РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года
Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года
(В редакции федеральных законов от 24.07.2008 № 162-ФЗ, от 30.12.2008 № 311-ФЗ, от 28.06.2009 № 125-ФЗ, от 17.07.2009 № 155-ФЗ, от 27.12.2009 № 379-ФЗ, от 30.07.2010 № 242-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 245-ФЗ, от 03.12.2012 № 235-ФЗ, от 29.12.2012 № 277-ФЗ, от 07.05.2013 № 101-ФЗ, от 07.05.2013 № 104-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 28.06.2014 № 194-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (далее - Олимпийские игры и Паралимпийские игры) и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Статья 2. Период организации и период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр
1. Периодом организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр является промежуток времени с 5 июля 2007 года по 31 декабря 2016 года.
2. Периодом проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр является промежуток времени, включающий в себя один месяц до дня начала церемонии открытия Олимпийских игр, время проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и один месяц после дня окончания церемонии закрытия Паралимпийских игр.
Статья 3. Организаторы Олимпийских игр и Паралимпийских игр
1. Организация Олимпийских игр и Паралимпийских игр осуществляется Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, городом Сочи, а также указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи российскими и иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр.
2. Российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр являются:
1) автономная некоммерческая организация "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" (далее - Оргкомитет "Сочи 2014");
2) организации, которые созданы федеральным законом и осуществляют управленческие и иные общественно полезные функции, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее - олимпийские объекты);
3) организации, которые осуществляют функции, связанные с организацией и проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 101-ФЗ)
3. Иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр являются Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет и организации, в деятельности которых прямо или косвенно участвуют Международный олимпийский комитет и (или) Международный паралимпийский комитет либо которые контролируются Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 125-ФЗ)
4. Российские организаторы Олимпийских игр и Паралимпийских игр, указанные в пункте 3 части 2 настоящей статьи, в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, положениями Олимпийской хартии, Свода правил Международного паралимпийского комитета в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и соглашением, заключенным Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (далее - Соглашение). (Часть введена - Федеральный закон от 07.05.2013 № 101-ФЗ)
Статья 31. Маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета
1. Под маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета понимаются российские и иностранные организации, являющиеся официальными спонсорами, поставщиками, лицензиатами Международного олимпийского комитета в рамках организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, и официальные вещательные компании.
2. Официальными вещательными компаниями являются иностранные организации, получившие исключительные права на трансляцию Олимпийских игр и Паралимпийских игр в пределах определенного государства или определенной территории (в том числе права на трансляцию по цифровым или иным каналам связи).
3. Российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета являются:
1) российские организации, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета;
2) филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета.
4. Иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета являются иностранные организации, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, за исключением филиалов, представительств в Российской Федерации таких иностранных организаций.
5. Перечень маркетинговых партнеров Международного олимпийского комитета, в том числе перечень официальных вещательных компаний, утверждается Правительством Российской Федерации.
(Статья введена - Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ)
Статья 4. Правовое положение Оргкомитета "Сочи 2014"
1. Оргкомитет "Сочи 2014" является автономной некоммерческой организацией, учреждаемой Олимпийским комитетом России, Российской Федерацией и городом Сочи для целей организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с положениями Олимпийской хартии, Свода правил Международного паралимпийского комитета и Соглашения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях"). (В редакции федеральных законов от 28.06.2009 № 125-ФЗ; от 07.05.2013 № 101-ФЗ)
2. Оргкомитет "Сочи 2014" осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, Олимпийской хартией, со Сводом правил Международного паралимпийского комитета, с Соглашением и учредительными документами Оргкомитета "Сочи 2014". (В редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 125-ФЗ)
3. Оргкомитет "Сочи 2014" вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых он создан, и в соответствии с его учредительными документами.
4. Имущество Оргкомитета "Сочи 2014" формируется в соответствии с положениями Федерального закона "О некоммерческих организациях".
5. Высшим органом управления Оргкомитета "Сочи 2014" является наблюдательный совет. Органом внутреннего контроля Оргкомитета "Сочи 2014" является ревизионная комиссия. Члены наблюдательного совета и ревизионной комиссии Оргкомитета "Сочи 2014" вправе совмещать свое членство в указанных органах Оргкомитета "Сочи 2014" с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы. Оргкомитет "Сочи 2014" не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам наблюдательного совета и ревизионной комиссии Оргкомитета "Сочи 2014" за выполнение этими членами возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии Оргкомитета "Сочи 2014" в работе указанных органов. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 311-ФЗ)
6. Единоличным исполнительным органом Оргкомитета "Сочи 2014" является президент Оргкомитета "Сочи 2014", который назначается наблюдательным советом Оргкомитета "Сочи 2014".
7. Оргкомитет "Сочи 2014" ликвидируется не позднее трех лет со дня окончания церемонии закрытия Паралимпийских игр.
8. Оргкомитет "Сочи 2014" использует свое имущество для целей, определенных настоящим Федеральным законом и учредительными документами Оргкомитета "Сочи 2014". При ликвидации Оргкомитета "Сочи 2014" его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, для достижения которых он был создан, и (или) на цели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. В случае, если использование имущества ликвидируемого Оргкомитета "Сочи 2014" в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Статья 5. Основные функции и права Оргкомитета "Сочи 2014"
1. Оргкомитет "Сочи 2014" для достижения целей своей деятельности осуществляет следующие основные функции:
1) реализует совместно с указанными в статье 3 настоящего Федерального закона лицами мероприятия по организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр и связанных с ними программ;
2) обеспечивает во взаимодействии с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России при организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр защиту олимпийской символики и паралимпийской символики (включая принадлежащие Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), в том числе в судебном порядке; (В редакции Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ)
3) обеспечивает финансирование мероприятий по организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр, включая образовательные, культурные и рекламные мероприятия, непосредственно связанные с проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также финансирование строительства временных и иных объектов, используемых при проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр;
4) осуществляет другие функции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Олимпийской хартией, Сводом правил Международного паралимпийского комитета, Соглашением и учредительными документами. (В редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 125-ФЗ)
2. Оргкомитет "Сочи 2014" вправе:
1) запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и созданных федеральным законом организаций, которые осуществляют управленческие и иные общественно полезные функции, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации олимпийских объектов, и получать от них информацию, содержащую необходимые сведения для организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;
2) направлять в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации уведомления о выявленных Оргкомитетом "Сочи 2014" нарушениях требований Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета к организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр;
3) принимать участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, а также в принятии решений, затрагивающих вопросы организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр;
4) привлекать граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации (далее - иностранные граждане), в качестве волонтеров для участия в организации и (или) проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров без предоставления им денежного возмещения. На граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан, привлекаемых Оргкомитетом "Сочи 2014" в качестве волонтеров для участия в организации и (или) проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр, не распространяются положения Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Для целей настоящего Федерального закона под волонтерами понимаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, заключившие с Оргкомитетом "Сочи 2014" гражданско-правовой договор об участии в организации и (или) проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр путем применения своего опыта, знаний, умений и навыков в целях осуществления мероприятий по организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр без предоставления указанным гражданам денежного возмещения за осуществляемую ими деятельность (далее - волонтеры); (Пункт введен - Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ)
5) предоставлять гражданам, заключившим с Оргкомитетом "Сочи 2014" трудовые договоры, и волонтерам на безвозмездной и безвозвратной основе форменную одежду и предметы вещевого имущества по нормам и в сроки, которые установлены Оргкомитетом "Сочи 2014". Порядок владения, пользования и распоряжения форменной одеждой и предметами вещевого имущества определяется Оргкомитетом "Сочи 2014". Денежная компенсация таким лицам взамен форменной одежды и предметов вещевого имущества не выплачивается. (Пункт введен - Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ)
Статья 51. Информационное обеспечение организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр
Информационное обеспечение организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр может осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
(Статья введена - Федеральный закон от 30.12.2008 № 311-ФЗ)
Статья 52. Координация деятельности и взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций при организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр
Координация деятельности и обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций по вопросам строительства, организации эксплуатации олимпийских объектов и реализации мероприятий, связанных со строительством олимпийских объектов, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и оказанию государственных услуг в сфере строительства, и Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - Корпорация) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(Статья введена - Федеральный закон от 17.07.2009 № 155-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
Глава 2. Особенности осуществления отдельных видов деятельности и обеспечения безопасности в период организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр
Статья 6. Особенности размещения (распространения) рекламы в период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр
1. В период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр размещение (распространение) наружной рекламы на олимпийских объектах, рекламы внутри олимпийских объектов, в местах проведения спортивных мероприятий и церемоний Олимпийских игр и Паралимпийских игр и на расстоянии ближе чем тысяча метров от таких объектов и мест, а также в воздушном пространстве над ними допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией либо с Международным паралимпийским комитетом или уполномоченной им организацией. (В редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 125-ФЗ)
2. В период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр размещение рекламы на спортивной одежде, аксессуарах (экипировке) и спортивном оборудовании, используемых спортсменами и иными участниками Олимпийских игр или Паралимпийских игр, допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных Олимпийской хартией или Сводом правил Международного паралимпийского комитета. (В редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 125-ФЗ)
3. Реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора, а также об одобрении Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, Оргкомитетом "Сочи 2014" потребительских свойств рекламируемых товаров (работ, услуг), признается недостоверной.
Статья 7. Использование олимпийской символики и паралимпийской символики
1. Для целей настоящей статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский", "Паралимпиада", "Paralympic", "Paralympian", "Paralympiad", "Paralympic Winter Games", "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Паралимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
2. Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ)
21. Физкультурно-спортивные и образовательные организации, осуществляющие подготовку спортсменов, могут использовать для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования "Олимпийский", "Паралимпийский", "Olympic", "Paralympic" и образованные на их основе слова и словосочета