Копия в формате PDF
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О Фонде перспективных исследований
Принят Государственной Думой 28 сентября 2012 года
Одобрен Советом Федерации 10 октября 2012 года
(В редакции федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 19.07.2018 № 206-ФЗ)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, полномочия и функции Фонда перспективных исследований (далее - Фонд), созданного в целях содействия осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах, а также устанавливает порядок управления деятельностью Фонда и порядок формирования его имущества.
Статья 2. Правовое положение Фонда
1. Фонд является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме фонда.
2. Фонд создается и осуществляет свою деятельность на основании настоящего Федерального закона. Для создания Фонда и осуществления его деятельности не требуются учредительные документы, предусмотренные статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Полное наименование Фонда на русском языке - Фонд перспективных исследований. Сокращенное наименование Фонда на русском языке - ФПИ. Полное наименование Фонда на английском языке - Advanced Research Foundation. Сокращенное наименование Фонда на английском языке - ARF.
4. Место нахождения Фонда - город Москва.
5. Фонд считается созданным со дня его государственной регистрации - внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
6. Фонд имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.
7. Фонд имеет право учреждать в установленном порядке эмблему Фонда.
8. Фонд имеет банковский счет в Центральном банке Российской Федерации, а также вправе открывать банковские счета в кредитных организациях на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Фонд создается без ограничения срока его деятельности.
10. Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой он создан, и соответствует этой цели. Прибыль Фонда, полученная в результате его деятельности, направляется исключительно на достижение этой цели.
11. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Перечень имущества Фонда, на которое не может быть обращено взыскание, утверждается Правительством Российской Федерации.
12. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Фонда, а Фонд не отвечает по обязательствам Российской Федерации, если они не приняли на себя соответствующие обязательства.
13. Федеральные органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность Фонда и его должностных лиц, направленную на достижение цели, определенной настоящим Федеральным законом.
14. Для достижения цели, определенной настоящим Федеральным законом, Фонд вправе вступать в ассоциации и союзы на основании решений попечительского совета Фонда.
Статья 3. Цель деятельности и основные функции Фонда
1. Целью деятельности Фонда является содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах, в том числе в интересах модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения.
2. Фонд для достижения цели своей деятельности осуществляет следующие основные функции:
1) формирует научные представления о возможных угрозах, критически значимых для обороны страны и безопасности государства, причинах их возникновения и путях устранения;
2) определяет основные направления научных исследований и разработок, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов, в целях развития производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения;
3) организует поиск, заказ на разработку, апробацию и сопровождение инновационных научно-технических идей, передовых конструкторских и технологических решений в области разработки и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения;
4) обеспечивает доведение идей и решений, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, до уровня проектов, в отношении которых будет получено теоретическое и (или) экспериментальное обоснование возможности и целесообразности практического применения (внедрения) созданных при их реализации результатов интеллектуальной деятельности в интересах обороны страны и безопасности государства, в том числе в интересах модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения (далее - проекты);
5) осуществляет финансирование мероприятий и проектов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей части, а также расходов на обеспечение деятельности Фонда; (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 206-ФЗ)
6) распоряжается от имени Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда, а также правами на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенными Фондом на основании договоров, и обеспечивает передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности в целях их практического применения (внедрения);
7) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.
Статья 4. Правовое регулирование деятельности Фонда
1. Деятельность Фонда регулируется настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. На Фонд не распространяются положения пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
3. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ)
4. На Фонд не распространяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Статья 5. Имущество Фонда
1. Имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Фонда, добровольных имущественных взносов, других законных поступлений и является собственностью Фонда.
2. Фонд использует свое имущество исключительно для достижения цели, определенной настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Имущественный взнос Российской Федерации
1. В качестве имущественного взноса Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации Фонду передаются бюджетные ассигнования федерального бюджета.
2. Наряду с бюджетными ассигнованиями федерального бюджета, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, в качестве имущественного взноса Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации Фонду может быть передано иное находящееся в федеральной собственности имущество.
Статья 7. Программа деятельности Фонда на трехлетний период
1. Фонд для достижения цели, определенной настоящим Федеральным законом, разрабатывает программу деятельности Фонда на трехлетний период, включающую в себя основные направления научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов, в том числе в интересах модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения.
2. Программа деятельности Фонда на трехлетний период ежегодно уточняется.
Статья 8. Перечень проектов
1. С учетом включенных в программу деятельности Фонда на трехлетний период основных направлений научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов, формируется перечень проектов.
2. Научно-технический совет Фонда организует поиск, отбор проектов, формирует перечень проектов, а также осуществляет с привлечением экспертов и экспертных организаций подготовку заключений научно-технического совета Фонда о проектах, прошедших отбор.
3. Заключение научно-технического совета Фонда о проекте должно содержать вывод о его соответствии какому-либо включенному в программу деятельности Фонда на трехлетний период основному направлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов, срок реализации проекта и примерный объем средств, необходимых для его реализации.
4. Отбор проектов, формирование перечня проектов и реализация проектов осуществляются в порядке, установленном попечительским советом Фонда.
5. Правление Фонда по результатам отбора проектов на основании заключений научно-технического совета Фонда утверждает перечень проектов, а также вносит в него изменения.
6. Перечень проектов должен содержать наименования проектов, сроки их реализации и объем средств, необходимых для реализации каждого проекта.
Статья 9. Распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности
1. Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда, а также права на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные Фондом на основании договоров, принадлежат Российской Федерации.
2. Фонд передает права на результаты интеллектуальной деятельности в целях практического применения (внедрения) этих результатов:
1) федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", указанным ими юридическим лицам и (или) юридическим лицам, создавшим результаты интеллектуальной деятельности по заказу Фонда, - в целях использования результатов интеллектуальной деятельности для государственных нужд, а также при выполнении работ, оказании услуг или производстве продукции в интересах обороны страны и безопасности государства; (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 206-ФЗ)
2) юридическим лицам - в интересах инновационного развития отраслей экономики Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 206-ФЗ)
21. Фонд распоряжается правами на результаты интеллектуальной деятельности путем совершения одного из следующих действий:
1) отчуждение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности на основе договора об отчуждении исключительного права;
2) предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности на основе лицензионного договора;
3) внесение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества, складочный капитал хозяйственного партнерства, в уставный фонд унитарного предприятия, передача указанного права некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника, а также государственной корпорации в качестве имущественного взноса либо его передача в залог в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(Часть введена - Федеральный закон от 19.07.2018 № 206-ФЗ)
3. Порядок учета результатов интеллектуальной деятельности, созданных по заказу Фонда, и прав на них, порядок учета результатов интеллектуальной деятельности, права на которые приобретены Фондом на основании договоров, и этих прав, порядок и условия передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности в целях их практического применения (внедрения) устанавливаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 206-ФЗ)
Статья 91. Передача Фондом полномочий по распоряжению правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности
Фонд вправе передать полномочия по распоряжению правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по согласованию с ними.
(Статья введена - Федеральный закон от 19.07.2018 № 206-ФЗ)
Статья 10. Органы Фонда
1. Органами управления Фонда являются попечительский совет Фонда, правление Фонда и генеральный директор Фонда.
2. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда является ревизионная комиссия Фонда.
3. В Фонде создается постоянно действующий консультативный орган - научно-технический совет Фонда.
Статья 11. Попечительский совет Фонда
1. Высшим органом управления Фонда является попечительский совет Фонда.
2. В состав попечительского совета Фонда входят пятнадцать членов, в том числе семь представителей Президента Российской Федерации, семь представителей Правительства Российской Федерации, генеральный директор Фонда, являющийся членом попечительского совета Фонда по должности.
3. Члены попечительского совета Фонда назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более чем пять лет.
4. Председатель попечительского совета Фонда назначается Президентом Российской Федерации из числа членов попечительского совета Фонда одновременно с назначением членов попечительского совета Фонда.
5. Полномочия председателя и иных членов попечительского совета Фонда могут быть прекращены досрочно на основании решения Президента Российской Федерации.
6. Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, работают в Фонде не на постоянной основе.
7. Члены попечительского совета Фонда имеют право совмещать свое членство в попечительском совете Фонда с замещением государственной должности Российской Федерации или должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
8. Попечительский совет Фонда рекомендует генеральному директору Фонда кандидатуру для назначения на должность секретаря попечительского совета Фонда, который является штатным работником Фонда.
9. Попечительский совет Фонда осуществляет следующие полномочия:
1) утверждает программу деятельности Фонда на трехлетний период, ежегодно вносит в нее уточнения;
2) представляет Президенту Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность генерального директора Фонда;
3) утверждает порядок отбора проектов, формирования перечня проектов и реализации проектов;
4) утверждает финансовый план доходов и расходов (бюджет) Фонда на трехлетний период, предусматривающий объем финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также объем денежных средств для обеспечения деятельности Фонда, ежегодно вносит в такой план уточнения; (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 206-ФЗ)
5) утверждает порядок осуществления контроля за выполнением программы деятельности Фонда на трехлетний период и реализацией проектов;
6) принимает решения об использовании и о направлениях использования прибыли Фонда;
7) утверждает годовой отчет Фонда и направляет его Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
8) утверждает аудиторскую организацию, прошедшую отбор на конкурсной основе, для проведения ежегодного обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда и размер денежного вознаграждения за оказываемые услуги;
9) заключает и расторгает трудовой договор с генеральным директором Фонда;
10) утверждает положение о правлении Фонда, принимает решения об образовании правления Фонда, о досрочном прекращении его полномочий, о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Фонда;
11) согласовывает утверждаемые генеральным директором Фонда организационную структуру Фонда, штатное расписание Фонда, размер и форму оплаты труда работников Фонда, внесенные в них изменения, а также размер вознаграждения экспертов и экспертных организаций, привлекаемых научно-техническим советом Фонда;
12) утверждает положение о научно-техническом совете Фонда, принимает решения об образовании научно-технического совета Фонда, о назначении на должность председателя и членов научно-технического совета Фонда, о прекращении их полномочий;
13) утверждает положение о ревизионной комиссии Фонда, принимает решения об образовании ревизионной комиссии Фонда, о назначении на должность председателя и членов ревизионной комиссии Фонда, о прекращении их полномочий;
14) осуществляет контроль за деятельностью Фонда, принятием другими органами управления Фонда решений и обеспечением их выполнения, использованием бюджетных ассигнований федерального бюджета, других средств и имущества Фонда;
15) утверждает положение об осуществлении международной деятельности Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) принимает решения об инвестировании временно свободных средств Фонда, а также определяет предельный объем инвестируемых временно свободных средств Фонда;
17) принимает решения о вступлении Фонда в ассоциации и союзы;
171) принимает решения о распоряжении от имени Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда или приобретенные Фондом на основании договоров; (Пункт введен - Федеральный закон от 19.07.2018 № 206-ФЗ)
18) осуществляет по решению Президента Российской Федерации иные полномочия.
10. Заседания попечительского совета Фонда созываются его председателем или иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда, не реже чем один раз в три месяца.
11. Заседания попечительского совета Фонда проводятся его председателем, а в его отсутствие иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда.
12. Попечительский совет Фонда правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов попечительского совета Фонда. Решения попечительского совета Фонда принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов попечительского совета Фонда. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании попечительского совета Фонда является решающим.
13. Внеочередное заседание попечительского совета Фонда проводится по решению его председателя либо по требованию ревизионной комиссии Фонда или аудиторской организации, проводящей ежегодный обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда.
14. Протокол заседания попечительского совета Фонда подписывается председательствующим на заседании попечительского совета Фонда. Мнения членов попечительского со