РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Принят Государственной Думой 16 октября 2007 года
Одобрен Советом Федерации 26 октября 2007 года
(В редакции федеральных законов от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 27.12.2009 № 351-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 22.11.2010 № 305-ФЗ, от 28.12.2010 № 391-ФЗ, от 20.03.2011 № 41-ФЗ, от 21.04.2011 № 72-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 225-ФЗ, от 04.11.2014 № 343-ФЗ, от 01.12.2014 № 419-ФЗ, от 31.12.2014 № 499-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 03.07.2016 № 282-ФЗ, от 03.07.2016 № 349-ФЗ, от 01.07.2017 № 148-ФЗ, от 18.07.2017 № 177-ФЗ, от 29.12.2017 № 450-ФЗ, от 29.12.2017 № 460-ФЗ, от 03.08.2018 № 324-ФЗ, от 27.12.2018 № 525-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 340-ФЗ, от 30.12.2021 № 492-ФЗ, от 21.11.2022 № 454-ФЗ, от 04.08.2023 № 418-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее также - морские порты), устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах. (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
2. Особенности государственного управления, а также особенности осуществления экономической деятельности и правового положения субъектов такой деятельности в портовых особых экономических зонах устанавливаются законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.
3. Под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности в морских портах
1. Законодательство о морских портах основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации.
2. Осуществление деятельности в морских портах регулируется настоящим Федеральным законом, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Статья 3. Обычаи морского порта
1. Обычаи морского порта представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует обычаи морского порта.
3. Обычаи морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта); (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
2) внутренний рейд - водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами;
3) внешний рейд - водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов;
4) портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов; (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
5) причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;
6) владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании;
7) морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;
8) оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;
9) перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта; (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
10) технологическое накопление грузов - формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов;
11) пользователи услугами, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - пользователи), - грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица;
12) услуги, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - услуги в морском порту), - услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
13) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
14) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ)
15) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
16) подходы к морскому порту - внешние рейды и участки морских путей установленной ширины, примыкающие к акватории морского порта, но не выходящие за пределы территориального моря Российской Федерации, где суда должны следовать с использованием системы управления движением судов и (или) лоцманской проводки и (или) должны соблюдать установленные обязательными постановлениями в морском порту меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 225-ФЗ)
Статья 5. Территория морского порта, подходы к морскому порту
1. Территория морского порта включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо предназначенные для использования в указанных целях.
2. Решение об установлении или изменении границ территории морского порта принимается Правительством Российской Федерации. Приложением к такому решению является текстовое описание местоположения границ территории морского порта, включающее перечень географических координат характерных точек границ этой территории и (или) перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
3. Решение о расширении территории морского порта принимается Правительством Российской Федерации в целях создания искусственных земельных участков, планируемых к включению в границы территории морского порта.
31. Решение о расширении территории морского порта является основанием для выполнения работ, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 492-ФЗ)
32. Решение о расширении территории морского порта, предусматривающее создание искусственного земельного участка, должно содержать указание на планируемое использование искусственного земельного участка с указанием категории, предполагаемого целевого назначения, в том числе вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка, указание на лицо (лиц), осуществляющее создание искусственного земельного участка, а также на конкретный объект капитального строительства, для размещения которого создается искусственный земельный участок, и на лицо (лиц), осуществляющее строительство на нем этого объекта капитального строительства. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 492-ФЗ)
4. Порядок установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Подходы к морскому порту устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
Глава 2. Создание, открытие и закрытие морского порта
(Наименование в редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
Статья 6. Создание морского порта
1. Создание морского порта осуществляется на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.
2. Решение о создании морского порта принимается Правительством Российской Федерации.
3. В решении о создании морского порта могут предусматриваться мероприятия, связанные с образованием земельных участков, созданием искусственных земельных участков, строительством объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, и другие мероприятия.
31. В случае, если решением о создании морского порта предусматривается создание искусственного земельного участка, указанное решение является основанием для выполнения работ, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 492-ФЗ)
32. Решение о создании морского порта, предусматривающее создание искусственного земельного участка, должно содержать указание на планируемое использование искусственного земельного участка с указанием категории, предполагаемого целевого назначения, в том числе вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка, указание на лицо (лиц), осуществляющее создание искусственного земельного участка, а также на конкретный объект капитального строительства, для размещения которого создается искусственный земельный участок, и на лицо (лиц), осуществляющее строительство на нем этого объекта капитального строительства. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 492-ФЗ)
4. Порядок подготовки и принятия решения о создании морского порта утверждается Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 177-ФЗ)
Статья 61. Использование донного грунта при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, а также объектов капитального строительства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта
В целях создания морского порта, расширения территории морского порта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, а также объектов капитального строительства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, донный грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, может использоваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 16.12.2019 № 431-ФЗ)
Статья 62. Создание объектов инфраструктуры морского порта
1. Строительство объектов инфраструктуры морского порта или их реконструкция, в результате которой увеличиваются первоначально установленные показатели функционирования таких объектов по перевалке грузов (мощность, грузоподъемность и другие первоначально установленные показатели) (далее в настоящей главе - создание объектов инфраструктуры морского порта), осуществляется в соответствии с инвестиционной декларацией, содержащей перечень мероприятий по строительству объектов инфраструктуры морского порта или их реконструкции, финансово-экономическое обоснование, сведения о планируемых объемах инвестиций, в том числе капитальных вложений, и сроках реализации данных мероприятий (далее - инвестиционная декларация).
2. Содержание, форма, порядок разработки, утверждения и согласования инвестиционной декларации, в том числе основания для отказа в согласовании указанной декларации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Инвесторами создания объектов инфраструктуры морского порта (далее в настоящей главе также - инвестор) могут выступать индивидуальные предприниматели, юридические лица, в том числе государственные корпорации и государственные компании, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
4. Инвестиционная декларация согласовывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, а также при наличии условий, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 4 статьи 63 настоящего Федерального закона, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на территории которых планируется реализация проекта создания объектов инфраструктуры морского порта (за исключением случаев, если указанные органы выступают в качестве инвесторов такого проекта).
5. В случае, если инвестиционная декларация предусматривает в том числе создание железнодорожных путей необщего пользования и (или) увеличение пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (их строительство, модернизацию и (или) реконструкцию), инвестиционная декларация согласовывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, с учетом заключения владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, содержащего информацию о пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) о потребности в увеличении пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в целях реализации мероприятий инвестиционной декларации.
6. Согласование инвестиционной декларации является основанием для включения мероприятий по созданию объектов инфраструктуры морского порта в инвестиционную программу организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 02.07.2021 № 340-ФЗ)
Статья 63. Соглашение о создании объектов инфраструктуры морского порта
1. На основании согласованной инвестиционной декларации между инвестором создания объектов инфраструктуры морского порта и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, или подведомственной ему организацией (в случае, если финансирование создания объектов инфраструктуры морского порта осуществляется за счет средств указанной подведомственной организации), а также при наличии условий, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 4 настоящей статьи, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (за исключением случаев, если указанные органы выступают в качестве инвесторов) заключается соглашение о создании объектов инфраструктуры морского порта (далее - соглашение).
2. Соглашение не заключается в следующих случаях:
1) создание объектов инфраструктуры морского порта, указанных в инвестиционной декларации, не предусматривает расходование денежных средств бюджетной системы Российской Федерации, и (или) организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и (или) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и исполнение обязательств, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 4 настоящей статьи;
2) не предполагается создание объектов инфраструктуры морского порта, которые в соответствии с частью 1 статьи 29 настоящего Федерального закона могут находиться исключительно в федеральной собственности;
3) предполагается создание объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на побережье акватории Северного морского пути.
3. При за