности монопольный сектор не показывает. Таким образом, монополисты "душат" конкурентный сектор нашей экономики. Правительство должно за этим следить более строго. Продолжение подобной политики - путь к стагнации.
Вывод из всего сказанного очевиден: при наличии названных положительных тенденций и показателей благоприятная внешняя конъюнктура и стабильная политическая ситуация так и не были - во всяком случае в полной мере - использованы для достижения наших стратегических целей.
Уважаемые депутаты!
Уважаемые члены Совета Федерации!
Прошедшие три года показали, чего мы реально можем добиться, если работаем вместе и на один результат.
Они показали, что Россия - это страна, вовсе не обреченная на кризисы и прозябание. Что российский народ - талантливый, инициативный, предприимчивый. Что он умеет работать и достоин лучшей жизни. И что он способен ее добиться. Конечно, если ему в этом хотя бы не мешать. Лучше, если мы будем помогать.
Считаю, что нашим принципиальным результатом должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира.
Но такое возвращение России состоится лишь тогда, когда Россия станет экономически мощной. Когда она не будет зависеть от подачек международных финансовых организаций или непредсказуемых поворотов внешнеторговой конъюнктуры.
Такое возможно только в условиях устойчивого и быстрого роста. Роста, базирующегося на использовании всех факторов - внутренних и внешних, традиционных и современных, отечественных и зарубежных.
И, наконец, быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. Конкурентоспособным должно быть у нас все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура.
Между тем, экономический рост еще иногда противопоставляют реформам. Можно услышать, что подстегивать его опасно, что гораздо важнее проводить структурные преобразования и реформы. Хочу высказать по этому поводу свое мнение: такое противопоставление, во всяком случае, спорно. Реформы ради реформ не нужны. Не нужна "перманентная революция".
Очевидно, что мотором экономического роста является частная инициатива - как российского, так и зарубежного бизнеса, работающего на российской территории. Очевидно и то, что и сам российский бизнес должен стать современным, предприимчивым, гибким, мобильным. Он должен быть достойным продолжателем великих традиций российского предпринимательства. И патриотизма ему прибавить не помешает.
Еще раз повторю: успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя.
И, наконец, политика экономического роста не может быть противопоставлена социальной политике. Хотел бы подчеркнуть: экономический рост прежде всего нужен нам для повышения благосостояния граждан. С ним прямо связано решение целого ряда насущных проблем. Это - и качественное питание, и добротное, комфортное жилье, и бесперебойная подача электричества и горячей воды. Это - хорошее образование и современное здравоохранение. Это - защита от несчастных случаев и природных катаклизмов. Это, наконец, - более высокая продолжительность жизни в стране.
В свое время мы говорили, что нормой в современном мире является жесткая конкуренция. И потому наша способность конкурировать, готовность вести борьбу за ресурсы и влияние - напрямую определяют ситуацию внутри страны и вес России в международных делах.
Этот подход к перспективам нашего развития был в российском обществе услышан и воспринят.
С тем, что высокая конкурентоспособность страны должна стать важнейшей целью, согласились практически все влиятельные политические силы и наши граждане. Теперь мы должны добиться, чтобы эта цель присутствовала в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Между тем российская бюрократия оказалась плохо подготовлена к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны. И наоборот - она неплохо приспособилась извлекать так называемую "административную ренту" из своего положения. Об этом я говорил еще в прошлом году.
О проблеме неэффективности государства мы говорили и три года назад. Подчеркивали, что слабость государства сводит на "нет" экономические и другие реформы.
Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. Должен подчеркнуть, что такая власть в значительной степени имеет своим источником не что иное, как избыточные функции госорганов. При этом, несмотря на огромное число чиновников, - в стране тяжелейший кадровый голод. Голод - на всех уровнях и во всех структурах власти. Голод - на современных управленцев, эффективных людей.
Сказанное составляет тот фон, на котором предстоит провести жизненно необходимую стране административную реформу.
Как вы знаете, Правительство провело инвентаризацию функций министерств и ведомств. Насчитало их порядка 5 тысяч. Но в ходе этой работы выяснилось, что почти каждое ведомство считает, что его функции нужно не сокращать, а расширять. В том числе за счет других, соседних ведомств.
При всем понимании сложности задачи, при всех проявившихся трудностях - административная реформа, тем не менее, слишком затянулась.
Видимо, Правительству нужно помочь. Очевидно, нужен дополнительный политический импульс. Конечно, он будет дан.
Считаю: бюрократию надо не убеждать уменьшить свои аппетиты, а директивно их ограничить. И надо провести радикальное сокращение функций госорганов. Конечно, это должно быть просчитано очень точно. Но иначе нам эту проблему, видимо, не решить. Сделать это нужно на основе той самой инвентаризации, которую заканчивает правительственная комиссия. И провести это в увязке с комплексом решений по разграничению полномочий между уровнями власти и обеспечению их финансовой самостоятельности.
Одновременно следует сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов.
Несколько слов о приоритетных социально-экономических задачах. Нередко приходится слышать, что российской экономике не нужны качественные подъемы и "рывки". Что необходимости в крупных национальных проектах - дающих серьезные, этапные приращения - нет. И что вполне достаточно быть последовательными исключительно в проведении уже существующей политики. Даже если она не приносит столь ожидаемых всеми нами высоких темпов роста.
Хочу заметить: при таком отношении к делу, при такой боязни делать ответственный выбор, - а речь, конечно, не идет о крупномасштабных проектах в духе "застойных" времен - мы не сможем быстро и качественно продвинуться вперед. Считаю, что проблема реального выбора источника роста появится лишь при жесткой необходимости решать конкретные крупномасштабные задачи.
Такая задача есть, она вполне реалистична, хотя и чрезвычайно сложна.
За десятилетие мы должны, как минимум, удвоить валовой внутренний продукт страны.
Удвоение ВВП - это системная и, конечно же, масштабная задача. Она потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Но главное, что нам здесь нужно сделать, что нам здесь понадобится, - это, опять же, консолидация политических сил, всего общества. Консолидация всех властей, объединение лучших интеллектуальных сил, поддержка общественно-политических структур. Сотрудничество парламента и Правительства. Совместный поиск оптимальных путей решения такой действительно стратегической, важнейшей исторической задачи для России.
Убежден, в России уже есть все условия для постановки и реализации подобных задач. Есть возможности реально заняться масштабным строительством современной и сильной экономики. В конечном итоге - формированием государства, конкурентоспособного во всех смыслах этого слова.
Другая крупная задача, которую надо решить вместе - это достижение полной конвертируемости рубля. Конвертируемости не только внутренней, но и внешней. Не только по текущим, но и по капитальным операциям. Напомню, что в прошлом у России была одна из самых крепких и уважаемых валют в мире. Достоинство "золотого рубля" приравнивалось к достоинству самой державы.
Скажу прямо - стране нужен рубль, свободно обращающийся на международных рынках. Нужна крепкая и надежная связь с мировой экономической системой. И Россия, ставшая полноценным членом "восьмерки" самых развитых государств мира, эту задачу, конечно, решить обязана.
Достижение этой цели станет одним из факторов реальной интеграции России в мировую экономику. А для рядовых граждан нашей страны это будет означать - на практике означать - что, собираясь в дорогу за пределы России, достаточно взять с собой паспорт и российские рубли.
Основными принципами налоговой политики должны оставаться простота налогового учета и применения правовых норм, равенство субъектов налогообложения и разумный уровень налогов. Позвольте несколько слов на эту тему.
Налоговая реформа у нас, к сожалению, становится постоянной и непрерывной. Да, предложенные Правительством меры по снижению налогового бремени - это движение, конечно же, в правильном направлении. Но частота вносимых в налоговое законодательство изменений явно превышает допустимый уровень. Давайте прямо скажем: это говорит о качестве работы. О невысоком качестве работы. Это затрудняет планирование своей жизни всем - и государству, и предприятиям, и гражданам.
Сейчас в налоговой политике Правительство впервые перешло от ежегодного планирования к среднесрочному. Недавно одобрена программа налоговых изменений на ближайшие три года. Это, конечно же, правильный, важный и нужный шаг.
Теперь надо двигаться дальше - разработать контуры налоговой системы, которая будет существовать в России долгие, долгие годы.
Хочу остановиться еще на одной, очень важной и затрагивающей огромное число людей теме - проблеме гражданства.
В настоящее время более 1 миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Мы эту тему совсем недавно обсуждали с лидерами фракций Государственной Думы.
Эти люди приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни. Многие из них служили в российской армии. А сейчас - оказались лицами без гражданства в своей собственной стране.
Принятые в прошлом году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач. Скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей. И я считаю нашим с вами долгом эту ситуацию поправить. Согласен с лидерами фракций на этот счет. Давайте подумаем и внесем соответствующие коррективы.
Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей. Особенно - для жителей стран Содружества Независимых Государств. Для тех, кто близок нам и с кем мы хорошо понимаем друг друга, с кем говорим на одном языке. Это - люди нашей с вами общей, по сути, российской культуры.
Уважаемые коллеги!
Россия стремится и будет поддерживать дружеские, добрососедские отношения со всеми странами мира и вместе с ними решать общие проблемы, защищать общие интересы.
Основной задачей российской внешней политики является реализация наших национальных интересов. При этом базовым принципом остается соблюдение норм международного права.
События последнего года вновь показали, что в обеспечении национальных интересов одинаково необходимы и эффективная дипломатия, и надежный оборонный потенциал России.
В современном мире отношения между государствами в значительной степени определяются существованием серьезных - мирового масштаба - реальных и потенциальных угроз. К числу таких угроз мы относим международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные, территориальные конфликты, наркоугрозы.
При этом представляется чрезвычайно важным, чтобы в случае обострения той или иной угрозы - для мирового сообщества в целом или для отдельной страны - все-таки действовал понятный, прозрачный и всеми признанный механизм принятия решений. Безусловно, важнейшим таким механизмом является Организация Объединенных Наций и ее Совет Безопасности.
Да, решения в Совете Безопасности принимаются не всегда просто. А иногда и вовсе не принимаются. Бывает, что у инициаторов той или иной резолюции просто не хватает аргументов, чтобы убедить другие страны в своей правоте. Решения ООН нравятся, конечно, далеко не всегда и не всем. Но другого, а уж тем более универсального, механизма у мирового сообщества пока нет. И его нужно беречь. Разумеется, модернизация и повышение эффективности работы международных организаций необходимы. И Россия открыта для обсуждения подобных вопросов.
Считаю такие подходы к международным делам цивилизованными и правильными. Эти подходы не направлены против кого-то или за кого-то. Это - наша позиция. Позиция принципиальная. И мы будем ее придерживаться в будущем.
Россия оказалась одной из первых стран, столкнувшихся с масштабной угрозой международного терроризма. Как все мы знаем, еще не так давно это угрожало самой территориальной целостности Российской Федерации. После известных страшных трагедий, произошедших в результате терактов, в мире сложилась антитеррористическая коалиция. Сложилась при нашем активном участии, сотрудничестве с Соединенными Штатами Америки, другими странами. И в ситуации с Афганистаном показала свою высокую дееспособность в борьбе с угрозой террора.
Россия дорожит сформировавшимся антитеррористическим сообществом. Дорожит им как инструментом координации межгосударственных усилий в борьбе с этим злом. Больше того, успешное сотрудничество в рамках коалиции и на основе международного права может стать хорошим примером консолидации цивилизованных государств в борьбе с общими угрозами.
Еще раз подчеркну: Россия заинтересована в устойчивом и предсказуемом миропорядке. Только он способен обеспечить глобальную и региональную стабильность, и в целом - политический и экономический прогресс. Будет способствовать борьбе с бедностью в мире. Это - одна из важнейших задач.
Нашим безусловным внешнеполитическим приоритетом остается укрепление отношений со странами Содружества Независимых Государств. Эти страны - наши ближайшие соседи. Нас объединяют многовековые исторические, культурные, экономические связи. Взаимозависимость нашего развития также очевидна. Кроме всего прочего, там проживают десятки миллионов русских.
И должен прямо сказать: мы рассматриваем пространство СНГ как сферу наших стратегических интересов. Мы также исходим из того, что и для государств Содружества Россия является зоной их национальных интересов. При этом наша страна заинтересована в стабильности и экономическом прогрессе на пространстве СНГ.
Хочу подчеркнуть, что объединительные экономические процессы, идущие в СНГ, связаны с интеграцией наших стран в мировую экономику. И помогают осуществлять эту интеграцию динамичнее, на более выгодных для всех наших партнеров условиях. При этом мы будем последовательно углублять сотрудничество в рамках всё более эффективно работающего Евразийского экономического сообщества.
Кроме того, события в мире подтверждают правильность и своевременность сделанного нами выбора в пользу создания Организации Договора о коллективной безопасности. Ведь в непосредственной близости от нас есть немало источников возникновения реальных, а не мнимых угроз - терроризма, транснациональной преступности, наркоинтервенции. Вместе с партнерами по ОДКБ мы обязаны обеспечить стабильность и безопасность на значительной части пространства бывшего Советского Союза.
Важный элемент нашей внешней политики - широкое сближение и реальная интеграция в Европу. Разумеется, речь идет о сложном и длительном процессе. Но это - наш с вами исторический выбор. Он сделан. Он последовательно реализуется. На данном этапе - через активизацию двусторонних отношений, развитие стратегического партнерства с Европейским союзом, через активное участие в работе Совета Европы.
Вместе, в интересах граждан России, мы нашли политический компромисс по проблеме транзита между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации.
Очевидно и то, что наши интересы, интересы "Большой Европы" требуют новых качественных шагов навстречу друг другу. В этом заинтересованы граждане, деловые, культурные, научные сообщества европейских стран и Российской Федерации. Наши предложения по перспективе развития общеевропейских процессов известны. Это - обеспечение свободного движения граждан, формирование единого экономического пространства.
Это - не самая близкая перспектива. Для достижения указанных целей придется пройти сложный и достаточно долгий путь. Но динамика общеевропейских процессов позволяет говорить об абсолютной реальности этих планов. И очень многими нашими партнерами в Евросоюзе активно поддерживается.
Теперь о модернизации нашей военной организации.
В военной реформе ключевыми вопросами являются существенное перевооружение, совершенствование принципов комплектования и улучшение самой структуры Вооруженных Сил.
Сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия нужна нам для благополучного и мирного развития страны. Эта армия должна быть способна защитить Россию и ее союзников, а также эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами.
В соответствии с утвержденными планами, мы продолжим формирование в сухопутных, воздушно-десантных войсках, морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завершена в 2007 году. Кроме того, на профессиональных принципах будет основана служба во внутренних и пограничных войсках.
На простом и понятном языке это, в частности, - как не единственное, но очень важное последствие - означает следующее: в "горячих" точках и локальных конфликтах, если Россия, не дай Бог, будет сталкиваться с этими вызовами, участвовать должны только подготовленные, профессиональные части.
Хочу также отметить, что опережающими темпами на профессиональную основу будет переводиться сержантский состав наших Вооруженных Сил.
С 2008 года продолжит