РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
Принят Государственной Думой 23 декабря 2005 года
Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2005 года
(В редакции федеральных законов от 17.05.2007 № 84-ФЗ, от 30.10.2007 № 240-ФЗ, от 27.11.2010 № 311-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 23.04.2012 № 33-ФЗ, от 23.07.2013 № 230-ФЗ, от 28.12.2013 № 410-ФЗ, от 29.06.2015 № 207-ФЗ, от 11.03.2016 № 70-ФЗ, от 05.12.2017 № 393-ФЗ, от 29.07.2018 № 270-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ, от 18.03.2023 № 84-ФЗ, от 10.07.2023 № 305-ФЗ, от 04.08.2023 № 447-ФЗ, от 25.12.2023 № 633-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом геополитического положения Калининградской области в целях ускорения ее социально-экономического развития.
(Статья в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
1) Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - Особая экономическая зона) - территория Калининградской области и примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны; (В редакции Федерального закона от 05.12.2017 № 393-ФЗ)
2) управление Особой экономической зоной - деятельность уполномоченного органа и деятельность администрации Особой экономической зоны, направленные соответственно на обеспечение действия специального правового режима Особой экономической зоны и обеспечение организации ее функционирования;
3) уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами и обеспечивающий действие специального правового режима Особой экономической зоны в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
4) администрация Особой экономической зоны (далее - администрация) - структурное подразделение высшего исполнительного органа Калининградской области, обеспечивающее организацию функционирования Особой экономической зоны в соответствии с положениями настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 447-ФЗ)
5) резидент Особой экономической зоны (далее - резидент) - юридическое лицо, соответствующее требованиям настоящего Федерального закона и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны (далее - реестр);
6) инвестиционная декларация - документ, содержащий сведения об условиях реализации инвестиционного проекта в Особой экономической зоне резидентом в соответствии с настоящим Федеральным законом;
7) конечное потребление - использование товара, в результате которого товар полностью утратил свои потребительские свойства и стал непригоден для использования по прямому назначению либо становится невозможным любое использование данного товара, его частей, компонентов и материалов, в том числе вследствие физического отсутствия товара, его частей, компонентов и материалов. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 18.03.2023 № 84-ФЗ)
2. Для целей глав 3 и 31 настоящего Федерального закона используются понятия, определенные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и иными международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. (Дополнение частью - Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.03.2023 № 84-ФЗ)
Статья 3. Управление Особой экономической зоной
1. В целях обеспечения действия специального правового режима Особой экономической зоны уполномоченный орган осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, а также координацию взаимодействия администрации и федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов, касающихся такого обеспечения.
2. Администрация в целях обеспечения организации функционирования Особой экономической зоны осуществляет следующие функции:
1) ведение реестра в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом;
2) принятие решений о включении юридических лиц в реестр или об отказе во включении их в реестр, принятие решений об исключении резидентов из реестра в соответствии с настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 33-ФЗ)
3) представление в налоговые органы и таможенные органы информации о включении юридических лиц в реестр и об исключении резидентов из реестра. Представление такой информации в таможенный орган осуществляется в электронной форме в рамках информационного взаимодействия в автоматизированном режиме без направления запросов о представлении такой информации. Формат и структура представления такой информации устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела; (В редакции Федерального закона от 18.03.2023 № 84-ФЗ)
4) контроль за соблюдением резидентами условий инвестиционных деклараций;
5) согласование изменений, вносимых резидентом в инвестиционную декларацию, и внесение таких изменений в реестр;
6) формирование предложений о включении в перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
7) защита законных интересов резидентов в отношениях с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления при решении вопросов реализации инвестиционных проектов;
8) представление ежегодного отчета о результатах функционирования Особой экономической зоны в соответствующий отчетный год, ежегодного отчета о проведении проверок деятельности резидентов в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом; (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 33-ФЗ)
9) выдача по требованию резидента выписки из реестра;
10) утверждение формы инвестиционной декларации;
11) согласование перечня рабочих мест плательщика, относящихся к новым рабочим местам, который утверждается плательщиком до начала применения в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах, пониженных тарифов страховых взносов. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 05.12.2017 № 393-ФЗ)
3. Назначение на должность руководителя администрации и освобождение от данной должности осуществляются высшим должностным лицом Калининградской области. (В редакции федеральных законов от 23.04.2012 № 33-ФЗ, от 04.08.2023 № 447-ФЗ, от 25.12.2023 № 633-ФЗ)
Глава 2. Резиденты
Статья 4. Включение юридических лиц в реестр
1. Юридическое лицо подлежит включению в реестр в случае соответствия следующим требованиям:
1) юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской области;
3) производство товаров осуществляется юридическим лицом исключительно на территории Калининградской области;
4) инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской области;
5) инвестиционный проект, представленный юридическим лицом, отвечает установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
2. Резидентами не могут быть юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. Резидентами не могут быть финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
4. Юридическое лицо представляет в письменной форме в администрацию заявление о включении юридического лица в реестр (далее в частях 5 - 9 настоящей статьи - заявитель) с приложением следующих документов: (В редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 33-ФЗ)
1) засвидетельствованная в установленном порядке копия учредительных документов юридического лица;
2) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4) инвестиционная декларация.
(Часть в редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ)
41. В случае, если документы, указанные в пунктах 2 и 3 части 4 настоящей статьи, не представлены юридическим лицом, по межведомственному запросу администрации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки юридического лица на учет в налоговом органе. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)
5. Администрация устанавливает соответствие документов, приложенных к заявлению о включении заявителя в реестр, перечню документов, указанных в части 4 настоящей статьи, в срок не более чем три рабочих дня со дня их представления в администрацию и направляет в письменной форме заявителю одно из следующих уведомлений: (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 447-ФЗ)
1) о принятии указанного заявления к рассмотрению;
2) об отказе в принятии указанного заявления к рассмотрению в случае непредставления документов, указанных в пунктах 1 и (или) 4 части 4 настоящей статьи.
(Часть в редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 33-ФЗ)
51. В срок не более чем тридцать дней со дня направления заявителю уведомления о принятии указанного в части 5 настоящей статьи заявления к рассмотрению администрация принимает решение о включении заявителя в реестр или об отказе во включении заявителя в реестр с указанием причин отказа и в день принятия этого решения уведомляет заявителя о принятом решении путем направления сообщения электросвязи соответственно на абонентский номер сети подвижной радиотелефонной связи или адрес электронной почты, которые указаны заявителем в заявлении о включении юридического лица в реестр, и в срок не более чем три рабочих дня со дня принятия решения направляет в письменной форме заявителю одно из следующих уведомлений:
1) о принятии решения о включении заявителя в реестр с приложением копии такого решения;
2) о принятии решения об отказе во включении заявителя в реестр с приложением копии такого решения.
(Дополнение частью - Федеральный закон от 23.04.2012 № 33-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 447-ФЗ)
6. Решение об отказе во включении заявителя в реестр принимается администрацией только в случае несоблюдения условий включения в реестр, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
61. Решение об отказе во включении заявителя в реестр оформляется путем выдачи заявителю указанного решения. (Дополнение частью - Федеральный закон от 04.08.2023 № 447-ФЗ)
7. Решение о включении заявителя в реестр оформляется путем выдачи заявителю свидетельства о его включении в реестр.
8. Заявитель вправе осуществлять деятельность с применением специального правового режима Особой экономической зоны со дня принятия решения о включении заявителя в реестр.
9. Решение об отказе во включении заявителя в реестр может быть обжаловано заявителем в арбитражный суд.
10. К инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, предъявляются следующие требования:
1) реализация инвестиционных проектов на территории Калининградской области;
2) инвестиционный проект не может быть направлен на следующие цели:
а) добыча полезных ископаемых, оказание услуг в этой области; (В редакции Федерального закона от 05.12.2017 № 393-ФЗ)
б) производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) в соответствии со списком, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
в) оптовая и розничная торговля;
г) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
д) финансовая деятельность;
е) производство и распределение электрической энергии; (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 05.12.2017 № 393-ФЗ)
ж) передача имущества в аренду, за исключением передачи имущества в аренду для осуществления и обеспечения производства продукции обрабатывающих производств; (Дополнение подпунктом - Федеральный закон от 05.12.2017 № 393-ФЗ)
3) осуществление инвестиций в форме капитальных вложений. Капитальными вложениями, учитываемыми при определении стоимости инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), а именно затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение транспортных средств, машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений при определении стоимости инвестиционного проекта стоимость имущества, переданного в уставный капитал резидента, затраты на приобретение у резидентов или других лиц имущества, которое находилось в собственности резидентов и в отношении которого ранее применялась налоговая ставка налога на имущество организаций в размерах, установленных пунктами 3 и 4 статьи 3851 Налогового кодекса Российской Федерации, затраты на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских и прогулочных судов (за исключением затрат на приобретение спортивных, туристских и прогулочных судов резидентом, реализующим инвестиционный проект в области туристско-рекреационной деятельности), затраты на приобретение земельных участков, зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, а также затраты на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений; (В редакции Федерального закона от 05.12.2017 № 393-ФЗ)
4) объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей. В случае реализации инвестиционного проекта в области туристско-рекреационной деятельности, по созданию обрабатывающего производства, а также в области рыболовства, рыбоводства, сельского хозяйства объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем пятьдесят миллионов рублей. В случае реализации инвестиционного проекта в области здравоохранения объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем десять миллионов рублей. В случае реализации инвестиционного проекта в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг, в области информационных технологий, научных исследований и разработок объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем один миллион рублей; (В редакции федеральных законов от 11.03.2016 № 70-ФЗ; от 05.12.2017 № 393-ФЗ)
5) объемы капитальных вложений, указанные в пункте 4 настоящей части, должны быть осуществлены в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр, а для резидентов, включенных в реестр с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, указанный срок может быть увеличен до шести лет на основании поданного резидентом в письменной форме заявления о внесении изменений в инвестиционную декларацию в части увеличения срока осуществления капитальных вложений с трех до шести лет; (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 447-ФЗ)
6) при определении объема капитальных вложений, указанного в настоящей статье, не учитываются безвозмездная передача и возмездная передача, включая передачу через третьих лиц, машин, оборудования и транспортных средств лицами, государственная регистрация которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также возмездная передача имущества, в том числе по договору лизинга, с оплатой (предоставлением рассрочки платежа) в срок, превышающий три года со дня включения резидента в реестр. (В редакции Федерального закона от 05.12.2017 № 393-ФЗ)
101. В целях настоящей статьи реализацией инвестиционного проекта на территории Калининградской области также признается деятельность резидента, зарегистрированного до 31 декабря 2013 года, в соответствии с его инвестиционной декларацией, содержащей сведения о видах услуг по перевозкам товаров, пассажиров и багажа или услуг, непосредственно связанных с этими перевозками, если указанные перевозки осуществляются:
1) по территории Калининградской области;
2) между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств;
3) между территорией Калининградской области и остальной частью территории Российской Федерации;
4) между двумя пунктами, расположенными на остальной части территории Российской Федерации, между пунктом на территории Российской Федерации и пунктом на территории иностранного государства, между двумя пунктами, расположенными на территории иностранного государства, территориях иностранных государств. Указанные перевозки осуществляются после завершения перевозки между территорией Калининградской области и территорией иностранного государства или остальной частью территории Российской Федерации при следовании транспортного средства под погрузку товаров для последующего их ввоза в Калининградскую область либо при следовании порожнего транспортного средства в Калининградскую область.
(Дополнение частью - Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ)
102. Для целей настоящей статьи под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод. (Дополнение частью - Федеральный закон от 11.03.2016 № 70-ФЗ)
103. Для целей настоящей статьи требования подпункта "ж" пункта 2 части 10 настоящей статьи не распространяются на передачу в аренду объектов (части таких объектов) образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, созданных в результате реализации инвестиционных проектов. (Дополнение