РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственной службе российского казачества
Принят Государственной Думой 9 ноября 2005 года
Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2005 года
(В редакции федеральных законов от 03.12.2008 № 245-ФЗ, от 03.06.2009 № 107-ФЗ, от 31.05.2011 № 101-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 24.11.2014 № 363-ФЗ, от 13.07.2015 № 262-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 01.05.2017 № 82-ФЗ, от 03.08.2018 № 307-ФЗ, от 02.08.2019 № 281-ФЗ, от 30.12.2020 № 529-ФЗ, от 21.11.2022 № 460-ФЗ, от 10.07.2023 № 286-ФЗ, от 23.03.2024 № 59-ФЗ)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом определяются правовая и организационная основы несения российским казачеством государственной службы.
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ;
2) государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации - информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах;
3) казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского), войскового или всероссийского казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с федеральным законом, указом Президента Российской Федерации и уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 31.05.2011 № 101-ФЗ, от 02.08.2019 № 281-ФЗ, от 30.12.2020 № 529-ФЗ)
4) хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
41) районное (юртовое) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 03.12.2008 № 245-ФЗ)
5) окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ; (В редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 245-ФЗ)
6) войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 245-ФЗ)
7) всероссийское казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ, а также окружных (отдельских) казачьих обществ, не входящих в состав войсковых казачьих обществ. Устав всероссийского казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 31.05.2011 № 101-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 529-ФЗ)
2. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 30.12.2020 № 529-ФЗ)
3. Порядок согласования уставов хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) и войскового казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество, и порядок утверждения уставов казачьих обществ главами муниципальных образований, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами определяются Президентом Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 02.08.2019 № 281-ФЗ)
4. Особенности порядка создания и деятельности казачьих обществ на отдельных территориях могут устанавливаться Президентом Российской Федерации на основании представления уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами, подготовленного по предложению атамана всероссийского казачьего общества. (Дополнение частью - Федеральный закон от 23.03.2024 № 59-ФЗ)
Статья 3. Правовая основа государственной службы российского казачества
Правовой основой государственной службы российского казачества являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственной службы.
Статья 4. Основные принципы несения российским казачеством государственной службы
1. Основными принципами несения российским казачеством государственной службы являются:
1) законность;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
3) равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе, взаимосвязь государственной и муниципальной службы;
4) профессионализм и компетентность государственных служащих;
5) защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.
2. Реализация принципов несения российским казачеством государственной службы обеспечивается федеральным законодательством о государственной службе.
3. Члены казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, принявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы, обязаны приостановить свое членство в политических партиях, иных общественных объединениях, преследующих политические цели, не вправе вступать в них и принимать участие в их деятельности. Деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, в казачьих обществах, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, не допускается. (Дополнение частью - Федеральный закон от 24.11.2014 № 363-ФЗ)
Статья 5. Государственная служба российского казачества
1. Российское казачество проходит государственную гражданскую службу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Российское казачество проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, войска национальной гвардии Российской Федерации и пограничные органы. Члены казачьего общества, принявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы и пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, поступают в мобилизационный людской резерв Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - резерв) на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 23.03.2024 № 59-ФЗ)
3. Российское казачество проходит федеральную государственную службу, связанную с правоохранительной деятельностью, в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 262-ФЗ)
4. Российское казачество в установленном порядке:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе, а также организует отбор и направление в резерв кандидатов из числа членов казачьих обществ, отвечающих установленным законодательством Российской Федерации требованиям для поступления в резерв; (В редакции Федерального закона от 23.03.2024 № 59-ФЗ)
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом; (В редакции Федерального закона от 31.05.2011 № 101-ФЗ)
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 31.05.2011 № 101-ФЗ)
5. Российское казачество осуществляет свое право на равный доступ к государственной службе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
51. Российское казачество привлекается к несению государственной и муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.05.2017 № 82-ФЗ)
52. Члены казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, принявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы, вправе замещать должности, на которые распространяются ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.05.2017 № 82-ФЗ)
53. Член казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, принявший на себя обязательства по несению государственной или иной службы, замещающий должность, на которую распространяются ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, не вправе получать в казачьем обществе заработную плату или иные выплаты, а также исполнять полномочия, связанные с осуществлением казачьим обществом приносящей доход деятельности. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.05.2017 № 82-ФЗ)
6. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 01.05.2017 № 82-ФЗ)
7. Порядок принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, а также форма одежды, знаки различия, чины и форма удостоверения члена казачьего общества не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации.
71. Член казачьего общества, осужденный за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, может быть лишен специального звания (чина члена казачьего общества) по приговору суда. (Дополнение частью - Федеральный закон от 31.05.2011 № 101-ФЗ)
8. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 01.05.2017 № 82-ФЗ)
9. Работу по взятию на себя обязательств по несению государственной и иной службы членами хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, объединенных в войсковое казачье общество, организует атаман войскового казачьего общества. (Дополнение частью - Федеральный закон от 03.12.2008 № 245-ФЗ)
91. Контроль за соблюдением членами хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы возлагается на атаманов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ соответственно. В случае систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения членами хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы атаман всероссийского казачьего общества вправе временно, до проведения внеочередного заседания высшего органа управления соответствующего казачьего общества, на котором будет избран атаман, отстранять от занимаемой должности атаманов казачьих обществ, входящих в состав всероссийского казачьего общества, в порядке, предусмотренном уставом соответствующего казачьего общества. (Дополнение частью - Федеральный закон от 23.03.2024 № 59-ФЗ)
10. Атаман хуторского, станичного, городского, районного (юртового) или окружного (отдельского) казачьего общества избирается высшим органом управления казачьего общества сроком на пять лет. Порядок утверждения атаманов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами. (Дополнение частью - Федеральный закон от 03.12.2008 № 245-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 281-ФЗ)
101. Атаман войскового казачьего общества избирается высшим органом управления казачьего общества сроком на пять лет и утверждается Президентом Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами. (Дополнение частью - Федеральный закон от 02.08.2019 № 281-ФЗ)
102. Атаман всероссийского казачьего общества назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами. (Дополнение частью - Федеральный закон от 02.08.2019 № 281-ФЗ)
11. Атаманом казачьего общества может быть гражданин Российской Федерации - член хуторского, станичного или городского казачьего общества. (Дополнение частью - Федеральный закон от 31.05.2011 № 101-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 281-ФЗ)
12. Кандидатом на должность атамана казачьего общества не может быть выдвинут член хуторского, станичного или городского казачьего общества: (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 281-ФЗ)
1) имеющий неснятую или непогашенную судимость;
2) содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
3) которому в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предъявлено обвинение в совершении преступления;
4) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и (или) 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию);
5) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) замещающий должность, на которую распространяются ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, если это повлечет за собой конфликт интересов; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 01.05.2017 № 82-ФЗ)
7) ранее освобожденный от должности атамана казачьего общества по основанию, предусмотренному частью 17 настоящей статьи; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 01.05.2017 № 82-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 281-ФЗ)
8) ранее освобожденный от должности атамана казачьего общества в связи с временным отстранением от занимаемой должности атаманом всероссийского казачьего общества. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 23.03.2024 № 59-ФЗ)
(Дополнение частью - Федеральный закон от 31.05.2011 № 101-ФЗ)
13. Член казачьего общества, замещающий должность, на которую распространяются ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, может входить в состав органов управления казачьего общества с согласия руководителя органа (организации), в котором он замещает должность. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.05.2017 № 82-ФЗ)
14. В случае избрания на должность атамана войскового казачьего общества члена казачьего общества, замещающего должность, на которую распространяются ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, представление уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами Президенту Российской Федерации об утверждении атамана войскового казачьего общества подлежит согласованию с органом (организацией), в котором указанный член казачьего общества замещает должность. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.05.2017 № 82-ФЗ)
15. Порядок подготовки, согласования и внесения Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность или об освобождении от должности атамана всероссийского казачьего общества, а также представления об утверждении атамана войскового казачьего общества определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.05.2017 № 82-ФЗ) (В редакции Федерального закона от