ключении концессионного соглашения, соглашения о защите и поощрении капиталовложений или соглашения о государственно-частном партнерстве, предусматривающих создание объектов инфраструктуры морского порта, в такие соглашения включаются обязательства и ответственность инвестора, указанные соответственно в пунктах 1 - 4 и 11 части 4 настоящей статьи.
4. Существенными условиями соглашения являются:
1) обязательство инвестора осуществить проектирование и создание объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в частной собственности, ввод указанных объектов в эксплуатацию в установленные соглашением сроки;
2) обязательство инвестора осуществить финансовое и организационное обеспечение перевалки грузов в объеме не менее указанного в соглашении объема с соблюдением требований по обеспечению защиты морской среды от загрязнения и экологических требований с момента введения объекта инфраструктуры морского порта в эксплуатацию. Объекты инфраструктуры морского порта, обязательство по проектированию, созданию и вводу в эксплуатацию которых является существенным условием соглашения, могут передаваться во владение и (или) в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при условии их обременения обязательством по исполнению условия соглашения, определенного настоящим пунктом;
3) обязательство инвестора осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением;
4) обязательство инвестора, возникающее после завершения проектных работ и получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, по предоставлению обеспечения исполнения соглашения на сумму средств, равную объему средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо средств организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, в том числе капитальных вложений, направляемых на создание объектов государственной собственности в целях реализации мероприятий инвестиционной декларации и определяемых в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Обеспечение исполнения соглашения может предоставляться инвестором в виде обеспечительного платежа, банковской гарантии или поручительства. Поручительство принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, при условии соответствия лица, имеющего намерение стать поручителем, критериям, определяемым Правительством Российской Федерации. Выбор способа обеспечения исполнения соглашения, предусмотренного настоящей статьей, осуществляется инвестором самостоятельно. Стороны вправе в соглашении предусмотреть условия поэтапного предоставления обеспечения соглашения. В ходе исполнения соглашения инвестор вправе изменить способ его обеспечения и предоставить взамен ранее предоставленного обеспечения соглашения новое обеспечение, уменьшенное на размер исполненных обязательств;
5) обязательство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, по передаче инвестору в аренду находящихся в федеральной собственности земельных участков, на территории которых планируется создание объектов инфраструктуры морского порта федерального значения, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
6) обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по передаче инвестору в аренду находящихся в его собственности земельных участков, на территории которых планируется создание объектов инфраструктуры морского порта федерального значения, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
7) обязательство исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче инвестору в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на территории которых планируется создание объектов инфраструктуры морского порта федерального значения, либо земельных участков, право собственности на которые не разграничено, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
8) перечень объектов инфраструктуры морского порта, финансирование создания которых будет осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо за счет средств организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, либо за счет инвестиций в рамках реализации инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги", внебюджетных источников финансирования;
9) срок действия соглашения;
10) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения соглашения;
11) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению, в том числе ответственность инвестора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проектированию и созданию объектов инфраструктуры морского порта, за ввод объектов инфраструктуры морского порта в эксплуатацию с нарушением сроков, установленных соглашением, за неосуществление, неполное или несвоевременное осуществление инвестором инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением, за необеспечение перевалки грузов в объеме, указанном в соглашении. Виды и размер ответственности инвестора устанавливаются соглашением в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
12) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, которые стороны признали существенными.
5. Существенными нарушениями условий соглашения являются:
1) нарушение инвестором обязательства, предусмотренного пунктом 2 части 4 настоящей статьи, в случае, если инвестором в период действия соглашения два и более раза в течение пяти лет не обеспечивалось девяносто процентов величины годового объема перевалки грузов, установленного в соглашении, в случае, если инвестор не докажет, что надлежащее исполнение им обязательства оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по не зависящим от инвестора обстоятельствам, вследствие которых исполнение соглашения без изменения его условий невозможно;
2) нарушение стороной обязательств, предусмотренных пунктами 1, 3, 4, 5 - 7, 12 части 4 настоящей статьи, которое влечет для другой стороны ущерб, из-за которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении соглашения;
3) иные действия сторон соглашения, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения.
6. В ходе исполнения соглашения стороны вправе внести в него изменения в следующих случаях:
1) после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, если по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры морского порта целевые результаты (показатели) инвестиционного проекта будут отличаться от указанных в инвестиционной декларации;
2) при изменении указанных в соглашении номенклатуры и объема грузов по не зависящим от инвестора обстоятельствам;
3) при изменении пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на десять и более процентов от показателей, предусмотренных соглашением;
4) при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, послуживших препятствием к исполнению или надлежащему исполнению обязательств, предусмотренных соглашением.
7. В случае наступления обстоятельств, указанных в части 6 настоящей статьи, инвестор имеет право направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, заявление о внесении в соглашение изменений в части изменения объема перевалки грузов. Порядок и сроки согласования указанных изменений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 02.07.2021 № 340-ФЗ)
Статья 7. Открытие морского порта и закрытие морского порта для оказания услуг
1. После завершения строительства объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением морского порта, расположенного на побережье акватории Северного морского пути, морской порт подлежит открытию для оказания услуг на основании решения федерального органа исполнительной власти в области транспорта с внесением соответствующих сведений в Реестр морских портов Российской Федерации. После завершения строительства объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, расположенного на побережье акватории Северного морского пути, морской порт подлежит открытию для оказания услуг на основании решения федерального органа исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" с внесением соответствующих сведений в Реестр морских портов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 18.07.2017 № 177-ФЗ; от 27.12.2018 № 525-ФЗ)
2. Закрытие морского порта для оказания услуг, за исключением случаев, установленных частями 21 и 3 настоящей статьи, осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации не ранее чем через год со дня принятия такого решения. О принятии решения о закрытии морского порта для оказания услуг портовые власти обязаны уведомить в письменной форме операторов морских терминалов и иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта не позднее чем в течение месяца со дня принятия такого решения. (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
21. Морской порт может быть закрыт для оказания услуг на основании решения Правительства Российской Федерации, предусматривающего изменение границ территории морского порта. (Дополнение частью - Федеральный закон от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
3. При возникновении явлений стихийного характера, крушений судов, аварий, иных ситуаций, при которых оказание услуг в морском порту или морском терминале невозможно в связи с угрозой жизни или здоровью человека, повреждения и (или) уничтожения имущества, в том числе грузов, портовыми властями может быть принято решение о временном закрытии морского порта или морского терминала для оказания услуг. О таком решении портовые власти немедленно уведомляют федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, который устанавливает срок действия такого решения. В случае временного закрытия морского порта, расположенного на побережье акватории Северного морского пути, или морского терминала, расположенного на побережье акватории Северного морского пути, для оказания услуг портовые власти также уведомляют об этом Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом". (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 525-ФЗ)
4. Информация об открытии или о закрытии морского порта, морского терминала для оказания услуг опубликовывается в "Извещениях мореплавателям".
Глава 3. Государственное регулирование деятельности в морском порту
Статья 8. Основы государственного регулирования деятельности в морском порту
1. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в целях обеспечения:
1) безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан;
2) обороны и безопасности государства;
3) транспортной безопасности; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)
4) безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта;
5) комплексного развития морского порта;
6) эффективного использования объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в государственной собственности;
7) равных условий для осуществления деятельности в морском порту;
8) равного доступа к услугам в морском порту;
9) предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов;
10) конкурентоспособности морского порта;
11) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
2. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством:
1) издания нормативных правовых актов по вопросам, связанным с осуществлением и развитием деятельности в морском порту, эксплуатацией объектов инфраструктуры морского порта; (В редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
2) лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых в морском порту;
3) технического регулирования в морском порту;
4) установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий;
5) установления порядка сдачи в аренду имущества в морском порту, находящегося в государственной собственности;
6) открытия и закрытия морского порта для оказания услуг;
7) возложения обязанностей по оказанию отдельных видов услуг или наложения запрета на оказание отдельных видов услуг на операторов морских терминалов, иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
8) осуществление в морском порту государственного контроля (надзора); (В редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
9) создания условий для равного доступа операторов морских терминалов и перевозчиков к объектам инфраструктуры морского порта;
10) осуществления навигационно-гидрографического обеспечения на подходах к морскому порту и в морском порту;
11) установления порядка сбора, накопления и анализа информации о деятельности в морском порту;
12) организации мобилизационной подготовки, проведения мобилизации и осуществления мероприятий по гражданской обороне в морском порту;
13) проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов;
14) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
141) обеспечения возможности приема отходов с судна, образующихся в процессе эксплуатации судна, в результате осуществления операций с грузами и подлежащих сбору в морском порту; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
15) выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации функций.
3. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
4. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
5. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
Статья 81. Государственный контроль (надзор), осуществляемый в морском порту
(Наименование в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
1. В целях обеспечения соблюдения в морском порту требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области торгового мореплавания, транспортной безопасности, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, охраны труда и безопасности гидротехнических сооружений морских портов, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и капитанами морских портов (далее - органы государственного контроля (надзора) осуществляется государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 25.06.2012 № 93-ФЗ; от 23.07.2013 № 225-ФЗ)
2. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
3. Содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском порту устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Время работы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском порту устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и иных осуществляющих деятельность в морском порту хозяйствующих субъектов. (В редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)
4. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица не вправе создавать препятствия для осуществления не запрещенной законом деятельности в морском порту или возлагать на лиц, осуществляющих такую деятельность, исполнение каких-либо обязанностей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами в отношении портовых гидротехнических сооружений, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
6. Осмотр иностранных судов в соответствии со статьей 13 Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла от 22 ноября 2009 года проводится уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.11.2022 № 454-ФЗ)
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)
Статья 9. Реестр морских портов Российской Федерации
1. Морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.
2. Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)
3. В Реестр морских портов Российской Федерации вносятся следующие сведения:
1) порядковый регистрационный номер морского порта;
2) наименование морского порта;
3) местонахождение морского порта;
4) дата и номер решения об открытии морского порта для оказания услуг;
5) перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов;
6) основные технические характеристики морского порта, в том числе его возможности по перевалке грузов, обслуживанию судов и (или) обслуживанию пассажиров;
7) период навигации;
8) наименование и адрес администрации морских портов; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)
9) основание и дата исключения морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации.
4. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, соответствующие изменения вносятся в Реестр морских портов Российской Федерации.
5. Исключение морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации о закрытии морского порта для оказания услуг не ранее чем через год со дня принятия такого решения.
Статья 10. Капитан морского порта
1. Капит