льных комиссий об итогах голосования), окружная избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Окружная избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 2 главы 10 настоящего Положения, обязана сообщить, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении окружная избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 5 главы 10 настоящего Положения и присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола окружной избирательной комиссии. В этом случае окружная избирательная комиссия составляет соответствующие протокол и (или) сводную таблицу, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются во временную избирательную комиссию. Ранее представленные окружной избирательной комиссией во временную избирательную комиссию протокол и (или) сводная таблица прилагаются к повторному протоколу и (или) повторной сводной таблице. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и (или) повторной сводной таблицы является основанием для признания данного протокола недействительным.
19. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности их составления окружная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории. Указанный повторный подсчет может проводиться до определения окружной избирательной комиссией результатов выборов по одномандатному (четырехмандатному) избирательному округу, установления итогов голосования по единому избирательному округу и составления ею соответствующих протоколов. Повторный подсчет голосов избирателей проводится избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке, в присутствии члена (членов) окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса либо самой окружной избирательной комиссией. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, информирует об этом членов соответствующей избирательной комиссии, иных лиц, указанных в пункте 5 главы 10 настоящего Положения, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Изготовленные и заверенные копии такого протокола выдаются лицам, указанным в пункте 5 главы 10 настоящего Положения. Если протокол составляется нижестоящей избирательной комиссией, он незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию. Нарушение указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания данного протокола недействительным.
Глава 45. Определение результатов выборов по единому избирательному округу, определение общих результатов выборов
1. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов № 2 окружных избирательных комиссий об итогах голосования по единому избирательному округу, временная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет путем суммирования этих данных результаты выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены временной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. Прием протоколов № 2 окружных избирательных комиссий об итогах голосования по единому избирательному округу, суммирование данных, содержащихся в них, и составление временной избирательной комиссией протокола о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу осуществляются в одном помещении. Все действия членов временной избирательной комиссии по приему протоколов окружных избирательных комиссий, суммированию данных, содержащихся в них, и составлению протокола временной избирательной комиссии должны находиться в поле зрения членов временной избирательной комиссии, иных лиц, указанных в пункте 5 главы 10 настоящего Положения. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы временной избирательной комиссии, в которую незамедлительно после прибытия председателя, секретаря или иного члена соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола № 2 окружной избирательной комиссии вносятся данные, содержащиеся в этом протоколе, с указанием времени их внесения. Дальнейшая работа с протоколами № 2 окружных избирательных комиссий осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 3 и 4 главы 44 настоящего Положения.
3. Временная избирательная комиссия на основании протоколов № 2 окружных избирательных комиссий об итогах голосования по единому избирательному округу составляет протокол о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу, в который вносятся следующие данные:
а) число окружных избирательных комиссий;
б) число поступивших протоколов № 2 окружных избирательных комиссий, на основании которых составлен протокол временной избирательной комиссии;
в) суммарные данные по всем строкам протоколов № 2 окружных избирательных комиссий;
г) доля голосов избирателей (в процентах), поданных за каждый областной список кандидатов, от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
д) число избирателей, принявших участие в выборах депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу, и доля этого числа (в процентах) от числа избирателей, включенных в списки избирателей;
е) наименования избирательных объединений, областные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из указанных списков;
ж) фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами Законодательного Собрания, из каждого областного списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов.
4. Временная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу принимает решение о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу.
5. Временная избирательная комиссия признает выборы депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу несостоявшимися:
а) если ни один областной список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу;
б) если все областные списки кандидатов получили в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.
6. Временная избирательная комиссия признает результаты выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу недействительными:
а) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
б) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
в) по решению суда.
7. Число избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, определяется по числу избирательных бюллетеней для голосования по единому избирательному округу установленной формы, содержащихся в ящиках для голосования.
8. К распределению депутатских мандатов допускаются областные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее трех и что за все эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. В этом случае иные областные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. Если голосование проводилось менее чем за три областных списка кандидатов и каждый из них получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, указанные списки допускаются к распределению депутатских мандатов при условии, что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.
9. Если за областные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей - областные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, пока общее число голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, и к распределению депутатских мандатов будет допущено не менее трех областных списков кандидатов, а если голосование проводилось менее чем за три областных списка кандидатов - все областные списки кандидатов, за которые проводилось голосование.
10. Если менее чем за три областных списка кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, а остальные областные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются единые списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей - областные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, пока число областных списков кандидатов, допускаемых к распределению депутатских мандатов, не достигнет трех. Если голосование проводилось менее чем за три областных списка кандидатов и за указанные списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются все областные списки кандидатов, за которые проводилось голосование.
11. Областные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусмотренной пунктами 1 и 2 главы 46 настоящего Положения. При этом до распределения депутатских мандатов из каждого областного списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в Законодательное Собрание по одномандатным (четырехмандатному) избирательным округам.
12. Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в областном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка временной избирательной комиссией и рассматриваемым как порядок очередности получения депутатских мандатов.
13. В течение семи дней со дня голосования зарегистрированный кандидат может отказаться от получения депутатского мандата. Заявление об отказе от депутатского мандата не подлежит отзыву. В случае отказа зарегистрированного кандидата от депутатского мандата он передается следующему зарегистрированному кандидату в порядке очередности, установленной пунктом 12 настоящей главы.
14. Протокол временной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу подписывается всеми присутствующими членами временной избирательной комиссии с правом решающего голоса. К протоколу прилагается сводная таблица, включающая в себя полные данные, содержащиеся во всех поступивших во временную избирательную комиссию протоколах № 2 окружных избирательных комиссий об итогах голосования по единому избирательному округу, которая подписывается всеми присутствующими членами временной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
15. Член временной избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласный с протоколом временной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу также прилагаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения, поступившие во временную избирательную комиссию в период, который начинается в день голосования и заканчивается в день составления временной избирательной комиссией протокола, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения временной избирательной комиссии.
16. Заверенные копии протокола временной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу и сводной таблицы предоставляются всем членам временной избирательной комиссии, иным лицам, указанным в пункте 5 главы 10 настоящего Положения и присутствовавшим при определении результатов выборов, а также представителям средств массовой информации.
17. Если после подписания протокола временной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу и (или) сводной таблицы временная избирательная комиссия выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных, содержащихся в протоколах нижестоящих избирательных комиссий), временная избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Временная избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 2 главы 10 настоящего Положения, обязана сообщить, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении временная избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 5 главы 10 настоящего Положения и присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола временной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу.
18. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности их составления временная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории, в соответствующем одномандатном (четырехмандатном) избирательном округе. Указанный повторный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения установленного пунктом 1 настоящей главы срока определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу. Повторный подсчет голосов избирателей проводится избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке, в присутствии члена (членов) временной избирательной комиссии с правом решающего голоса либо самой временной избирательной комиссией. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, информирует об этом членов соответствующей избирательной комиссии, иных лиц, указанных в пункте 5 главы 10 настоящего Положения, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". На основании указанного протокола вносятся изменения в протоколы всех вышестоящих избирательных комиссий об итогах голосования. Ранее представленный протокол приобщается к протоколу, составленному по итогам повторного подсчета голосов избирателей. Нарушение указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания данного протокола недействительным.
19. На основании протокола временной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по единому избирательному округу и протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по одномандатным (четырехмандатному) избирательным округам временная избирательная комиссия не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов.
Глава 46. Методика распределения депутатских мандатов
1. Временная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными пунктами 8 - 10 главы 45 настоящего Положения. Эта сумма голосов избирателей делится на 25 - число депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу. Полученный результат есть избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между областными списками кандидатов. Затем число голосов избирателей, полученных каждым областным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий областной список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
2. Если после первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем областным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа (до шестого знака включительно), полученного в результате деления числа голосов избирателей, полученных этим областным списком кандидатов, на избирательное частное. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому областному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей, а в случае равенства голосов избирателей, поданных за областные списки кандидатов, преимущество отдается областному списку кандидатов, который был зарегистрирован раньше.
3. После распределения депутатских мандатов, предусмотренного пунктами 1 и 2 настоящей главы, проводится их распределение внутри каждого областного списка кандидатов в соответствии с пунктом 12 главы 45 настоящего Положения.
4. Если после распределения депутатских мандатов между областными списками кандидато