РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)
Уважаемые коллеги!
Вчера мы простились с первым Президентом России Борисом Николаевичем Ельциным. Прошу вас почтить его память минутой молчания. (Минута молчания.)
Спасибо.
Уважаемые депутаты, члены Совета Федерации!
Вы знаете, что традиция ежегодных посланий Федеральному Собранию, а фактически - прямых обращений к народу России была заложена в Конституции 1993 года. Конституции, принятой по инициативе Президента Ельцина. Он считал исключительно важным прямой, открытый диалог с людьми, считал необходимым выносить на публичное обсуждение и проблемы, и приоритеты государственной политики и видел в этом один из значимых инструментов объединения общества, инструментов реальной демократии.
В то время страну раздирали сложные социальные конфликты, партийные и идеологические противоречия. Реальной угрозой безопасности России и ее целостности был сепаратизм. И при этом критически не хватало ресурсов для решения самых насущных, жизненно важных проблем. Но именно в этот период - в этот непростой период - был заложен фундамент будущих перемен.
Мы много лет вместе работали, чтобы преодолеть тяжелые последствия переходного периода, чтобы уйти от издержек глубокой и не во всем однозначной трансформации. Фактически, распутывая сложные узлы социально-экономических и политических проблем, мы одновременно строили новую жизнь. Как результат - ситуация в стране постепенно, медленно, шаг за шагом начала все-таки меняться к лучшему. Сейчас Россия не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. (Аплодисменты.)
За период с 2000 года более чем в два раза увеличились реальные доходы населения. И хотя разрыв между доходами граждан еще недопустимо большой, но все-таки в результате принятых в последние годы мер почти вдвое сократились масштабы бедности в России. (Аплодисменты.) При этом мы понимаем, что находимся, конечно, только в начале трудного пути к подлинному возрождению страны. И чем более сплоченным будет наше общество, тем быстрее и увереннее мы сможем пройти этот путь.
Хотел бы отметить, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культуре и ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом экономических и политических отношений.
Важнейшее событие этого года - выборы в Государственную Думу. В чем их главная особенность и объединяющее значение для общества? Прежде всего, в результате выборов будет объективно определен уровень поддержки народом России проводимого нами с вами курса. Фактически будет решаться вопрос о преемственности государственной политики. Ведь от того, каким станет российский парламент после 2 декабря этого года, прямо зависит исполнение наших стратегических планов. Это - формирование дееспособного гражданского общества. Это - строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей. Это - становление свободного и социально ответственного предпринимательства. Это - борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Это, наконец, значимое укрепление роли России в международных делах.
Напомню, что предстоящие выборы в Госдуму впервые пройдут по так называемой пропорциональной системе, то есть в выборах будут участвовать только политические партии. При этом списки кандидатов распределяются по региональным группам и граждане будут точно знать, кто именно борется за право представлять их интересы в парламенте.
Подчеркну, что мы осознанно пошли на этот, по сути, революционный шаг: по-серьезному демократизировали избирательную систему. И нужно прямо сказать, что прежние выборы, выборы по старой одномандатной системе (по одномандатным, точнее, округам), не исключали проведения влиятельными региональными структурами так называемых "своих" кандидатов с использованием административного ресурса. Думаю, мы и до сих пор не преодолели этой проблемы, но все же новая система значительно снижает возможность применения подобных методов.
Как показывает практика, в условиях пропорциональной системы у оппозиции появляется возможность расширить свое представительство в законодательных органах власти. И я это легко могу доказать на примерах, на статистике.
За три года применения этой системы на региональном уровне количество партийных фракций в местных парламентах увеличилось почти в четыре раза, и сегодня они объединяют две трети регионального депутатского корпуса. Добавлю, что при отмене минимального порога явки избирателей (о чем, помнится, мы много спорили) политическая активность не только не снизилась, а была даже выше, чем в предыдущих избирательных кампаниях.
Убежден, новый порядок выборов не только усилит влияние партий на формирование демократической власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними. А следовательно, будет укреплять и улучшать качество российской политической системы.
По итогам выборов партии получат право на государственное финансирование, и российские налогоплательщики вправе рассчитывать, что их деньги не будут потрачены на раздувание пустых популистских обещаний или раскачивание основ государственного строя.
Прямо скажу, не всем нравится стабильное поступательное развитие нашей страны. Есть и те, кто, ловко используя псевдодемократическую фразеологию, хотел бы вернуть недавнее прошлое. Одни - для того, чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства, грабить людей и государство. Другие - чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности.
Растет и поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела. Если посмотреть, что происходило в давние, прежние времена, то увидим, что еще даже в эпоху колониализма говорили о так называемой цивилизаторской роли государств-колонизаторов. Сегодня на вооружение берутся демократизаторские лозунги, но цель одна - получение односторонних преимуществ и собственной выгоды, обеспечение собственных интересов.
Кое-кто не гнушается и самыми грязными технологиями, пытаясь разжечь в нашей многонациональной демократической стране межнациональную и межконфессиональную рознь. В связи с этим обращаюсь к вам и прошу ускорить принятие поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за экстремистские действия. (Аплодисменты.)
Один из главных критериев политической культуры и развития общества - это увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня. Только за последний год субъектам Федерации были переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также в вопросах занятости населения. Со следующего года региональные органы власти должны приступить к реализации полномочий в области охраны и управления памятниками истории и культуры федерального значения.
Не раз говорилось и о необходимости усилить связь верхней палаты с регионами Российской Федерации. Я знаю, что сегодняшний состав Совета Федерации самым серьезным образом, по-государственному, относится к своим обязанностям и в своей практической деятельности последовательно отстаивает интересы регионов.
Вместе с тем многие из находящихся сегодня в этом зале предлагают принять правовую норму, согласно которой субъект Российской Федерации должны представлять граждане, прожившие в нем не менее 10 лет. (Аплодисменты.) Я согласен с этим предложением, но при условии, что изменения будут идти постепенно, в соответствии с действующим порядком ротации членов Совета Федерации. Нам не нужно никаких революций.
Прошедший год стал первым годом действия нового закона о местном самоуправлении. Значительно расширены компетенция и возможности местных органов власти. В целом считаю необходимым продолжить процесс укрепления экономических основ местного самоуправления и, в первую очередь, за счет формирования достаточной доходной базы.
Все это, конечно, не означает, что федеральный центр снимает с себя ответственность за качество жизни в регионах. Но важно то, что система управления становится более гибкой и более близкой к людям. И что все больше решений принимается именно на местах. При этом ответственность перед обществом, безусловно, несут все, без исключения, уровни власти.
Обращаю внимание, что в обеспечение делегируемых полномочий федеральный бюджет передаст региональным администрациям 153 млрд. рублей. В следующем году на эти цели планируется выделить 200 млрд. рублей. В целом отмечу, что за последние семь лет объем бюджетов субъектов Российской Федерации вырос в шесть раз.
Мы еще позднее поговорим о приоритетах, о том, как тратятся эти деньги. Возможности, конечно, сильно возросли. Однако наряду с передачей полномочий и финансовых ресурсов необходимо создать объективную систему оценки эффективности работы региональных властей и муниципалитетов.
Благотворное воздействие на развитие демократических институтов и процедур оказывает и стремительное расширение национального информационного пространства. За четыре года количество зарегистрированных в России печатных средств массовой информации выросло на 40 процентов, электронных - почти в 2,5 раза. Но бесспорным лидером роста является, конечно, Интернет. Его постоянная российская аудитория увеличилась за это время более чем в четыре раза и превысила сегодня 25 млн. человек.
В условиях демократии невозможно представить себе политические процессы без участия неправительственных объединений, без учета их мнений и позиций. Такой диалог сегодня последовательно развивается, в том числе при конструктивном содействии Общественной палаты. Профессиональный авторитет членов палаты, их открытая позиция - усилили влияние гражданских институтов на нормотворческую деятельность, на деятельность Правительства и Федерального Собрания, а также на административную практику министерств и ведомств. Общественная палата не осталась в стороне и от борьбы с ксенофобией, с неуставными отношениями в армии. Она вносит существенный вклад в укрепление законности и защиту прав человека.
Отмечу, что увеличивается и государственная поддержка общественных организаций. В прошлом году она составила 500 млн. рублей. На этот год запланировано в 2,5 раза больше.
В стране растет и число действующих неправительственных организаций, а также их членов - добровольцев, выполняющих различные социально значимые функции, социально значимую работу. Их в России уже около 8 млн. человек.
Все это - реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества.
Уважаемые коллеги!
Пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской интеллигенции, на состоянии искусства и литературы, народного творчества. Прямо скажем, эти трудности едва ли не привели к исчезновению многих духовных, нравственных традиций России. Между тем отсутствие собственной культурной ориентации, слепое следование зарубежным штампам неизбежно ведут к потере нацией своего лица. "Государственный суверенитет определяется в том числе и культурными критериями", - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
В то же время культурная и духовная самобытность еще никому не мешала строить открытую миру страну. Россия сама внесла огромный вклад в становление общеевропейской и мировой культуры. Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира - общего для людей различных национальностей и конфессий.
В этом году, объявленном Годом русского языка, есть повод еще раз вспомнить, что русский - это язык исторического братства народов, язык действительно международного общения. (Аплодисменты.) Он является не просто хранителем целого пласта поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного "русского мира", который, конечно, значительно шире, чем сама Россия. Поэтому - как общее достояние многих народов - русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды, ксенофобии или национализма.
Считаю необходимым поддержать инициативу российских лингвистов о создании Национального фонда русского языка, главными целями которого должны стать развитие русского языка в стране, поддержка программ его изучения в ближнем и дальнем зарубежье и в целом - популяризация русского языка и литературы в мире. (Аплодисменты.)
Повторю, забота о русском языке и рост влияния российской культуры - это важнейший социальный и политический вопрос. Настоящее искусство несет в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начала патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду и к старшим поколениям.
Мы уже ввели систему грантов для ряда музыкальных, театральных и других творческих коллективов. Это позволило стабилизировать материальную ситуацию в творческой среде. Следует и дальше учитывать этот положительный опыт. Считаю также, что не только государство, но и бизнес может оказывать всемерное содействие возрождению отечественного кино и театра, книгоиздания и литературы.
И, конечно, сегодня крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества.
Еще один, крайне важный, аспект. В нашей стране была выстроена в свое время уникальная библиотечная система, равной которой не было в мире. Однако за долгие годы недофинансирования она, надо признать, пришла в упадок. Необходимо на новой, современной, основе возродить в стране библиотечное дело. (Аплодисменты.)
Мною уже принято решение о создании Президентской библиотеки, которая должна стать информационным и связующим звеном для всей библиотечной сети страны. До конца будущего года эта часть проекта должна быть реализована. Я предлагаю назвать эту библиотеку именем Бориса Николаевича Ельцина - первого Президента России. (Аплодисменты.)
На следующем этапе, на базе областных и республиканских библиотек, необходимо создать региональные центры Президентской библиотеки. Они должны быть объединены информационной сетью и единым методологическим и программным обеспечением. На уровне субъектов Федерации руководители региональной и муниципальной власти должны позаботиться (прошу вас об этом!) об укреплении местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, в том числе школьных. Они должны быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами.
Для реализации вышеуказанных задач необходимо принять соответствующую программу, выделив дополнительные финансовые средства. Полагаю, что целесообразной и своевременной была бы поддержка этого проекта и со стороны Российской академии наук.
Также считаю возможным сотрудничество с крупными мировыми библиотеками и библиотечными центрами. Наши специалисты уже провели серию консультаций с коллегами из ведущих библиотек других стран. В перспективе - речь могла бы идти о создании мировой библиотеки на основе цифровых технологий, которая послужила бы базой для крупного международного гуманитарного проекта, направленного на сохранение культуры и истории народов мира. Эту тему мы совсем недавно обсуждали по телефону с Президентом Соединенных Штатов Америки Джорджем Бушем и были едины в том, что такой проект заслуживает политической поддержки на самом высоком уровне.
Уважаемые коллеги!
Какие бы задачи мы ни решали - в культуре, экономике или социальной сфере, - мы обязаны искать самые эффективные пути и методы их реализации.
Полтора года назад мы начали реализацию приоритетных национальных проектов. Их главная цель - инвестиции в человека, в повышение качества жизни. С самого начала мы понимали, что работа по этим проектам требует особой управленческой схемы или, как мы сейчас часто говорим, "ручного управления". При этом финансирование нацпроектов будет осуществляться в размере не более 5 - 10 процентов от бюджетных затрат на соответствующую отрасль. И уже первый год реализации нацпроектов показал, что удалось ориентировать бюджетные расходы на конечный результат.
Целый ряд программ - особенно в жилищном строительстве и образовании - стали, по сути, совместными программами федерального правительства, региональных и местных властей, а нередко и отечественного бизнеса.
Другой принципиальной особенностью нацпроектов стала их инновационная направленность. Государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологий. Здесь и компьютеризация всех школ, и обеспечение доступа к Интернету, что должно быть сделано уже в этом году. Здесь и снабжение медицинских учреждений самым передовым оборудованием, и финансовая поддержка вузов, использующих современные методы и формы обучения.
Появились и первые результаты проектной работы. Так, достигнутые показатели в реализации нацпроекта "Здоровье" можно рассматривать в качестве первых побед, пусть маленьких, но все-таки измеряемых тысячами жизней наших соотечественников. Сокращение смертности и увеличение рождаемости, достигнутые в 2006 году и в первые месяцы этого года, - очевидное свидетельство правильности наших усилий. (Аплодисменты.)
Хотел бы в этой связи поддержать инициативу об объявлении 2008 года Годом семьи в России. (Аплодисменты.) Рассчитываю, что его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей. (Аплодисменты.)
Далее. Нацпроект в области агропромышленного комплекса не только доказал свою эффективность, но и продемонстрировал огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства, помог развитию инициативы и предпринимательства в деревне. В результате - впервые за многие годы удалось остановить ряд негативных тенденций. Более того, для всех стало очевидным, что сельское хозяйство - это перспективная и потенциально высокотехнологичная отрасль нашей экономики. (Аплодисменты.)
Недавно мы с вами приняли закон о сельском хозяйстве, в соответствии с которым необходимо разработать пятилетнюю программу развития отрасли. Я знаю, как депутаты "бились" за этот закон. Прошу Правительство не затягивать с принятием этой программы.
Другой пример - реализация нацпроекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России". Эта программа привела к значительной активизации строительства во всех областях: от малоэтажного до комплексной застройки отдельных районов и даже городов. На повестке дня, таким образом, вплотную встает вопрос о принятии долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан. (Аплодисменты.) А также - комплекс смежных вопросов: градостроительной политики, использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, стратегии развития строительной отрасли в целом.
Напомню, что даже развиваясь ускоренными темпами (а ежегодный прирост в отрасли - рекордный за все последние годы, 15 процентов в год), она все равно отстает от стремительно растущих в стране потребностей. О необходимости принятия такой стратегии говорит и тот факт, что