даже поставленные в нацпроекте высокие ориентиры - такие, как ввод к 2010 году ежегодно 80 млн. кв. метров жилья, - уже не могут удовлетворить потребности современного российского общества.
То, что считалось достижением при советской власти, уже не будет соответствовать потребностям даже в среднесрочной перспективе. Требуется, как минимум, предусмотреть этот рост до 100 - 130 млн. кв. метров в год, а по-хорошему - строить не менее 1 кв. метра в год на каждого гражданина России.
Расширяя строительство нового жилья, нельзя забывать и о поддержании в надлежащем состоянии существующего жилищного фонда. Мы об этом много говорили на президиуме Госсовета в Казани. Новый Жилищный кодекс возложил полную ответственность за содержание жилых домов на собственника. Однако в условиях хронического недофинансирования жилищного фонда в прежние десятилетия эта нагрузка для подавляющего большинства новых собственников (для наших с вами граждан, ставших собственниками после приватизации квартир) - оказалась абсолютно неподъемной.
Судите сами: из 3 млрд. кв. метров жилого фонда России более половины нуждается в ремонте. Некоторые дома не ремонтировались не то что последние 15 лет - по 40 - 50 лет не ремонтировались! Поэтому мы наблюдаем тревожную тенденцию постоянного увеличения объемов ветхого жилья. Сегодня объем ветхого жилья по стране составляет 93 млн. кв. метров, из них аварийного - более 11 миллионов (11,2, если быть точнее). Таков масштаб этого, без всякого преувеличения, бедствия. По-другому и не скажешь.
Забюрократизированность вопросов организации товариществ собственников жилья, чрезмерная налоговая нагрузка на них, а также непосильные обязательства по ремонту - все это тормозит создание эффективных механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому для движения вперед необходимо изыскать дополнительные средства. Хотя бы на ремонт и решение вопросов, которые вообще не терпят никакого отлагательства, - на расселение аварийного жилья.
Невнимание государства к этим проблемам вообще считаю аморальным. Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах. (Аплодисменты.)
Правительство в 2007 году запланировало на расселение ветхого и аварийного жилья всего 1 млрд. рублей. Я помню, когда мы начинали заниматься этой темой, сначала в 2004 году вообще было, по-моему, 300 миллионов, потом - по миллиарду выделяли. В этом году - опять миллиард. Немногим больше тратят на эти цели и местные власти, хотя это - их прямая обязанность.
И сейчас хочу вернуться к тому, что сказал выше. В шесть раз увеличились региональные бюджеты. Считаю, что средства на ремонт надо выделить в достаточном количестве, но все-таки в разовом порядке, чтобы запустить сам механизм создания объединений эффективных собственников жилья. А вот расселение аварийного фонда должно, конечно, стать долгосрочной программой, которая переломила бы неблагоприятные тенденции в этой сфере и помогла бы миллионам граждан России решить свои жилищные проблемы.
Нужно посмотреть правде в глаза и признать, что сегодня без поддержки государства многие наши сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, сами решить этот вопрос не в состоянии. (Аплодисменты.) И вы, конечно, прекрасно понимаете, что именно здесь кроются многие корни острых проблем - таких, как пьянство, высокая смертность, преступность (в том числе и подростковая), беспризорность, наконец.
Конечно, возникает извечный вопрос: где взять деньги? Но, во-первых, деньги у нас есть, и формирование расходной части бюджета - это всегда лишь вопрос выбора приоритетов как на федеральном уровне, так и на региональном. А, во-вторых, у меня есть и конкретное предложение - направить на эти цели значительные дополнительные доходы. В том числе - от улучшения администрирования налоговых сборов, от приватизации государственного имущества, а также, может быть, и от продажи активов компании ЮКОС для погашения ее долгов перед государством. (Аплодисменты.)
Считаю, что для эффективной работы по реформированию ЖКХ необходимо создать специальный фонд в объеме не менее 250 млрд. рублей. (Аплодисменты.) На программу переселения граждан из аварийного жилья выделить не менее 100 млрд. рублей. Хочу обратить внимание: это в 20 раз больше, чем выделялось в предыдущие годы. (Аплодисменты.) А на ремонт жилищного фонда - направить не менее 150 млрд. рублей. Ранее из федерального бюджета мы на эти цели вообще не выделяли средства. (Аплодисменты.)
В управлении этим фондом должны принять участие не только представители Правительства, но и парламента, и общественных организаций. Учитывая и остроту проблемы, и значительный размер выделяемых ресурсов, фондом должны быть подготовлены программы, рассчитанные на четыре-пять лет. Эту программу нужно нацелить на стимулирование реформ жилищно-коммунального хозяйства и помощь конкретным людям.
Рассчитываю на надежный контроль за расходованием этих средств со стороны депутатов всех уровней - обращаюсь к вам с этой просьбой. Надеюсь на контроль со стороны средств массовой информации, общественности. При этом подчеркну: ответственность с органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления никто не снимает.
Уважаемые коллеги!
В 2002 году мы приняли решение о создании Стабилизационного фонда. Он был необходим для гарантий исполнения бюджетных обязательств и снижения инфляционного давления, вызванного высокими ценами на энергоносители на мировых рынках. Время показало, что такая политика была правильной, оправданной. Мы добились последовательного снижения инфляции, и это позитивно сказалось на росте реальных денежных доходов граждан. Это способствовало устойчивому развитию экономики.
Однако сегодня характер экономических задач требует корректировки функций и структуры Стабилизационного фонда при сохранении, безусловном сохранении консервативной финансовой политики. В этой связи мною в Бюджетном послании был предложен новый порядок использования финансовых ресурсов, получаемых от нефтегазовых доходов. Его конкретные параметры закрепляются в Бюджетном кодексе.
Напомню, все нефтегазовые доходы предполагается разделить на три составляющие.
Первое. Это - резервный фонд для целей минимизации рисков нашей экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках. А также - для поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией, что, еще раз подчеркну, напрямую направлено на рост денежных доходов населения.
Второе. Часть нефтегазовых доходов должна идти в федеральный бюджет для выполнения, прежде всего, масштабных социальных программ.
И третье - это Фонд будущих поколений, куда будут направляться все остальные нефтегазовые доходы. Считаю, что средства этого фонда должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики, должны работать на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешнего поколений. (Аплодисменты.) И, конечно, в этой связи более правильно было бы назвать его именно Фондом национального благосостояния.
Сегодня хотел бы подробнее остановиться на том, как предлагается использовать его ресурсы.
Наша культура исторически основывалась на уважении к людям, воспитавшим нас, давшим дорогу в жизнь. У общества, которое неуважительно относится к старикам, нет будущего. Но в тяжелые годы реформ многие, а если сказать по-честному - подавляющее большинство пенсионеров, фактически оказалось за чертой бедности. Прежде всего - из-за краха не приспособленной к рыночным условиям пенсионной системы.
Мы не вправе повторять ошибок прошлого и должны предпринять все усилия для гарантии достойной жизни пенсионеров в будущем. (Аплодисменты.)
В то же время все громче звучит мнение, что проблемы пенсионного обеспечения в будущем невозможно решить без повышения пенсионного возраста. Обосновывают это расчетами о возможном дефиците пенсионной системы в период 2012 - 2030 годов - в связи с необходимостью индексации базовой части пенсии темпами, превышающими инфляцию, а также в связи со сложной демографической ситуацией.
Убежден, если своевременно принять необходимые меры, никаких кризисов пенсионной системы не будет. Считаю также, что в обозримом будущем для повышения пенсионного возраста в нашей стране объективной необходимости нет. (Аплодисменты.) И не только потому, что это кардинально и, что называется, на все времена не решает проблем с пенсионным обеспечением. Но прежде всего потому, что у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита. (Аплодисменты.) Это - вопрос собираемости налогов, вывода из "тени" зарплат, и прошу Правительство принять соответствующие меры.
Кроме того, следует создать систему стимулов, чтобы люди при достижении пенсионного возраста добровольно могли продолжить трудовую деятельность (те, кто хочет это делать). Такое добровольное продолжение трудовой деятельности должно вести в будущем к значительному повышению пенсионных выплат. Считаю, что за период с 2007 по 2009 год увеличение среднего размера пенсий должно составить не менее 65 процентов. (Аплодисменты.)
Кроме того, предлагаю решить вопрос по так называемым "северным" пенсиям (аплодисменты), чтобы пенсионеры - и те, кто уже переехал, и те, кто только будет переезжать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, - могли сохранить большую часть начисленной ранее пенсии. Решение должно быть принято уже в этом году. Прошу Правительство это сделать. (Аплодисменты.)
Одновременно с индексацией пенсий необходимо стимулировать и добровольные пенсионные накопления - это очень важный аспект в пенсионных делах. В этой связи предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния направлять на софинансирование таких добровольных пенсионных накоплений.
По сути, нам предстоит сформировать "пенсионный капитал" граждан. Предлагаю следующий порядок его формирования: на каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде государство должно добавить еще одну тысячу рублей. (Аплодисменты.) И, естественно, чтобы эти взносы в течение времени не обесценивались, - они должны инвестироваться и обеспечить необходимую доходность и надежность.
Для справедливого распределения средств между разными категориями, социальными группами населения прошу Правительство определить максимальную сумму такого софинансирования. В дальнейшем свободные средства Фонда национального благосостояния могли бы расходоваться и на покрытие дефицита пенсионной системы, если такой все же возникнет. Причем сами финансовые ресурсы фонда должны быть увеличены до таких объемов, чтобы поставленные задачи можно было решать за счет доходов от их эффективного размещения.
Я сейчас не буду называть конкретных цифр. Правительство побаивается, если я их здесь назову, но знает, какой это объем. Прошу, чтобы это не осталось просто пустым звуком.
В комплексе названные меры должны обеспечить как увеличение объема пенсионных накоплений граждан, так и надежную работу пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
Уважаемые коллеги!
Богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает нам видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики. Такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь. Для реализации именно такой стратегии мы подготовили условия: приняли законы, сформировали необходимые структуры. И сегодня, опираясь на созданную нами базу, хотел бы перейти к постановке ряда конкретных задач.
В этой связи вернусь к вопросу использования средств Фонда национального благосостояния. Часть его средств должна направляться на капитализацию институтов развития, прежде всего - Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других. Для этого предлагаю уже в текущем году направить 300 млрд. рублей, предусмотрев в будущем дальнейшие ассигнования на эти цели.
Что касается проектов, финансируемых за счет институтов развития, то они, считаю, должны быть посвящены решению важнейших задач в экономике.
Первое. Это устранение инфраструктурных ограничений роста.
Второе. Повышение эффективности использования природных ресурсов.
И третье. Модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.
При этом отмечу принципиальные моменты. Бюджетные средства должны стать здесь не главным источником, а прежде всего - катализатором для частных инвестиций. Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь "подставить плечо" - "подставить плечо" там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки. А основной ролью государства должно быть содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных, производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний.
В связи с этим хотел бы напомнить о таком важном сегменте экономики, как малое предпринимательство. Мы не раз говорили о необходимости его развития в стране. И прошу уже в ближайшее время принять закон о поддержке и развитии малого бизнеса.
Могу с уверенностью сказать, что там, где развивается малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности, - такова статистика. При дальнейшем развитии этого бизнеса будет меняться и структура общества, будет расти средний класс и тогда не будет никаких иждивенческих настроений. Будет развиваться инициатива, а граждане будут все больше брать ответственности за результаты своего труда на себя.
Говоря о государственных средствах, необходимо иметь в виду, что инвестиции федеральных, региональных и местных властей уже составляют около 20 процентов от всех инвестиций в стране. Здесь также следует обеспечить максимальную эффективность использования. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эти средства давали должную отдачу.
Надо навести порядок и с заключением государственных контрактов, полностью перейти на такую систему договоров, при которой стоимость государственного заказа не менялась бы в течение всего периода его исполнения. При распределении государственных заказов в подавляющем большинстве случаев - перейти на аукционную систему.
Теперь подробнее о предлагаемых конкретных проектах, они очень большие, масштабные.
Один из безусловных приоритетов ближайших лет - это электроэнергетика. Россия уже столкнулась с нехваткой мощностей для дальнейшего роста. Предстоит крупнейшая за последние десятилетия структурная реформа. По сути, речь идет о второй масштабной электрификации страны.
К 2020 году необходимо увеличить на две трети производство электроэнергии в России. Для этого государством и частными компаниями будет проинвестировано порядка 12 трлн. рублей. Предстоит построить новые станции, модернизировать действующие, а также расширить сетевую инфраструктуру. Нам, кроме того, необходимы значительные изменения в структуре электрогенерации - за счет увеличения доли атомной, угольной и гидрогенерации.
В нашей стране за весь, подчеркну, за весь советский период, было построено 30 атомных энергоблоков, а за ближайшие 12 лет мы должны построить 26 блоков, причем на основе самых современных технологий. Для реализации этого проекта предлагаю создать специальную корпорацию, объединяющую предприятия атомной энергетики и промышленности. Она будет работать на внутреннем и внешнем рынках, а кроме того, решать задачи обеспечения интересов государства в сфере обороны. Для этого надо будет принять специальный закон (я сейчас говорю об атомной энергетике, хочу еще раз подчеркнуть).
Далее. Россия с ее гигантскими гидроресурсами использует свой потенциал менее чем на 20 процентов, в то время как другие развитые страны - на 70 - 80 процентов. Необходимо начать строительство крупных ГЭС - прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке. Мы обладаем и крупнейшими запасами угля, поэтому акцент должен быть сделан на увеличении доли угольной генерации нового поколения.
Рассчитываю, что благодаря активной работе Правительства, а также инициативной позиции бизнеса планы развития электроэнергетики будут успешно реализованы.
Еще один элемент инфраструктуры будущего роста - это эффективная транспортная система. Плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие, является серьезным тормозом для развития. Ежегодная сумма экономических потерь оценивается более чем в 3 процента ВВП (вспомним, что на всю оборону мы с вами тратим 2,7 процента ВВП). А мобильность, подвижность населения России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах.
Согласитесь также - разве можно беспомощно взирать на разрушающиеся мостовые переходы, строительство которых начато еще в советские годы? Или спокойно подводить печальные итоги количества ДТП, в том числе с летальными исходами, например, на такой оживленной трассе, как Москва - Дон, которой, особенно в летнее время, пользуются миллионы людей? Все это абсолютно недопустимо! (Аплодисменты.)
Расходы федерального бюджета на автомобильные дороги с 2005 года практически удвоились. Тем не менее, на решение обозначенных мною проблем, не требующих никакого отлагательства, а также на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов, предлагаю дополнительно выделить еще 100 млрд. рублей. (Аплодисменты.)
В целом считаю необходимым утвердить программу развития дорожной сети до 2015 года. Безусловный приоритет - это строительство высококачественных федеральных трасс и реконструкция дорог, формирующих международные транспортные коридоры в Европейской части России по направлениям Север - Юг и Центр - Урал. А также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири.
Убежден, просто механически увеличивать объемы финансирования, конечно, недостаточно. Нужна правовая база, которая предусматривала бы новые, современные способы финансирования строительства и эксплуатации дорог. Депутаты Госдумы и Правительство уже внесли соответствующие законодательные инициативы. Их нужно реализовывать как можно быстрее.
Не менее значимым для нас является и развитие железнодорожных, воздушных, водных путей сообщения. Следует принять долгосрочную программу развития железных дорог, включая как внутренние, так и международные перевозки.
Далее. В стране за последние 15 лет более чем в три раза сократилось число аэропортов. Нужно предпринять безотлагательные меры по улучшению ситуации в этой области.
Необходимо начать реализацию программы создания на территории страны транспортных авиационных центров. Считаю также, что на федеральном уровне должны оставаться только самые значимые аэропорты. Остальные должны быть переданы в собственность регионов Российской Федерации. Прошу Правительство рассмотреть вопрос о принятии специальной программы развития аэропортовой сети.
Надо привлекать и частные инвестиции - через приватизацию аэропортовых терминалов и концессию аэропортовой инфраструктуры, включая взлетно-посадочные полосы.
Я уже несколько лет говорю о необходимости развития морских портов. В то же время ситуация практически не улучшается, наши грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. Ну, просто недопустимо!
Правительство, как будто специально, никаких мер не принимает - мы несколько лет говорим об этом. Считаю, что это - результат либо неспособности правильно определить приоритеты (о которых я уже говорил несколько раз), либо - должным образом организовать практическую работу.
И то и другое плохо. Нужно незамедлительно сделать следующие шаги: прежде всего, разработать и принять инвестиционные программы развития российских портов. Уже в этом году - решить вопрос с оформлением земли под развитие портовой инфр